Дискуссия между представителями лагеря традиционных телефонистов и выходцами из индустрии вычислительных сетей о методах внедрения IP-телефонии на предприятиях потеряла былую остроту

И те и другие согласны, что всеобщий переход к коммуникациям, основанным на протоколе IP, неизбежен, но произойдет не сразу, а потому корпоративных пользователей не стоит пугать резкими лозунгами о смене поколений в технологиях и продуктах. Однако два противоборствующих лагеря по-прежнему ревностно относятся к успехам друг и друга, и в качестве примеров неудачного опыта не преминут вспомнить решения своих идейных противников.

ГАМИД КОСТОЕВ: «Мы сфокусированы на бизнес-аспектах применения передовых технологий; мы прагматики, а не сторонники развития ИТ ради самих технологий»

Типичной антагонистической связкой в области корпоративной IP-телефонии являются Avaya и Cisco Systems. Иногда даже кажется, что конкуренция между ними играет роль локомотива в развитии мира конвергентных систем. Обе компании обладают огромным научно-техническим потенциалом, а потому соревнование в технологической плоскости никогда не носит характера слепого копирования идей. Непримиримые соперники всегда стремятся использовать для новых рыночных завоеваний концептуально новые разработки, не имеющие аналогов в существующих решениях.

Но сегодня мы, как никогда раньше, знаем, что глобальный коммерческий успех ведущих фирм ИКТ-сферы зависит не только от величины багажа корпоративных знаний и ноу-хау, но и от грамотной и последовательной маркетинговой политики. Проведение крупномасштабных конференций для партнеров и заказчиков с привлечением известных персон из высшего корпоративного руководства вендоров служит одним из самых действенных механизмов маркетингового влияния на рынок.

Как известно, Cisco использует такой механизм сполна — вспомним ежегодный осенний форум Cisco-Expo, проходящий в Москве и привлекающий к себе внимание тысяч отечественных ИТ-специалистов. Компания Avaya ничего подобного раньше не проводила, но в этом году решила, наконец, восполнить пробел в маркетинговой активности, организовав 11 ноября однодневную конференцию «Телефония современного предприятия. Идеи. Стратегия. Тактика. Решения».

Рыночная самооценка

Первый блин, вопреки русской пословице, вышел не комом, хотя по числу зарегистрированных участников мероприятие Avaya заметно уступало прошедшему на месяц раньше Cisco-Expo. Разумеется, эти события напрямую никто не сравнивал, тем не менее директор по маркетингу Avaya в России и СНГ Гамид Костоев отметил: «Мы сфокусированы на бизнес-аспектах применения передовых технологий; мы прагматики, а не сторонники развития ИТ ради самих технологий».

Опираясь на этот лозунг, представители компании-организатора не стали в своих выступлениях забегать далеко вперед, строя провидческие сценарии эволюции коммуникационных технологий. Они сосредоточились на насущных проблемах корпоративных заказчиков и существующих средствах их разрешения. Иными словами, мероприятие адресовалось конечным заказчикам и имело цель ознакомить их со всем спектром технических достижений Avaya, которые позволяют сопровождать бизнес по мере его роста в течение всего «жизненного цикла» предприятия.

Судя по докладам Гамида Костоева и главы российского представительства Avaya Дмитрия Кондратьева, этот производитель до сих пор, спустя четыре года после отделения от материнской компании Lucent, сталкивается с проблемой узнаваемости своей торговой марки. Именно поэтому руководитель отдела маркетинга подробно ознакомил участников конференции с историей фирмы, которая уходит корнями в 1896-й, а не 2000-й год (как иногда говорят рыночные аналитики).

Технологическое наследство Avaya базируется на разработках и патентах исследователей AT&T и Lucent, а также на знаниях и опыте собственных 3100 ученых и инженеров. На текущий момент этот американский производитель обладает более чем 1800 патентами и направляет примерно 9% своего дохода на НИОКР. Наследием фирмы являются и определенные базисные решения в области телефонии, которые не один десяток лет совершенствовались лучшими инженерными умами.

В данном контексте уместно вспомнить систему управления вызовами Avaya Communication Manager: ее программный код отлаживался 15 лет, что позволило минимизировать вероятность ошибок и сделало уникальным набор поддерживаемых дополнительных функций (их сейчас более 700). Сейчас этот программный продукт устанавливается в качестве основной функциональной системы на коммуникационные серверы S8300/S8500/S8700, а несколько раньше он использовался как управляющее ПО на телефонных станциях Definity.

Формальная молодость компании не помешала ей завоевать лидирующие позиции в сегментах корпоративной телефонии и контакт-центров, причем в мировом масштабе. Дмитрий Кондратьев привел данные агентства Synergy Research, которое вновь (во II квартале 2004 года) присудило Avaya первое место в мире среди поставщиков конвергентных систем телефонии: компания обеспечила 24% всех поставок, а ее ближайший конкурент Cisco Systems — 23% (по количеству портов лидерство Avaya более ощутимое). Остальные игроки рынка корпоративной IP-телефонии отстают от ведущей двойки с большим отрывом.

Как свидетельствуют исследования Gartner, столь же незыблемо лидерство Avaya в сегменте контакт-центров. В знаменитом магическом квадранте эта компания несколько лет подряд занимает наилучшую позицию по совокупности инновационных идей и готовности к их практической реализации. Последнее исследование Gartner датировано 27 октября 2004 года.

