В Москве состоялась конференция «Мобильное предприятие: как расширить возможности для бизнеса?», организованная фирмой IDC и издательством «Открытые системы»

Широкое внедрение мобильных технологий — одна из ключевых тенденций современного мира телекоммуникаций. Активное движение к мобильности, особенно ярко проявившееся на европейском рынке (включая Россию), привело к резкому увеличению объемов продаж портативных компьютеров и мобильных терминальных устройств, росту уровня проникновения мобильной связи. Согласно данным, которые привел на конференции Роберт Фариш, глава представительства IDC в России и СНГ, в 2004 году мобильная связь в нашей стране по уровню проникновения примерно вдвое обогнала фиксированную, и в ближайшие годы разрыв между ними будет только увеличиваться.

О стремительности развития мобильных технологий в России свидетельствуют объемы поставок мобильных телефонов. В 2003 году они составили около 17 млн штук, а в 2004 году — почти 27 млн. Примерно шестая часть трубок, проданных в прошлом году, поддерживают технологию GPRS, а в 2006 году, по прогнозам IDC, доля таких телефонов достигнет 30%. В связи с появлением в нашей стране первых сетей EDGE аналитики IDC ожидают, что в 2008 году значительно возрастет доля устройств, поддерживающих этот стандарт мобильной связи.

Другим проявлением той же тенденции стало увеличение объемов поставок портативных компьютеров. В стране наблюдается настоящий бум продаж вычислительной техники этой категории. Если в начале десятилетия данный рыночный сегмент рос на 30-35% ежегодно, то в минувшем году темпы роста составили 184%, в шесть раз превысив аналогичный показатель для рынка ПК в целом. Рекорд вряд ли повторится в ближайшее время, но ожидается, что уже в 2005 году в России будет продан 1 млн ноутбуков. Примечательно, что около трети всех реализуемых портативных компьютеров оснащены процессорами Intel Centrino.

К интеллектуальным мобильным устройствам IDC относит смартфоны, карманные ПК и промышленные терминалы. Уже сегодня на смартфоны в России приходятся 75% рынка, и в ближайшие годы их число будет только увеличиваться. По прогнозам IDC, уже в нынешнем году в России будет продано 0,5 млн мобильных терминалов всех трех категорий.

Стремительное насыщение рынка подобными устройствами создает базу для воплощения концепции мобильного предприятия. Однако, как неоднократно подчеркивалось на конференции, термины «мобильный» и «беспроводной» не идентичны. Последний указывает на применяемую технологию, а первый в основном имеет отношение к организации деятельности сотрудников. Он подразумевает предоставление пользователю доступа ко всем необходимым корпоративным ресурсам вне его рабочего места и даже вне офиса. Реализация этой идеи позволяет компаниям достигать большей гибкости бизнес-процессов и качественно нового уровня продуктивности сотрудников, особенно работающих на выезде или на дому.

Динамика поставок мобильных устройств на российский ранок, млн.шт.

Мобильность обеспечивает своевременное получение необходимых данных, эффективный обмен знаниями, оперативность принятия управленческих решений. Она делает возможными мгновенное оповещение предприятия о крупных заказах, обработку транзакций в присутствии клиента, ускоренное оформление сделок. К ее косвенным преимуществам стоит отнести повышение общей производительности за счет роста индивидуальной отдачи сотрудников, возможность реорганизации производственных процессов, повышение адаптируемости предприятия к изменениям внешних условий.

По мнению Боба Брейса, вице-президента по мобильным решениям подразделения Nokia Enterprise Solutions, во многих организациях достижение мобильности стало одним из важнейших направлений ИТ-стратегии. Возможность поддержания постоянного контакта с удаленными и мобильными сотрудниками повышает эффективность цепочек поставок и позволяет внедрять дополнительные сервисы, приносящие заметную отдачу от инвестиций. Уже сегодня в мобильную среду переносятся не только доступ к Internet и обмен электронной почтой, но и различные бизнес-процессы, доступ к корпоративным базам данных и приложениям класса CRM, процессы обслуживания клиентов, автоматизация деятельности сотрудников, работающих на выезде. Со временем эти тенденции будут только усиливаться, и уже в следующем году Nokia ожидает появления приложений, поддерживающих организацию видеоконференций, коллективную работу и передачу потокового видео в мобильной среде.

