Новое поколение сотовых сетей постепенно завоевывает рынок. На смену сразу трем компаниям в двух столицах («Дельта Телеком» в Санкт-Петербурге, МСС и «Персональные Коммуникации» в Москве) приходит оператор сети «Скайлинк», которому эти фирмы постепенно перепоручают своих высокодоходных абонентов

Дело в том, что стандарты сотовой связи, в которых они работали первоначально, устарели с точки зрения требуемой сегодня скорости передачи данных. Как в аналоговом стандарте NMT-450, так и в цифровом CDMA-800 скорости обмена данными не могут даже приблизиться к обеспечиваемым в сетях GPRS, не говоря уже о третьем поколении технологий мобильной связи. Поэтому NMT-450 и CDMA-800 «списываются в архив» в угоду новому стандарту IMT MC-450, на базе которого строится федеральная сеть «Скайлинк». Процесс этот вполне закономерный, остается лишь определить, какой будет новая сеть, какие задачи ей будут по плечу и каким пользователям имеет смысл обратить на нее внимание.

Плавное перетекание

Для постепенного перевода абонентов в новую сеть все три компании создали специальные маркетинговые программы. Ограничений сроков действия в них не предусмотрено — никто не хочет создавать ненужный ажиотаж и сиюминутно решать проблему перевода. Однако тенденция налицо: число владельцев трубок NMT и CDMA-800 постепенно снижается. Так, в МСС к началу 2004 года насчитывалось 51 тыс. абонентов NMT-450, а на середину года — уже 44 тыс. пользователей. В «Дельта-Телеком» ситуация схожая: на начало года было 67 тыс. абонентов, на середину — не более 50 тыс. В сети «Сонет» (торговая марка компании «ПеКом»), где программа перевода абонентов начала реализовываться только в сентябре, на тот момент насчитывалось примерно 80 тыс. пользователей.

Приведенные цифры показывают, что абоненты не очень-то спешат расставаться с устаревшим стандартом. Некоторые из них, переходя в «Скайлинк», сохраняют свои контракты в старой сети. Их логика проста: пока сеть работает (лицензия «Дельта-Телеком» на NMT-450 истекает весной 2005 года, а МСС — уже в октябре 2004 года) можно использовать проверенные временем технологии и тарифные планы. Компании не обнародуют свою статистику «двойных» пользователей, но из некоторых источников известно, что доля таковых не превышает 15% от общей абонентской базы.

Лицензия компании «Персональные Коммуникации» на диапазон 800 МГц закончилась еще 1 сентября 2004 года, а заявка на ее продление до сих пор лежит под сукном в Министерстве информационных технологий и связи РФ. Учитывая «нежные» отношения менеджмента фирмы с регулирующими органами, можно с большой уверенностью утверждать, что никакого официального продления жизни стандарта CDMA-800 в российской столице не будет. Поэтому «ПеКом» предложила своим абонентам самые выгодные условия перехода — лишь бы побыстрее завершить процесс.

Все три оператора постулируют простые правила для «переводящихся» абонентов: пользователь «старой» сети должен обратиться в абонентскую службу своего оператора, которая рассчитает причитающиеся ему скидки (если они вообще полагаются) и оформит необходимые документы на обслуживание. Для наглядности условия перевода абонентов в сеть «Скайлинк» представлены в таблице.

Можно сделать вывод, что МСС, «Сонет» и «Дельта Телеком» несколько разделились в позиционировании услуг «Скайлинка» для собственных абонентов. Самой первой, еще летом 2003 года, процесс миграции пользователей инициировала «Дельта Телеком». Причем компания четко дала понять: дешевый внутрисетевой трафик будет доступен только «тяжелым» абонентам, которые готовы покупать его «оптом». Из простой дилеммы «массовость или ARPU» оператор выбрал второе.

МСС начала перестройку чуть позже, и миграция абонентов проходит здесь более плавно, чем в «Дельте». Однако статистика показывает, что компания пока не готова полностью отказаться от всех категорий пользователей NMT-450. Именно поэтому «перевод» сопровождается приятными сюрпризами для абонентов в виде бесплатной услуги автоответчика, добавок к Internet-трафику и скидок на терминальное оборудование. Компании эти бонусы обходятся не очень дорого, а абоненты заботу ценят высоко.