По словам Кондратьева, первенство Avaya в ключевых сегментах телекоммуникационного рынка находит отражение и в динамике изменения котировок акций на нью-йоркской бирже NYSE. За последние два года стоимость акций этого производителя выросла в процентном отношении гораздо больше, чем у Cisco, Alcatel, Siemens и Nortel. Что же касается определения занимаемой доли рынка в нашей стране, здесь есть определенные сложности, ибо до сих пор у нас не проводятся независимые исследования по отдельным сегментам телекоммуникационного рынка. Но по «субъективным» данным Avaya контролирует в России от 24 до 40% поставок систем корпоративной телефонии.

Плацдармы Avaya

Главный технический доклад на конференции был сделан руководителем группы предпродажной подготовки московского офиса Avaya Георгием Санадзе. Его выступление свелось преимущественно к рассказу об оптимальных методах проектирования и последующего развития корпоративных сетей передачи голоса, которые рекомендуют специалисты Avaya. По мнению Санадзе, заказчик сначала должен определить наилучшую среду передачи и архитектуру решения, и лишь потом перейти к выбору конкретного поставщика.

Для многих предприятий все еще остается актуальной задача выбора среды для транспортировки голосового трафика. Как говорится, заказчики умом понимают, что в перспективе все приложения (в том числе коммуникационные) придут к IP, но финансовые службы требуют от ИТ-директоров четкого обоснования необходимости внедрения конвергентных систем на основе существующих реалий. Поэтому на сайтах всеми уважаемых поставщиков IP-решений имеются так называемые ROI-калькуляторы, помогающие по заданным проектным параметрам рассчитать денежную экономию на использовании полосы пропускания каналов связи, на администрировании и возможном реконфигурировании коммутационных платформ, а также на повышении эффективности труда сотрудников за счет внедрения дополнительных функций.

В российском представительстве Avaya проводились собственные исследования мотивации компаний, останавливающих свой выбор на конвергентных системах. Как оказалось, главный движущий фактор — возможность эффективной утилизации полосы пропускания и сокращения расходов на аренду каналов и организацию выносов номерной емкости по WAN. Вторым по важности стимулом стала поддержка средствами IP-телефонии специфических функций (например, доступа к Web-ресурсам с помощью IP-телефона или работы с файл-сервером благодаря поддержке стандарта XML). Также действует более общее правило: чем сложнее архитектура сети и ее топология, тем выгоднее применение конвергентных решений.

Как уже говорилось, семейство конвергентных решений Avaya включает в себя необходимые продукты, которые позволяют создавать и плавно модернизировать голосовую сеть на всех этапах развития структуры предприятия. Коммуникационные серверы S8300/8500/8700 и межсетевые шлюзы TDM/IP серии G350/550/700 в том или ином сочетании могут служить основой для построения телефонной системы предприятия любой степени сложности.

Скажем, в рамках типичного сценария развития бизнеса компания-заказчик может стартовать с одного устройства G350, которое, в сущности, представляет собой классическую УАТС малой емкости. При появлении филиалов и расширении штата центрального офиса процессорный блок, отвечающий за управление всей телефонной системой, вынимается из G350 и устанавливается на платформу S8700. Одновременно в шлюз устанавливается сетевая IP-карта для соединения с центральным процессором, а сам он перемещается на «периферию» сети, т. е. в один из филиалов.

Подобная миграция устройств в рамках единого решения, безусловно, позволяет сохранять сделанные заказчиком инвестиции, а сама модель централизованного управления распределенной голосовой сетью намного эффективнее построения сети независимых УАТС. Единственная УАТС в сети (читай — центральный процессор) обеспечивает организацию единого тарификатора за предоставленные услуги, единого механизма администрирования и устранения неисправностей, общего для всех пользователей сервера записи и хранения сообщений, а также единого виртуального call-центра. В свою очередь, все это способствует дополнительному сокращению издержек на обслуживание полнофункциональной телефонной системы предприятия.

Коммутаторы Avaya могут органично встраиваться и в действующую корпоративную сеть, основанную на УАТС другого производителя. В этом случае Георгий Санадзе предлагает устанавливать транзитную платформу Definity (к примеру, в варианте сервера S8300) между унаследованной станцией и ТфОП. С помощью фирменной технологии Dual Connect система Definity начнет прозрачно взаимодействовать со старой УАТС, пропуская голосовой трафик по существующим каналам на цифровые и аналоговые телефоны, но добавляя собственные функции интеллектуальной обработки звонков для пользователей новых IP-телефонов и программных клиентов на базе ПК. Невольно сравнивая возможности старого коммутатора и телефонной платформы Avaya, заказчик откажется инвестировать в имеющееся оборудование и примет решение развивать сеть IP-телефонии, основанную на продуктах своего нового поставщика.

Картина действительно получается складная, причем, как утверждают сотрудники Avaya, прецеденты уже были. Однако довольно сложно предсказать, обретет ли массовый характер миграция отечественных заказчиков с устаревших TDM-коммутаторов на конвергентные системы. Возможно, большинству наших предприятий не так уж необходимы 700 дополнительных функций из арсенала конвергентных технологий Avaya. Ведь и многие российские владельцы мобильных телефонов до сих пор умеют пользоваться только кнопками набора вызываемого номера.