По оценке аналитиков J`Son & Partners, в прошлом году объем рынка мобильного контента достиг 300 млн долл., увеличившись втрое по сравнению с предыдущим годом. И это далеко не предел

Российский рынок мобильного контента и дополнительных услуг в сетях подвижной и фиксированной связи, о необходимости развития которого пару лет назад говорили многие игроки, превратился в самый быстрорастущий сегмент ИТ-индустрии.

Рост с нуля

Еще три года назад рынка услуг VAS (Value Added Services) в сетях связи попросту не существовало. Сотовые операторы довольствовались предоставлением голосовых услуг, снимая сливки с прироста абонентской базы и регулярных абонентских выплат. А городские телефонные сети и вовсе ограничивались бесплатными справочными услугами типа «точное время», «09» или «прогноз погоды».

Ужесточение конкуренции и снижение уровня ежемесячных платежей за услуги сотовой и фиксированной связи вынудило операторов искать дополнительные источники доходов. В проводных сетях инновационные тенденции ограничились внедрением карточных платформ и весьма скудным предложением развлекательных сервисов, зато сотовые операторы и контент-провайдеры развернулись по полной, атаковав потребителей с целым арсеналом деловых, информационных и развлекательных приложений.

Пионерами продвижения VAS в нашей стране стали фирмы «БиОнЛайн» и «Инфон», еще в 2001 году предложившие абонентам сотовой связи дополнительные сервисы. Сегодня на рынке работают более 130 контент-провайдеров, но «первопроходцы» по-прежнему числятся среди лидеров.

Весь цвет российской VAS-индустрии собрался в конце марта в подмосковном Виноградове для обсуждения ее проблем и разработки стратегии дальнейших действий. В конференции «Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Мобильный контент. Технологии и бизнес», организованной компанией CompTek, приняли участие производители оборудования (Alcatel, Nokia, Huawei, Fujitsu Siemens Computers, Intel), разработчики ПО (BEA Systems, HP, Microsoft), операторы сотовой связи («РеКом», «Скайлинк», «ВымпелКом»), провайдеры («Эквант», «ТрансТелеКом», «Зебра Телеком»), системные интеграторы (ЛАНИТ) и другие заинтересованные стороны.

Для поднятия боевого духа собравшихся докладчики обнародовали впечатляющие данные. По словам представителей CompTek, на сегодняшний день 8-15% доходов операторов сотовой связи обеспечивает использование модели VAS. Со временем доля неголосовых сервисов в бизнесе сотовых операторов будет увеличиваться. Фирма «Восточный Ветер» прогнозирует, в частности, что в 2006 году VAS будут формировать 18-19% выручки отечественных операторов, а в 2007 году — от 22 до 24%. В представлении аналитиков J & P рейтинг популярности услуг предоставления мобильного контента таков: на развлечения и персональные интересы пользователей (картинки, мелодии, java-игры) приходится примерно 71% абонентских запросов, на интерактивные сервисы (знакомства, общение, викторины, чаты) — 22%, на медиапроекты (совместные акции с телеканалами, радиостанциями, прессой) — 6%, а на справочную информацию — 1%.

Основываясь на этих данных, можно понять, что рынок еще далек от насыщения и у него есть несколько векторов дальнейшего роста. Одной из самых перспективных областей является оказание услуг аутсорсинга голосовой конференц-связи. Но на первых порах можно ограничиться и такой незамысловатой, но популярной услугой, как CRBT (Call Ring Back Tone). Пользователь выбирает понравившуюся мелодию звонка и запрашивает ее на свой телефон, после чего с его лицевого счета списывается необходимая сумма, а провайдер высылает ему аудиофайл. Эта бизнес-модель не требует серьезных начальных вложений и затрат на эксплуатацию, но может принести немалый доход оператору. Особая ее «прелесть» состоит в том, что оплата осуществляется по факту SMS-запроса, а не получения мелодии, хотя, как известно, одной попытки часто бывает недостаточно.

Технологии без проблем

Необходимую операторам технологическую базу для мобильных приложений готовы предоставить отечественные и зарубежные производители. Представители компании CBOSS сообщили, что в ее продуктовом портфеле имеются системы доставки мобильного контента и системы передачи коротких сообщений (Global Messaging Systems). К примеру, решение CBOSSismsgw позволяет значительно снизить нагрузку на центральный сервер и обеспечивает доставку сообщений с первого раза.

Компания Alcatel готова предоставить универсальную открытую сервисную платформу (OSP) для оказания мультимедийных услуг. Как рассказал специалист по продажам Alcatel Дмитрий Чурбанов, данный продукт позволяет передавать контент не только по сетям подвижной и фиксированной связи, но и по любым сетям следующего поколения (Next Generation Networks). Основные принципы — ориентация на индивидуальные запросы пользователя и универсальность (подписчики VAS должны получать необходимые услуги в удобное время в любом месте). Функционал платформы OSP уже оценили в холдинге «Система Телеком», который сейчас внедряет соответствующие решения.

В ходе конференции свои разработки в области платформ для интеллектуальных мобильных сетей представили компании BEA Systems, HP, Fujitsu Siemens Computers. Специалисты фирмы «Восточный Ветер» рассказали участникам конференции о своей недавней разработке — платформе EW MSP. По их словам, система управляет тарификацией дополнительных сервисов по заданным параметрам и создает отчеты, доставляет мультисервисный контент и контролирует его получение абонентами. Кроме того, она способна разрешить проблему адекватного распределения доходов между поставщиками контента и операторами связи. Сейчас контент-провайдеры, выполняющие «черную работу» для операторов связи, зачастую не получают за нее должного вознаграждения. Из-за несовершенства российской правовой базы и отсутствия четких регламентов взаимодействия сторон «сливки» от предоставления VAS снимают операторы, хотя во всем мире ситуация обратная.

В портфелях таких вендоров, как Siemens, WebMoney Transfer и CBOSS, также есть продукты, которые призваны разрешать проблемы онлайнового учета тарифицируемых событий, информационного и IP-трафика данных. Поэтому есть надежда, что участникам рынка удастся избавиться от сложностей с взаиморасчетами уже в ближайшее время.

К сожалению, не все проблемы удается решить при помощи технологий. Помимо административно-правовых неурядиц существуют трудности с определением статуса игроков и разграничением сфер их деятельности. Вызывает тревогу и положение дел с предоставлением VAS в сетях фиксированной связи. Основным видом деятельности в области услуг с добавочной стоимостью здесь по-прежнему является продажа prepaid-карт. Но прибыль от нее пока не может покрыть колоссальные задолженности по оплате междугородных разговоров абонентов городских телефонных сетей. К тому же востребованность сервисов, предоставляемых операторами фиксированной связи, неуклонно снижается из-за развития технологий сотовой связи.

В ходе работы конференции сложилось впечатление, что среди основных участников рынка нет единого мнения о том, в каком направлении должен развиваться сегмент VAS и каким окажется его ближайшее будущее. Единственное, что не вызывает сомнений, — сохранение стремительных темпов роста этого рынка. Стоит ожидать и появления на нем новых игроков. Директор по маркетингу компании «Скайлинк» Наталья Зайцева пообещала, что скоро со своими предложениями на рынке VAS выступит четвертый федеральный оператор сотовой связи. Аналитики прогнозируют и приход в Россию большого числа зарубежных компаний. За примером далеко ходить не надо: южноафриканская фирма iTouch недавно приобрела компанию Jippii, занимающую, по данным J&P, седьмое место в рейтинге ведущих контент-провайдеров нашей страны.