От первых на Урале публичных точек беспроводного доступа к Internet прибыли никто не ждет, но шуму должно быть много

Сообщения об открытии очередных «первых» хот-спотов в разных регионах страны поступают непрерывно: в Таганроге, Новосибирске, Екатеринбурге... За чередой многочисленных презентаций просматривается если не единый организатор, то, по крайней мере, общий дирижер. Таковым, судя по всему, является корпорация Intel.

Как и полтора года назад, когда первые зоны публичного беспроводного доступа в Internet стали открываться в российских столицах, сегодня Intel принимает самое тесное участие в развертывании локальных беспроводных сетей. Силиконовый гигант оказывает, прежде всего, маркетинговую поддержку владельцам хот-спотов, а инвестиции в оборудование не осуществляет. Идеология компании прозрачна: она выступает в роли главного пропагандиста беспроводного будущего. При этом у Intel есть коммерческий интерес, поскольку рост предложения услуг Wi-Fi в России стимулирует здесь спрос на мобильные ПК с процессорами Centrino.

Представители московского офиса Intel обещают маркетинговую поддержку провайдерам услуг связи в разных регионах страны в обмен на их усилия по открытию хот-спотов. В Екатеринбурге пока нашелся только один желающий участвовать в подобном проекте — региональный Internet-провайдер Netprovodov.ru. До сих пор он был фактически единственным крупным поставщиком услуг широкополосного радиодоступа на рынке Среднего Урала. Netprovodov.ru работает в регионе пять лет и, будучи местным «монополистом», имеет уже около 1 тыс. клиентов в трех уральских областях.

Для Netprovodov.ru предложение Intel — не диковинка. Программы развертывания беспроводных зон публичного доступа обсуждались в компании давно. Конечно, в Екатеринбурге, в котором оценочное число пользователей ноутбуков составляет 25—30 тыс., подобный проект вряд ли принесет скорую прибыль. Но у Intel с екатеринбургским провайдером сложились давние коммерческие связи, и на сей раз они легко нашли общий язык.

Надо сказать, технология выхода в Internet по радиоканалу позволяет в короткий срок и при малых капиталовложениях развернуть целую сеть точек доступа. Создание хот-спота обходится лишь примерно в два раза дороже организации внутриофисного радиоканала. Кроме стоимости установки самой беспроводной точки в сумму входят расходы на маршрутизатор, эмиссию карточек доступа, поддержку системы биллинга, лицензирование услуг в местном радиочастотном центре. Общие затраты на формирование небольшой зоны публичного доступа составляют всего около 2 тыс. долл., причем, по сложившейся в России практике, инвестиции в хот-спот распределяются в пропорции 50/50 между его будущим владельцем и оператором Internet-услуг. Так что для многих розничных предприятий, ресторанов и гостиниц, проекты Wi-Fi не слишком обременительны.

Итак, в начале сентября в Екатеринбурге открылись хот-споты в ресторанах «Планета Суши», «Старый Дублин» и «Ростик?с». Очевидно, что основной мотив проектов заключался в ожидаемом общественном резонансе и отличном поводе для PR. Мобильные компьютеры, в конфигурацию которых входят специальные чипы 802.11b и 802.11g, могут подключаться к сети Wi-Fi на скорости до 20 Мбит/с. Для входа в сеть необходимо активировать карту доступа, которая продается на месте. Владельцами точек доступа уже выпущены карты экспресс-оплаты на 10 и 25 Мбайт предоплаченного трафика.

Обработка статистики пользования сетью ведется в режиме реального времени при помощи биллинговой системы КРУС. В настоящее время пользоваться хот-спотом можно бесплатно. После утверждения прайс-листа стоимость трафика, по всей вероятности, окажется сопоставимой с тарифами на GPRS-доступ (то есть составит примерно 0,2—0,3 долл. за 1 Мбайт).

Вариантов развития ситуации на рынке хот-спотов уральской столицы может быть несколько, но пока число пользователей мобильных ПК не превысит 70—80 тыс., содержание точек беспроводного доступа останется убыточным. Опыт Москвы не позволяет сделать каких-то иных выводов. Директор по продажам Netprovodov.ru Евгений Куликов рассказал, что в московском аэропорту Домодедово, где хот-спот действует уже давно, карточек Wi-Fi-доступа он приобрести не смог.

В Екатеринбурге темпы открытия новых точек Wi-Fi пока зависят от рекламной политики как местных провайдеров, так и Intel. А свою маркетинговую стратегию на рынке беспроводных технологий в уральском регионе Intel планирует обнародовать лишь в октябре.

Кроме Netprovodov.Ru о своей заинтересованности в развитии подобных проектов могут заявить операторы сотовой связи и Internet-провайдеры, специализирующиеся на предоставлении ADSL-услуг. Но среди игроков местного мобильного рынка пока только один предложил дополнительный GPRS-сервис («Восток-запад-телеком»), а значит, вложения в расширение потребляемых Internet-услуг здесь не рассматривают как перспективные. Зато крупные ADSL-провайдеры, такие как «Уралрелком» и «УралВЭС», вполне способны подключиться к кампании продвижения хот-спотов в массы. Правда, они смогут стр оить точки оперативного доступа только на тех предприятиях, к которым уже проведен широкополосный проводной канал.

И в первую очередь их может заинтересовать гостиничный сектор. Среди клиентов дорогих отелей доля пользователей ноутбуков весьма значительна (по разным оценкам, от 20 до 60%). Для владельцев гостиниц открытие нового востребованного сервиса станет не только дополнительным рекламным преимуществом, но и некоторым источником прибыли. Скажем, в екатеринбургской гостинице «Октябрьская» корпоративный хот-спот открылся три месяца назад. Сейчас ведется работа по увеличению числа точек доступа, и вскоре в зону радиопокрытия войдут все внутренние помещения отеля.