«Сонет» создал достаточно гибкую систему перехода в новую сеть с сохранением тарифных планов. Компания также попробовала сделать безболезненной покупку нового абонентского оборудования. Оценят ли абоненты такой шаг, покажет время, но «Сонет» занимает достаточно жесткую позицию по отношению к прежним пользователям. Как отметила генеральный директор МСС и ЗАО «Скайлинк» Раиса Розинова, у фирмы нет цели полностью сохранить всю абонентскую базу. Цель — перевести в «Скайлинк» наиболее доходных абонентов, которых насчитывается 25—30%. Пока же Internet-форумы наполнены негативными откликами бывших абонентов «Сонета» по поводу неразберихи с подключениями и проблем с работой только что купленных телефонов.

Портрет пользователя мобильного Internet

Мобильный Internet очень медленно превращается из «игрушки» в полноценный и востребованный сервис. Беда нынешних российских GSM-сетей состоит в том, что введенная в коммерческую эксплуатацию технология GPRS не гарантирует заданный уровень сервиса. Как только возрастает нагрузка на голосовые каналы, передача данных ухудшается или останавливается вовсе. Обычно невысока и доступная абонентам скорость (от 15 до 40 Кбит/с). Возможно, проблема будет частично решена с внедрением платформы EDGE, которая повысит реальную скорость до 153 Кбит/с, но пока можно оценивать производительность лишь в тестовых зонах.

Именно поэтому значительной части деловой аудитории мобильных систем приходится прибегать для передачи данных к проводным сетям либо к точкам доступа Wi-Fi, зона покрытия которых не выдерживает критики. Между тем речь идет о пользователях с ARPU примерно 70 долл., которым, по сути, все равно, каким стандартом связи пользоваться для обмена данными. Они могут позволить себе любой терминал средней ценовой категории или даже несколько аппаратов (один — для данных, другой — для голоса).

Неудивительно, что услуга высокоскоростного мобильного Internet в сети «Скайлинк» была положительно воспринята соответствующей аудиторией Санкт-Петербурга (компания «Дельта Телеком» имеет приблизительно 75 тыс. пользователей IMT-MC-450) и Москвы (здесь эти услуги продвигает МСС). Скорость передачи данных в этом случае действительно выше, чем в GSM. Она составляет 70-80 Кбит/с, чего достаточно для приема почты, общения по Internet-пейджеру (мобильный ICQ) и легкого Web-серфинга.

Примерно полгода назад МСС ввела в эксплуатацию сервис SkyTurbo, призванный за счет предварительного сжатия повысить пропускную способность канала, но эффект оказался не очень значительным. Весной этого года в рамках выставки «Связь-Экспокомм 2004» оператор «Скайлинка» демонстрировал разные приложения высокоскоростной технологии передачи данных CDMA2000 1x EV-DO. В коммерческую эксплуатацию компания собирается ввести ее только в 2005 году.

По сравнению с действующей версией cdma2000 1x технология EV-DO (Evolution Data Only) позволяет повысить нисходящую скорость (к абоненту) более чем на порядок — до 2,4 Мбит/с. Данная технология поддерживается большинством новых моделей телефонов, выпускаемых для диапазона 450 МГц. Но нельзя не упомянуть о проблемах: недостаточное количество базовых станций в Москве создает сложности с мобильным доступом к Internet. В «часы пик» скорость все-таки значительно снижается и отсутствует выделенная частота для обмена данными, из-за чего система может «уронить» скорость до показателей обычного GPRS.

Конечно же, переключение на новый стандарт связи — закономерный процесс. Наряду с этим компании-операторы переживают болезненную смену целевой аудитории: теперь они ориентируются на людей, готовых потреблять (кроме голосовой связи) услуги высокоскоростной передачи данных и доступа к Internet. А значит, нужно более внимательно работать с корпоративными клиентами и формировать новые тарифные планы, в которых услуги голосовой связи и передачи данных будут учтены паритетно.

Сейчас «Скайлинк» фильтрует абонентскую базу трех прежних сетей, отбирая для себя высокодоходных пользователей и отрезая путь малоговорящим. На начальном этапе развертывания сотовой сети доходность абонента имеет очень большое значение, но не гарантирует лидерства «Скайлинк» в области передачи данных в дальнейшем. Любая компания «большой тройки» за счет грамотного внедрения сервисов EDGE сможет вернуть себе статус самого инновационного оператора, по крайней мере в российских столицах.

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор