Крупнейшая в стране розничная сеть подписала прямой контракт с Nokia и оценила емкость российского рынка мобильной связи

Рафинированная публика может сколько угодно иронизировать по поводу скандального имиджа компании «Евросеть», но, надо признать, ее грубые шутки, кричащие цвета и сомнительные эксперименты вкупе с удачной ценовой и маркетинговой политикой находят отклик у широкой публики. Общественность с восторгом реагирует на эпатаж, и «Евросеть» вот уже несколько лет удерживает лидирующие позиции среди российских сотовых дилеров.

Евгений Чичваркин, председатель Совета директоров компании, в ходе недавней пресс-конференции рассказал о ее последних достижениях. На сегодняшний день доля «Евросети» на отечественном рынке телефонной розницы составляет примерно 21%. В прошлом году дилер заработал 968,2 млн долл., а число его салонов связи достигло 1177. Нынешний год обещает стать еще более успешным. Оборот «Евросети» за I квартал 2005 года составил 390 млн долл. (в 3,1 раза больше, чем за аналогичный период годичной давности). За тот же квартал открыты 189 новых салонов, и к 1 апреля в распоряжении фирмы были 1366 торговых точек. Они расположены в 378 городах России (в 80 субъектах РФ) и в четырех городах других стран СНГ.

В ближайшем будущем руководство компании намерено продолжить региональную экспансию, уделив особое внимание Сибири. Акцент будет сделан на развитии бизнеса в городах с численностью населения не более 30 тыс. Ожидается, что уже в мае общее количество торговых точек «Евросети» составит 1,5 тыс. Амбициозные планы фирмы предполагают увеличение оборота в регионах страны почти вдвое по сравнению с показателями предыдущего года.

Распределение продаж телефонов по торговым маркам в салонах "Евросети" в I квартале 2005 года

На начало 2005 года «расстановка сил» среди производителей сотовых телефонов, продукцию которых поставляет компания, была такой: первое место делят Motorola и Siemens (по 23,6%), второе принадлежит Nokia (12,4%), третье — Samsung (9,4%). Далее следуют LG (9,3% продаж), Sony Ericsson (8,6%), Pantech (6,2), Philips (2,9%), Sagem (2,3%) и все остальные (1,3%).

Заметным событием для дилера стало подписание в начале апреля официального дистрибьюторского соглашения с компанией Nokia, которого в «Евросети» ждали несколько лет. По словам Евгения Чичваркина, его фирма несколько раз обращалась к вендору с предложением заключить прямой контракт на поставки телефонов, но получала отказ. Аппараты Nokia все равно закупались (через посредников), но долгое время они давали «Евросети» не более 6-8% оборота. И только в начале нынешнего года показатели значительно повысились. Возможно, именно поэтому обновленный состав российского представительства Nokia решил, что «Евросеть» вполне «доросла» до официального соглашения.

Теперь, считает Чичваркин, продажи телефонов финского производителя начнут стремительно расти. К концу 2005 года доля этой компании в структуре продаж крупнейшей розничной сети страны может составить уже 20%. Эта положительная динамика, по мнению руководства «Евросети», повлияет на российский бизнес Nokia в целом. Отношения же дистрибьютора с теми производителями, с которыми не удалось добиться заключения официальных контрактов, еще больше охладятся. К примеру, отсутствие прямых договоров на поставку телефонов Alcatel, Panasonic и Voxtel приведет к тому, что уже в ближайшее время «Евросеть» прекратит их закупки.

При продвижении телефонов Nokia ставка будет сделана, скорее всего, на модели ценового диапазона 200-300 долл., хотя такие телефоны разных производителей вносят незначительный вклад в продажи «Евросети» (доля их продаж не превышает 19%). Будут учтены и интересы основной аудитории, предпочитающей бюджетные трубки. Согласно статистике, в I квартале нынешнего года самыми популярными стали телефоны стоимостью от 130 до 199 долл. Далее следуют сегменты низших ценовых категорий: 70-99 долл. (21%), 100-129 долл. (20%) и до 69 долл. (18%).

Евгений Чичваркин сообщил, что за первые три месяца 2005 года его компания продала около 2 млн SIM-карт операторов сотовой связи — в 4,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основываясь на динамике подключений в начале года, аналитики фирмы сделали несколько прогнозов. По их подсчетам, к концу 2005 года совокупная абонентская база российских операторов достигнет 122 млн человек (по количеству проданных SIM-карт). Если же отвлечься от учета SIM-карт и перейти к «поголовному» подсчету пользователей, то реальными обладателями подключенных к сотовым сетям телефонов окажутся лишь 65,5 млн россиян.