ВЕДУЩИЕ участники российского рынка мобильного контента обсудили общие проблемы на форуме в Санкт-Петербурге. Доходы от предоставления дополнительных услуг мобильной связи (Mobile VAS) на российском рынке составят по итогам 2004 года почти треть миллиарда долларов. В нашей стране этот сектор услуг развивается так же быстро, как и во всем мире. Увеличение продаж картинок, мелодий, информационно-развлекательного контента и игр для мобильных телефонов должно компенсировать снижение маржинальности основного бизнеса операторов сотовой связи.

Однако темпы роста бизнеса Mobile VAS уже в ближайшем будущем могут существенно снизиться. Такое предположение сделал на прошедшем в Санкт-Петербурге форуме «Дополнительные услуги мобильной связи» управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров. Он не согласился с оценками аналитиков и конкурентов, которые прогнозируют в следующем году рост рынка на уровне 100—200%. Для снижения темпов роста, по его мнению, есть несколько причин.

Прежде всего, рекламы дополнительных услуг стало слишком много, она заполонила почти все рекламные носители. А в этом секторе мобильного бизнеса без рекламной поддержки рост почти невозможен. «Многие компании уже несут убытки от размещения рекламы на телевидении, но не снижают рекламной активности. Они рассчитывают придумать нечто оригинальное для увеличения своих доходов, благодаря чему конкуренты не выдержат давления», — заверяет Кирилл Петров.

Не совсем согласны с вариантом дальнейшего развития рынка дополнительных услуг и некоторые СМИ, поскольку он несет в себе угрозу для традиционных медиа-каналов. Абонентам мобильных сетей зачастую уже не нужно смотреть телевизор и читать газеты — они получают необходимую информацию по мобильному телефону. Но поскольку СМИ являются поставщиками контента для мобильных провайдеров, у них есть возможность влиять на стоимость сервисов Mobile VAS. Правда, пока на этом рынке поставка информационного контента занимает незначительную долю общего объема услуг. Преобладают картинки и мелодии для телефонов, которые дают около 60% выручки.

В целом доходность контент-провайдеров в России снижается, а конкуренция между ними усиливается. Сейчас у нас проявляются те же тенденции, что и в Германии, но с небольшим запозданием.

По словам Кирилла Петрова, 2005 год будет эпохой поглощений и слияний, являющихся закономерным следствием снижения доходности и усиления конкуренции. «Рынок Mobile VAS уже сформировался, и 20% компаний получают 90% выручки от продажи дополнительных услуг. Входной барьер для новичков стал очень высоким, поэтому возможен выход на рынок только крупных инвесторов, которые будут покупать существующих разработчиков», — говорит Кирилл Петров. Правда эти рассуждения справедливы лишь в том случае, если кто-то из новичков не предложит пользователям эксклюзив.

Маргарита Зобнина, ведущий эксперт DataMonitor Russia, считает 100-процентный рост рынка Mobile VAS в следующем году все-таки реальным. Емкость рынка, по ее словам, может достигнуть 500—600 млн долл.

Доходы от дополнительных услуг мобильной связи растут опережающими темпами: с начала 2004 года они увеличились более чем в 2,5 раза. В той же пропорции выросло число поставщиков услуг. Однако многие вопросы (стандартизация технологий, борьба с пиратством, обучение пользователей, биллинг и тарификация) остаются нерешенными. Для их решения создается Ассоциация контент-провайдеров. С соответствующей инициативой на форуме выступили три компании — INFON, i-Free и Jippii. Объединение участников рынка может завершиться в январе 2005 года.

По данным DataMonitor Russia, на дополнительные услуги сегодня приходятся 12,5% доходов российских операторов сотовой связи. Александр Адрианов, вице-президент представительства Ericsson в Москве, говорит, что эта доля в операторском бизнесе возросла за последние три года с 4 до 15%.