Завершился третий по счету год реализации ФЦП «Электронная Россия»

Ответственные за проект министерства и ведомства наконец-то покончили с борьбой идеологий и методологий, приступив к конкретным действиям.

Планов громадье

В первые месяцы 2004 года начался второй этап реализации программы «Электронная Россия» (ЭР), предполагающий массовое внедрение пилотных ИТ-проектов федерального значения. Некоторые проекты стартовали еще в 2003 году — например, запущены отдельные компоненты системы контроля над экспортом, началась межведомственная интеграция информационных систем.

Минэкономразвития, один из самых активных участников «Электронной России», приступило к новому этапу реализации программы, излучая оптимизм и заявляя о готовности к активным действиям. Первый заместитель министра по экономическому развитию и торговле Андрей Шаронов в мартовском выступлении перед представителями прессы подчеркнул, что 2004 год станет ключевым для ФЦП (см. Сети, 2004, № 4, статья «МЭРТ в ответе за ?Электронную Россию?»). В течение этого года планировалось продолжить создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) — ЗАГСов, паспортных столов и жилищно-эксплуатационных служб. Кроме того, намечалось завершить построение электронной системы госзакупок в десяти регионах РФ и запустить в эксплуатацию Internet-порталы органов государственной власти (правительственного, федеральных министерств и ведомств, администраций субъектов РФ).

В МАРТОВСКОМ выступлении 2004 года Андрей Шаронов предположил, что наступивший год станет ключевым в судьбе ФЦП ЭР. И не ошибся

К слову, пресс-конференция МЭРТ состоялась в непростое для органов государственной власти время. Именно тогда началась реорганизация структуры Правительства РФ, существенно изменившая сложившуюся вертикаль власти. Как мы помним, указом Президента России число вице-премьеров сократилось с шести до одного, а количество федеральных министерств — с 30 до 17. Глава государства упразднил 13 министерств, два госкомитета, одну федеральную комиссию, четыре службы и четыре агентства. Одновременно появились пять новых министерств, 18 федеральных служб, 20 федеральных агентств и одно казначейство.

На реформацию властных структур ушло несколько месяцев. Теперь обновленное правительство страны состоит из трех иерархических уровней: верхний представляют федеральные министерства, занимающиеся нормотворческой деятельностью, средний — федеральные службы, контролирующие исполнение законов, а нижний — федеральные агентства, выступающие в роли отраслевых госзаказчиков.

По мнению главы МЭРТ Германа Грефа, эти изменения стали самой серьезной перестройкой за последнее десятилетие. Неудивительно, что воплощение многих ФЦП, в том числе «Электронной России», приостановилось. И хотя уже летом власти вновь активно взялись за проекты информатизации, задержка не могла не сказаться на ходе реализации программы.

Точечные успехи

Если быть объективными, в отношении ФЦП ЭР прошедший год оказался успешным. Еще бы: за 12 месяцев властям удалось сделать больше, чем за весь предыдущий период действия ФЦП. Среди положительных моментов — создание компонентов системы ОГИР в Самарской и Калининградской области, в республике Чувашия, Ханты-Мансийском округе, Астрахани и городе Магнитогорске. В отдельных регионах властные структуры даже перешли к использованию системы электронного документооборота. Кроме того, как сообщил Церен Церенов, заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России, удалось воплотить в жизнь планы создания электронной системы госзакупок в десяти регионах РФ.

Надо признать, направление электронной торговли является наиболее перспективным сегментом федеральной целевой программы. Успехи государства в данной сфере были наглядно продемонстрированы в октябре 2004 года на московской выставке «ИнфоКом-2004». На стендах объединенной экспозиции «Электронной России» посетителям рассказывали, что в нашей стране повсеместно создаются виртуальные площадки для оперативного доступа к информации и проведения операций купли-продажи в интерактивном режиме. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объединяющей представителей более 35 регионов России, за первые 11 месяцев 2004 года объем отечественного рынка электронной торговли достиг 3,23 млрд долл.

