ПОСЛЕДНИЕ события осени свидетельствуют, что технология беспроводного локального доступа Wi-Fi, де-факто уже оформившаяся в виде отраслевого стандарта, стала «вызревать» до уровня применения в крупном телекоммуникационном бизнесе. Московский цифровой оператор «Комстар Объединенные Телесистемы» при поддержке компаний Intel, Fujitsu Siemens Computers и ИА «РосБизнесКонсалтинг» объявил о запуске нового долгосрочного проекта «Wi-Fi Комстар», подразумевающего создание целой сети публичных и внутрикорпоративных точек беспроводного доступа в Москве и Подмосковье.

В рамках проекта предусмотрено развертывание за 2005—2006 годы порядка 200 хот-спотов. Таким образом, будут охвачены все крупнейшие гостиницы, бизнес-центры и прочие места постоянного скопления деловых пользователей, которые приносят владельцам публичных беспроводных точек до 70% выручки от продажи услуг. Несомненно, на сегодняшний день это самый смелый проект внедрения локальных систем беспроводного доступа на территории нашей страны.

Другое дело — корпоративный сектор. Здесь количество инсталлированных решений стандартов IEEE 802.11 не поддается точному исчислению, правда, не столько по причине их великого множества, сколько из-за нежелания владельцев таких точек извещать о своих успехах широкую общественность (см. Сети, 2004, № 10, статья «Невидимки Wi-Fi»).

Инвестиции в проект, по словам генерального директора «Комстар ОТС» Семена Рабовского, могут составить около 3,3 млн долл. При этом одна инсталляция хот-спота обойдется заказчику в сумму, составляющую от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Столь существенный разброс цен обусловлен, с одной стороны, разными техническими требованиями к проекту, а с другой — удаленностью точек доступа от проводной инфраструктуры «Комстар ОТС».

Семен Рабовский: «Мы готовы к сотрудничеству со всеми со всеми владельцами хот-спотов и не рассматриваем их в качестве конкурентов»

Рабовский пообещал, что с подключением беспроводных сетей к внешним каналам связи проблем у заказчиков не возникнет: крупнейший альтернативный оператор столицы может задействовать для этого все технологические способы, включая медь, оптику и радиоэфир. К слову, сообщил Рабовский, в Подмосковье для его компании выделены номиналы частот в диапазоне 2,5 ГГц (соответствующие требованиям систем WiMAX), поэтому подключение к Internet даже относительно удаленных объектов будет производиться в короткие сроки.

Цели и задачи сторон

Поскольку при развертывании беспроводных локальных сетей речь всегда идет о взаимодействии телекоммуникационного провайдера с фактическими владельцами зданий, «Комстар ОТС» разработал три схемы такого сотрудничества.

Первая заключается в том, что все затраты на организацию зоны Wi-Fi оператор берет на себя. В этом случае хозяин здания получает некоторый доход в виде комиссионного вознаграждения от продажи карт предоплаты. Такой вариант кажется предпочтительным для отелей, бизнес-центров и залов ожиданий аэропортов, где беспроводной доступ к Сети воспринимается клиентами как нужная дополнительная услуга.

Вторая схема состоит в организации точки доступа за счет владельца здания и предполагает оплату заказчиком установки оборудования и ежемесячную плату за подключение по выделенной линии. Как отмечает Семен Рабовский, это предложение адресовано в первую очередь владельцам кафе, ресторанов, медицинских центров и автосалонов. Словом, данная схема пригодится там, где ограниченное число посетителей проводят длительное время в ожидании непосредственного обслуживания. Владелец точки доступа может предоставлять доступ к Internet, бесплатно зарабатывая лояльность клиентов.

Третья модель сотрудничества сводится к классическому обслуживанию оператором корпоративного заказчика. Собственник здания оплачивает установку сетевого оборудования и пользование услугами по тарифам «Комстар». В рамках данной схемы беспроводное решение используется как полноценная альтернатива проводной ЛВС в офисе.

Роль остальных партнеров по проекту «Wi-Fi Комстар» является скорее вспомогательной. Так, FSC будет поставлять корпоративным заказчикам зон Wi-Fi ноутбуки со встроенными беспроводными адаптерами или КПК по специальным ценам. Понятно, что владельцы публичных точек доступа вряд ли станут устанавливать в холлах гостиниц или Internet-кафе довольно дорогие ноутбуки (ведь при желании их можно легко украсть). А вот поставка аппаратных серверов для организации учета клиентов вполне возможна и сулит неплохие дивиденды вендору.

Корпорация Intel займется тестированием и сертификацией точек доступа на соответствие требованиям стандарта Wi-Fi. К тому же этот производитель осуществляет активную маркетинговую поддержку и рекламу всех проектов создания хот-спотов на территории России.

Информационное агентство РБК тоже внесет свой вклад в общее дело. На портале Cnews оно создаст специальный раздел, посвященный географии всех публичных зон Wi-Fi.

Коммерческие перспективы

Несмотря на шумиху, поднявшуюся в последнее время вокруг беспроводных локальных сетей доступа, в «Комстар ОТС» довольно трезво смотрят на коммерческие перспективы начинания. Если говорить о запланированной установке 200 хот-спотов в столице и ближайшем Подмосковье, то в этой части проекта выход на уровень доходности ожидается не раньше чем через 3,5—4 года. А для полного удовлетворения потребностей бизнес-пользователей в беспроводных соединениях в Москве и области должны действовать десятки тысяч точек доступа. По прогнозам независимых аналитиков, к 2007 году в Москве будет насчитываться только 590 хот-спотов, в Санкт-Петербурге — 330, а в прочих городах-миллионерах — еще примерно 220.

Время покажет, чьи предсказания в отношении Wi-Fi окажутся ближе к реальности. Признавая, что сейчас этот рынок находится в зачаточном состоянии, наиболее серьезные из его российских игроков пока больше стремятся к консолидации, чем к конкуренции. Семен Рабовский, к примеру, заявил, что ратует за введение роуминга между точками доступа проектов «Комстар» и Yandex Wi-Fi.

Сотрудничество между компаниями может осуществляться и по принципу «провайдер — клиент», ведь «Комстар ОТС» владеет разветвленной инфраструктурой «последней мили», которая необходима для проводного подключения точек доступа. Но чем обернется такое сотрудничество, когда дело коснется реального зарабатывания денег на хот-спотах, сегодня не в силах предсказать даже аналитики.