Прогресс в этой области заметен даже на очень коротких временных отрезках. Еще в 2003 году при покупке мобильного терминала на первое место выходил фактор цены, а предпочтение одного производителя перед другим редко имело какое-то рациональное объяснение. Но спустя всего год выбор оборудования начал осуществляться на основе его функциональности, а сам процесс закупок стал централизованным. Взяв эти процессы под свой контроль (особенно применительно к устройствам, которые поддерживают обмен данными), ИТ-отделы сумели частично преодолеть разнородность операционных систем и приложений на мобильных терминалах пользователей. Одновременно расширился спектр вариантов использования мобильных устройств.

По словам Максима Репина, консультанта Nortel Networks, совершенствование мобильных терминалов, рост их производительности и функциональных возможностей наряду с падением цен, прогресс в области систем распознавания голоса, активное применение универсальных коммуникационных серверов и интегрированных мультимедиа-приложений — все это уже в недалеком будущем кардинально изменит нашу жизнь. В частности, за рулем автомобиля сотруднику компании будут доступны практически все операции, которые сегодня выполняются только на рабочем месте. При помощи голосовых команд можно будет прослушивать электронную почту, в том числе содержимое присоединенных текстовых файлов, дозваниваться до партнеров, проверять местонахождение коллег по работе, организовывать сеансы конференц-связи и т.д. Каких-либо принципиальных ограничений для реализации этого сценария не существует.

Стремление предприятий поставить бизнес на мобильные рельсы обусловило спрос на специализированные отраслевые решения, одним из ведущих производителей которых является фирма Symbol Technologies. Представляя ее продукцию, Сергей Комягин, исполнительный директор Symbol по Юго-Восточной Европе и СНГ, предостерег участников конференции от смешения персональных мобильных устройств с решениями, ориентированными на корпоративный сектор. По его мнению, мобильность в корпоративной среде не сводится к сумме беспроводных технологий, приложений и конечных устройств. Она означает возможность сбора и передачи достоверных данных, а также управления этим процессом на протяжении всего жизненного цикла информации, включая стадию принятия решений.

Хотя при обсуждении мобильности предприятия в основном затрагиваются бизнес-аспекты, технологическую сторону дела также не стоит сбрасывать со счетов. Важную роль в поддержке мобильности играет организация беспроводных сетей передачи данных, которые активно используются в корпоративных сетях. По словам Александра Стадинчука, начальника отдела координации использования ограниченного ресурса Мининформсвязи РФ, в последние годы регулирующие органы заметно упростили порядок развертывания таких сетей. В решении ГКРЧ на эту тему, принятом в декабре 2004 года, нашли отражение особенности стандарта IEEE 802.11g.

Сегодня в России действует упрощенная процедура получения разрешительной документации на развертывание внутриофисных систем передачи данных. В частности, организациям не требуется получать решения ГКРЧ о выделении частот. По сути, разрешительный механизм заменен на уведомительный: предприятие обязано только поставить в известность местные органы Россвязьнадзора о построенной БСПД. Упростился и порядок ввоза оборудования для беспроводных сетей. В соответствии с Законом «О связи» решение ГКРЧ, которое разрешает импорт определенной модели, носит обобщенный характер: любое физическое или юридическое лицо имеет право без дополнительных разрешений ввозить любые радиоэлектронные системы из списка, однажды утвержденного ГКРЧ.

Правда, корпоративным заказчикам надо помнить, что внутриофисные сети в нашей стране действуют на вторичной основе, т.е. имеют меньший приоритет, нежели уличные беспроводные сети. К сожалению, это — не единственное препятствие, способное затормозить воплощение концепции мобильного предприятия. Планируя существенно расширить поддержку мобильных пользователей, компания должна соотнести достигаемые выгоды со стоимостью, сложностью внедрения и эксплуатации предлагаемых систем.

При анализе конкретного решения ИТ-директору стоит удостовериться, что оно сможет расширяться вместе с ростом бизнеса компании и увеличением числа ее мобильных сотрудников. Важно убедиться и в том, что новая инфраструктура не нарушит целостности уже используемых решений, не приведет к возникновению уязвимостей в системе безопасности корпоративной сети и будет интегрирована с существующими средствами защиты данных. Отдельный круг проблем связан с реализацией идеи мобильного офиса, в частности — с интеграцией различных беспроводных технологий, организацией порталов мобильных сервисов и с использованием мобильных версий наиболее востребованных бизнес-приложений (CRM, ERP, SFA).


Мобильное предприятие как форма организации бизнеса считается пока еще новым явлением не только в России, но и в развитых странах Запада. У некоторых наших читателей, этот термин, возможно, вызовет ассоциации с подзабытой «мыльной» эпохой Internet-экономики, когда предприятия многократно взвинчивали свою капитализацию, открывая обычные Web-представительства или электронные магазины. Спешим их успокоить: в нашем случае речь идет о существенной перестройке текущих процессов жизнедеятельности компаний, обусловленной внедрением технологий мобильного доступа к информации, а не об освоении каких-то неизведанных сфер ведения бизнеса. Подробнее об этом рассказывают представители компаний 3Com и Nortel Networks, Золотого и Бронзового партнеров конференции «Мобильное предприятие: как расширить возможности для бизнеса?».

Джозеф Вистола, менеджер по маркетингу компании 3Com в регионах Центральная Европа и MCR

Что подразумевают в 3Com под «мобильным предприятием»? Каковы основные черты этой модели организации бизнеса?

Для нас мобильное предприятие — это клиент, который хочет стереть границы между проводной и беспроводной сетью. Применение сотрудниками мобильных телефонов является лишь одним из слагаемых мобильного предприятия. Я сошлюсь на исследования германского института Фраунгофера: в будущем все виды корпоративных коммуникаций постепенно обретут черты мобильности. К примеру, сотрудники 3Com уже сейчас пользуются карманными устройствами BlackBerry, которые подключаются к почтовому серверу Lotus Notes. И не имеет значения, где находятся эти сотрудники в настоящий момент.

Если же я перемещаюсь между городами и странами, мне важна поддержка межоператорского роуминга. Когда я прибываю в Москву, мой коммуникатор автоматически настраивается на местную сеть GPRS. Но как только я попаду в московский офис 3Com, где развернута беспроводная WLAN, коммуникатор автоматически зарегистрируется как клиент «домашней» корпоративной сети. Это очень удобно, поскольку при установлении связи из московского офиса мне уже не нужно выкладывать довольно большие деньги за GPRS-роуминг.

Следующая ступень мобильности — повсеместное внедрение технологии VoIP в беспроводных сетях. В этом случае тоже необходимо позаботиться о межсетевом роуминге: если я нахожусь в пути, то пользуюсь услугами внешнего оператора GSM, а как только захожу в офис, переключаюсь на беспроводную локальную сеть. Свобода перемещения сотрудников при их постоянном «нахождении на связи» с офисом и есть воплощение концепции мобильного предприятия.

Должны ли телекоммуникационные операторы что-то предпринимать для ускоренного перехода заказчиков к модели мобильного предприятия?

Они уже это предпринимают. Их главная функция — поддержка роуминга. Скажем, в лондонском аэропорту Хитроу доступ к моему почтовому ящику уже осуществим в режиме роуминга, но, к сожалению, это возможно лишь в сети T-Mobile. Я не знаю, будет ли действовать роуминг в московском аэропорту Шереметьево, но там, где присутствует мой «домашний» мобильный оператор, такая услуга предоставляется.

Это правило должно относиться ко всем услугам и беспроводным сетям. Да, за последние пять лет роуминг в сетях GSM/GPRS начал действовать практически повсеместно, но теперь операторам нужно сосредоточить усилия на организации роуминга в публичных сетях WLAN. Технология для реализации такого решения уже есть, и сервис-провайдерам нужно лишь обратиться к ней. Это — не совсем наш сегмент рынка, но если какой-либо сервис-провайдер пожелает развернуть в публичных местах «хот-споты», мы сможем успешно с ним сотрудничать.

Какие продукты, нацеленные на технологическое обустройство мобильных предприятий, 3Com продвигает в России?

На построение мобильного предприятия нацелен весь портфель наших решений — начиная с семейства продуктов Office Connect для сферы SMB, продолжая корпоративными системами обеспечения информационной безопасности и поддержки VoIP, заканчивая конвергентными платформами операторского класса. Мобильность подразумевает поддержку голоса и безопасных беспроводных соединений. При построении инфраструктуры мобильного предприятия заказчикам неизбежно потребуются компоненты для организации доступа, коммутации данных, управления инфраструктурой и услугами, а также средства VoIP и сетевой защиты. Все эти компоненты есть в линейке решений 3Com.

А какие программные приложения разрабатывает ваша компания для обеспечения мобильной работы сотрудников предприятий?

Наиболее важным продуктом является программный коммутатор VCX, основанный на протоколе SIP. У нас есть опыт продажи таких систем с 1998 года, когда мы поставили операторскую платформу VCX американской телефонной компании AT&T.

Еще один продукт — клиентское ПО Convergence Client, устанавливаемое на ПК. Оно превращает рабочие места пользователей в универсальные коммуникационные терминалы с поддержкой пакетного голоса, видеотелефонии, конференц-связи, функций обмена документами, определения статуса присутствия и мгновенного обмена сообщениями.

