ЗА ПЕРВЫЕ шесть месяцев 2004 года тарифы на услуги IP-телефонии в нашей стране снизились на 30—40%, что, в свою очередь, привело к снижению маржинальности бизнеса VoIP-операторов. Утверждается, что прибыльность «карточных» проектов теперь составляет примерно 10%. Однако и в этих условиях компания «Зебра Телеком», для которой IP-телефония является основным видом деятельности, ухитряется не снижать темпы роста бизнес-показателей. За первое полугодие 2004 года ее оборот составил 9,6 млн долл., что на 42% превышает аналогичный показатель прошлого года. Этот рост соответствует финансовому плану фирмы и позволяет надеяться на суммарный оборот по итогам года на уровне 22—24 млн долл.

ВИКТОР КАЛЕДИН: «На рынке услуг IP-телефонии выживет не тот, кто больше продаст, а тот, кто правильнее считает деньги»

Чтобы сохранить динамику развития и выполнить план по росту доходов, «Зебре» пришлось в большей степени, чем предполагалось, увеличить объем обслуживаемого трафика. Только по карточным продуктам в первом полугодии он достиг 32,7 млн мин в Москве и 6,3 млн мин — в Санкт-Петербурге. Генеральный директор «Зебра Телеком» Виктор Каледин рассказал, что за отчетный период провайдер VoIP провел в обеих столицах более десяти крупномасштабных маркетинговых акций. Например, в Санкт-Петербурге «Зебра» предоставила владельцам ее универсальных карт возможность бесплатно звонить в Москву, США и страны Западной Европы.

Не подверглись сокращению и затраты на обновление оборудования. В противном случае компании не удалось бы обработать увеличенный объем трафика без ухудшения качества связи. Летом «Зебра Телеком» завершила масштабную программу развития технологической базы, что позволило справиться с резким ростом нагрузки на сеть в периоды предоставления клиентам бесплатных звонков.

Компания ищет другие пути сокращения собственных издержек, в том числе — за счет продажи услуг с помощью различных платежных систем (продажа виртуальных PIN-кодов через Internet, сеть банкоматов и др.). Эти методы позволяют экономить на эмиссии пластиковых карточек.

Компанию привлекают растущие региональные рынки. Однако создавать дочерние структуры в городах России «Зебра» пока не намерена — даже с учетом положительного опыта с петербургской «дочкой». По мнению Виктора Каледина, вложения в иногородние структурные подразделения связаны с большим коммерческим риском, поэтому «Зебра» расширяет присутствие в регионах через партнеров. Таких партнерских фирм насчитывается уже более 130.

Продолжается рост федеральной сети IP-телефонии «Зебра Телеком». Компания организует в удаленных регионах страны качественные IP-каналы, подводя их как можно ближе к техническим площадкам партнеров. Сейчас действуют четыре таких канала (в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новосибирске и Петропавловске-Камчатском), а к концу года их будет уже девять.

В обороте компании доля розничного сектора составляет 68%, а оставшиеся 32% приходятся на некарточные направления бизнеса — межоператорский обмен трафиком и услуги для корпоративного рынка. Это соотношение соответствует плановым показателям. Тем не менее определенные резервы на корпоративном рынке остаются: на некоторые виды деятельности задерживается выдача лицензий из-за изменений в структуре правительства и законодательстве о связи.