В Японии любое серьезное дело начинается с древней церемонии, в которой участвует национальная кукла Дарума. Подписав соглашение по лицензированию сервиса i-mode, руководители компаний МТС и NTT DoCoMo закрасили ей левый глаз. Если совместный бизнес пойдет успешно, партнеры разрисуют деревянному истукану и правое око

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и NTT DoCoMo подписали соглашение об эксклюзивном стратегическом партнерстве, связанном с запуском сервиса i-mode в России и СНГ. Согласно условиям контракта, стоимость которого не разглашается, японский оператор предоставляет МТС необходимые технологии и лицензию на использование торговой марки i-mode в России, на Украине, в Белоруссии и Узбекистане. МТС также закрепила за собой право в течение нескольких лет расширять действие контракта на другие страны СНГ — при выполнении определенных условий продвижения технологии i-mode на местных рынках.

По сути, i-mode является не просто запатентованной технологией, а целой бизнес-концепцией предоставления неголосовых услуг в сетях мобильной связи. Среди них — обмен электронными сообщениями, доступ к ресурсам Internet, множеству развлекательных и деловых приложений.

Проникновению i-mode на японский рынок сопутствовал фантастический успех. Впервые NTT DoCoMo представила сервис в феврале 1999 года, а спустя год число его подписчиков составляло уже 4,5 млн человек. Как сообщил исполнительный вице-президент японского оператора Кей-ичи Эноки, услуги i-mode активно используют 42,7 млн японцев, то есть треть населения страны, или 88,7% абонентов компании. Потребление услуг осуществляется только при помощи специальных телефонов, поддерживающих функционал i-mode. Их выпускают несколько азиатских и европейских компаний, в том числе NEC, Nokia, Panasonic, Samsung и Toshiba.

По словам управляющего директора NTT DoCoMo Такеши Натсуно, высокая популярность i-mode в Японии обусловлена тремя факторами.

Во-первых, при внедрении i-mode маркетинговая стратегия оператора строилась на привлечении массовой аудитории абонентов с невысоким уровнем расходов на мобильную связь. В итоге потребители своими кошельками проголосовали за простоту использования и гибкую схему тарификации нового сервиса. Если в 1999 году доля услуг i-mode в ARPU компании NTT DoCoMo составляла всего 1,4%, то сейчас — более 25%. В абсолютном выражении ежемесячная выручка от использования i-mode в пересчете на одного абонента NTT DoCoMo составила, по данным за октябрь 2004 года, 1,97 долл. в сети второго поколения и 3,42 долл. — в сети третьего поколения Foma.

Во-вторых, японский оператор сумел предложить контент-провайдерам привлекательную схему сотрудничества, которая гарантирует высокий уровень отчислений за предоставление информационного наполнения. Мобильный оператор оставляет себе не более 20% выручки за предоставленные услуги i-mode, возвращая оставшиеся 80% владельцам контента. Отметим для сравнения, что на сегодняшний день контент-провайдеры МТС получают в среднем лишь половину доходов от выручки за информационные и развлекательные услуги.

В-третьих, рыночному продвижению платформы i-mode способствовала ее технологическая открытость. Технология i-mode задействует сокращенную версию стандартного языка HTML (compact HTML), в то время как ее европейский конкурент технология WAP основана на применении специального языка разметки WML (Wireless Markup Language), который не поддерживается многими популярными сайтами. Можно сказать, что WAP более «приспособлен» к нуждам сотовых операторов, а cHTML призван обеспечить наибольшие удобства контент-провайдерам. В результате к сотрудничеству с NTT DoCoMo подключились 2,2 тыс. поставщиков контента. Помимо ресурсов, доступных с официального портала оператора, пользователи получили выход на десятки тысяч независимых Internet-сайтов.

За пределами Японии успехи i-mode скромнее. За два последних года Internet-платформу NTT DoCoMo приобрели 11 мобильных операторов, которых (за редким исключением) трудно назвать безусловными лидерами рынка в своих странах. Лицензионные соглашения на внедрение i-mode подписаны с E-Plus Mobilfunk (Германия), KPN Mobile (Нидерланды), Far EasTone Telecommunications (Тайвань), BASE (Бельгия), Bouygues Telecom (Франция), Telefonica Moviles (Испания), Wind Telecomunicazioni (Италия), COSMOTE (Греция), Telstra (Австралия), Cellcom (Израиль) и mmO2 (Великобритания, Ирландия и Германия). Общее число подписчиков i-mode в Старом Свете не превышает 3 млн человек. В бельгийской сети BASE среднестатистический пользователь i-mode ежемесячно приносит ее владельцам 7 евро, а во французской Bouygues Telecom — только 3 евро.

Двенадцатым партнером NTT DoCoMo по внедрению i-mode стала компания МТС. Ее президент Василий Сидоров полагает, что в России сформировались технологические и социальные предпосылки, необходимые для продвижения мобильного Internet-сервиса в японском варианте. В частности, отечественные операторы сотовой связи успешно освоили технологию GPRS, и услуги на ее основе постепенно проникают в массы. Технологии NTT DoCoMo обеспечивают интеграцию информационных сервисов с сетями второго и третьего поколения, поэтому i-mode может рассматриваться и как подготовительный этап, предшествующий внедрению сетей UMTS.

Внедрение i-mode в федеральной сети МТС планируется осуществлять поэтапно. Действующие услуги будут представлены пользователям примерно через год. Оператор берет годичный «тайм-аут» на подготовку инфраструктуры, адаптацию японской бизнес-модели к российским условиям, выработку тарифных планов и насыщение рынка телефонами с поддержкой i-mode.

Внедрение информационных сервисов в сети МТС обусловлено покупкой программно-аппаратного комплекса для обеспечения таких услуг. В этом смысле соглашение между МТС и NTT DoCoMo таит в себе определенную интригу. Ранее сообщалось, что японская корпорация NEC ведет одновременные переговоры о поставках элементов своей технологической платформы для внедрения i-mode в сетях трех российских операторов — «ВымпелКома», «МегаФона» и МТС. Однако соглашение о лицензировании i-mode в России и СНГ было подписано только между NTT DoCoMo и МТС, причем на эксклюзивной основе. После официального объявления об этой сделке руководство МТС крайне осторожно прокомментировало перспективы дальнейшего сотрудничества с NEC.

Отечественным контент-провайдерам также потребуется время для подготовки собственных ресурсов к требованиям новой технологической платформы. В итоге поэтапный план МТС предусматривает коммерческий ввод в эксплуатацию i-mode в IV квартале 2005 года на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Василий Сидоров надеется, его компании удастся довольно быстро приобщить к услугам i-mode приблизительно 5—7% общего числа абонентов на обслуживаемой территории. В первой стадии развертывания i-mode стоимость сервиса окажется довольно высокой, так как столичный оператор оказался верен своим принципам и попытается «собрать сливки» с высокодоходного сегмента абонентской базы.

Вторая фаза развития проекта рассчитана на 2006—2008 годы и предполагает предоставление соответствующих услуг в российских и украинских городах с миллионным населением. После 2008 года i-mode будет предложен малодоходным абонентам на всей территории зоны действия сети МТС. Президент компании воздержался от прогнозов увеличения доли неголосовых услуг в суммарном объеме доходов МТС после запуска i-mode. В настоящее время, по его словам, услуги доступа к контенту формируют примерно десятую часть выручки оператора.