Стоит упомянуть недавнее подписание соглашения с производителем мобильных PDA BlackBerry компанией Research in Motion. Оно нацелено на полноценную интеграцию ее продуктов в корпоративную среду, работающую под управлением сервера VCX. Мы надеемся, что владельцам устройств BlackBerry вскоре станут доступными все возможности, которыми пользуются сегодняшние клиенты ПО Convergence Client.

В мире набирает популярность модель предоставления услуг учрежденческой телефонии «по требованию» на базе технологии IP-Centrex. Что может предложить в этой области 3Com?

Прежде всего, мы предлагаем коммуникационную платформу VCX. При определенной модернизации системного ПО эта платформа будет поддерживать всю необходимую функциональность IP-Centrex. В принципе, удастся обойтись и без программного апгрейда, но тогда наше решение сумеет работать как виртуальная IP-УАТС только для одного клиента (поддерживать один план нумерации). После модернизации системы число клиентов IP-Centrex может быть практически любым — в пределах общей доступной емкости абонентских портов (до 100 тыс. конечных пользователей). Эта платформа характеризуется показателем надежности «пять девяток», что позволяет с успехом применять ее как в корпоративных, так и операторских сетях.

Максим Репин, консультант московского офиса компании Nortel Networks

Что, по Вашему мнению, представляет собой мобильное предприятие? Как Вы можете его описать с концептуальной точки зрения?

Суть концепции мобильного предприятия состоит в этом, что работа — это не место, а вид деятельности. Сотрудник компании должен быть в состоянии заниматься своей текущей деятельностью вне зависимости от его местонахождения, будь то дом, офис, аэропорт, гостиница и т.д. Он должен пользоваться тем инструментом, который есть под рукой и максимально удобен в данный момент. А в идеале, ему должны быть доступны все те коммуникационные и информационные сервисы, которыми он пользуется в центральном офисе.

Безусловно, система мобильных коммуникаций должна быть эффективной и с точки зрения компании-заказчика, способствовать оптимизации бизнес-процессов и сокращению производственных издержек. А будет ли на руках у конечного пользователя ноутбук, сотовый телефон или PDA — это уже не принципиально. Например, наше решение поддерживает работу всех видов мобильных устройств и все распространенные стандарты беспроводной связи.

Использование в бизнесе проводной сети не противоречит концепции мобильного предприятия: сотрудники перемещаются между домом и офисом, получая одинаковый доступ к корпоративным сервисам. Даже находясь за рулем автомобиля, наш клиент может управлять сотовым телефоном посредством голосовых команд, прослушивать (через IVR) сообщения почты или уточнять информацию из базы данных.

Насколько готовы российские пользователи принять или адаптировать под себя эту идеальную модель мобильного предприятия? Мне пока сложно представить сотрудника банка или страховой компании, который полноценно выполняет свои обязанности, сидя с ноутбуком в парке или за столиком кафе.

С моей точки зрения, наиболее эффективные представители российского бизнеса уже готовы к переходу на эту модель. Они ждут соответствующей функциональности от сетевых решений. С лета прошлого года в московском офисе Nortel развернут демонстрационный стенд, посвященный корпоративным мобильным приложениям, и через него прошло уже достаточно много заказчиков. По их реакции видно, что эти решения актуальны и ментальность людей уже созрела.

Первые практические шаги к построению мобильного бизнеса уже делаются. В России выполнены первые инсталляции системы Nortel MCS 5100 — ключевого решения для обеспечения мобильности. Действуют и беспроводные сети доступа городского масштаба. Я легко могу представить сотрудников динамично развивающихся банков, которые используют в своей работе мобильные средства коммуникаций. Сам я являюсь клиентом «Ситибанка», поэтому мне часто приходится общаться с его сотрудниками и видеть, как реализуется эта бизнес-модель.

Но «Ситибанк» трудно назвать отечественным предприятием...

«Гута-банк» также известен высокоразвитой инфраструктурой удаленного общения с клиентами. В Москве часто можно увидеть клиентов «Гута-банка», которые с помощью телефона или портативного компьютера получают доступ к справочной службе либо проводят операции со счетами. Это наши, российские граждане. Сейчас «Гута-банк» инкорпорирован во «Внешторгбанк», но новый владелец намерен и дальше развивать опыт мобильного банкинга.