Системы такого класса создаются в нескольких регионах страны. Наиболее функциональное решение для госзакупок внедряется в столице России: здесь полным ходом готовится запуск автоматизированной информационной системы ведения Единого реестра контрактов и торгов города Москвы (АИС ЕРКТ). Основная цель ее внедрения — повышение эффективности использования бюджетных средств столицы, обеспечение максимальных поступлений в казну, публичности и открытости органов власти, формирование единого стандарта товарооборота.

Однако отдельные успехи в торговле и переход на использование электронного документооборота на местах нельзя расценивать как значительный шаг вперед в реализации всей федеральной программы. Поэтому ведомства, ответственные за внедрение ФЦП ЭР, ближе к концу года активизировались и в других направлениях. Так, 30 сентября МЭРТ России объявило о запуске в промышленную эксплуатацию специализированной информационной системы «Портал Минэкономразвития России». Она обеспечит доступ к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, предоставление оперативных новостей в сфере социально-экономического развития России, интеграцию существующих информационных ресурсов ряда министерств и ведомств экономического блока Правительства РФ. Портал, разработанный компанией IBS на основе продуктов IBM WebShere Portal, станет базовой моделью для Internet-представительств других министерств и ведомств. Первые модули системы были запущены в начале декабря.

ЦЕРЕН ЦЕРЕНОВ: «Удалось воплотить в жизнь планы создания электронной системы госзакупок в десяти регионах РФ»

Последний месяц ушедшего года стал самым урожайным на заявления об осуществлении пилотных проектов. Видимо, чиновники решили во что бы то ни стало наверстать упущенное, компенсировав вынужденное весеннее бездействие. Мы упомянем лишь самые существенные проекты.

Объявлено, что Microsoft приступила к разработке концепции архитектуры «электронного правительства» России. Представители «Компьюлинк» сообщили, что их фирма начала работать над концепцией информационной системы мониторинга и расчета согласованных тарифов и цен субъектов естественных монополий, занимается внедрением автоматизированной системы предоставления информации о чрезвычайных ситуациях. Федеральные таможенная и налоговая службы объявили о запуске в опытную эксплуатацию Единой государственной автоматизированной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (ЕГАИС КВ), созданной по заказу МЭРТ РФ. Завершающим аккордом стало публичное представление новой редакции федеральной целевой программы «Электронная Россия» — чиновники решили усилить руководящую и направляющую роль «Электронной России» в информатизации органов государственной власти.

Внесение коррективов

В декабре на заседании Правительства России одобрена концепция использования современных ИТ в деятельности федеральных органов власти, предложенная Мининформсвязи РФ. Этот документ предусматривает создание в I квартале 2005 года правительственной комиссии по информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ), которая будет проводить экспертизу ведомственных проектов в области информатизации и обеспечивать их внешнюю координацию. Мининформсвязи предложило разработать единый план действий министерств и ведомств по формированию «электронного правительства» до 2015 года. В нем предполагается объединить задачи и мероприятия по информатизации отдельных ведомств, определить последовательность их выполнения, приоритеты и порядок финансирования.

Возникает естественный вопрос: неужели предыдущие три года все работы велись без четкого плана и контроля? Несогласованность действий, отсутствие адекватной правовой базы и достаточного финансирования значительно затрудняли реализацию ФЦП. Так почему же чиновники не отредактировали программу и не выработали ясного плана еще до наступления «ключевого года» в выполнении федеральной целевой программы?

Эти вопросы, скорее всего, останутся без ответов. И получается, что, невзирая на отдельные успехи, без ложки дегтя (причем весьма увесистой) на очередном этапе претворения в жизнь идей «Электронной России» обойтись не удалось. Остается надеяться, что в наступившем году основные проблемы будут решены. Рассчитывать на качественные изменения позволяют не только государственные инициативы, но и увеличение объема финансирования программы. Как сообщил Церен Церенов, в 2005 году на «Электронную Россию» будет выделено на 40% больше средств, чем в прошедшем. Напомним: в 2004 году в проект вложено 1,88 млрд рублей из государственной казны — 28% от суммы, указанной в паспорте программы.