А зарубежные эксперты Nortel считают, что российский бизнес даже в большей степени приспособлен к использованию модели виртуального предприятия, чем европейский. У нас еще не сложилась культура получения услуг, основанных на традиционных TDM-технологиях, таких как телефонный банкинг. У предприятий нет долгосрочных контрактов на обслуживание с операторами фиксированной связи, и им нечего терять. Построить мобильную динамичную инфраструктуру поддержки бизнеса «с нуля» значительно проще, чем менять что-то устоявшееся.

Насколько современные мобильные технологии соответствуют требованиям конфиденциального доступа к критически важным бизнес-приложениям?

Есть несколько распространенных вариантов организации защищенного доступа к конфиденциальным ресурсам. Предлагаемый нашей компанией состоит в применении VPN-порталов и VPN-клиентов, устанавливаемых на любой тип абонентских устройств. При доступе к корпоративному почтовому серверу сотрудник Nortel обязательно задействует такой клиент. Вдобавок наша система удаленно проверяет готовность пользовательского устройства к доступу в сеть: правильно ли настроен персональный МЭ, установлены ли на устройстве антивирусные фильтры и последние обновления ОС? Другими словами, VPN-портал подключает меня к корпоративным ресурсам, только убедившись, что я не являюсь потенциальной брешью в системе ИБ. Этот механизм работает поверх любых технологий доступа, включая Wi-Fi и GPRS. Ограничения при использовании GPRS состоят лишь в недостаточной полосе пропускания и отсутствии QoS.

Другой способ защиты состоит в том, что предприятия выделяют критически важные серверы в отдельную демилитаризованную зону, не имеющую соединения с Internet. В этом случае технологии мобильных коммуникаций используются в несколько усеченном варианте, но все же помогают повысить эффективность бизнеса, ведь многие рабочие процессы связаны с коммуникациями между персоналом.

Западные компании, как правило, не отделяют финансовые приложения от Internet. Они прекрасно осознают, что в наше время нельзя развиваться, не принимая на себя определенные информационные риски. Такие фирмы идут по пути управления рисками, заключения договоров со страховыми компаниями или инсталляции специальных дорогостоящих решений, но развитие мобильных сервисов остается приоритетом в их деятельности.

Какие задачи должны принять на себя внешние операторы, чтобы ускорить реализацию модели мобильного предприятия?

На плечи операторов, прежде всего, ложится построение адекватной инфраструктуры, удовлетворяющей требованиям к полосе пропускания и обеспечивающей гарантированную доставку информации. К их компетенции относится и защита сервисов, обеспечиваемых частным пользователям и представителям малого и среднего бизнеса, которые не располагают серьезными секретами и штатом сотрудников. В крупных компаниях вопросы ИБ должны решаться совместными усилиями операторов и заказчиков.

Роуминг между сетями — полезная дополнительная услуга, но для крупных клиентов с территориально рассредоточенной инфраструктурой у нас есть специальное решение Remote Accsess Manager. Оно позволяет предоставлять пользователю информацию обо всех доступных сетевых сервисах в любом городе, где существует корпоративная точка подключения к внешней сети. Здесь стоит говорить не о межоператорском роуминге, а о договорных отношениях оператора с конкретным заказчиком.

В модель виртуального предприятия, на мой взгляд, идеально вписываются аутсорсинговые услуги, такие как IP-Centrex, замещающие собой собственную инфраструктуру IP-УАТС и call-центров. Что предлагает Nortel в этом отношении?

Мы уже не раз проводили грань между сегментом Enterprise и SMB. Как правило, все дополнительные услуги и приложения для крупных компаний «живут» в рамках корпоративной сети. А вот малые и средние предприятия, безусловно, заинтересованы в хостинге коммуникационных бизнес-приложений у внешних операторов.

Операторам, желающим оказывать такие услуги, Nortel предлагает систему MCS 5200, которая по функциональности аналогична версии MCS 5100 для корпораций, но отличается набором лицензий на ПО. В сущности, решение 5100 произошло от операторской платформы 5200, и полного разделения этих продуктов еще не произошло. Оба решения позволяют организовывать сотни виртуальных доменов Multimedia-Centrex, имеющих различную конфигурацию и независимое управление.

В последнее время развитие линейки продуктов MCS «расщеплено». В операторскую версию добавляются функции приложений GSM/GPRS или SMS, а в корпоративную — средства IM и приложения определения присутствия, модули интеграции с системами ERP и CRM. Сегодня платформа MCS 5100 легко интегрируется со многими независимыми решениями для управления отношениями с заказчиками, на которые приходятся 90% мирового рынка CRM.