Компания «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн GSM»), преодолев на Северо-Западе России рубеж в 1 млн пользователей, подвела итоги своей деятельности в регионе

Миллионная абонентская база одного из крупнейших российских операторов сотовой связи позволяет контролировать определенную долю регионального рынка мобильной связи, которая, по оценкам независимых экспертов, составляет 14%. Основные конкуренты «Би Лайн GSM» пока далеко впереди. По данным самого «ВымпелКома», «МегаФон» обслуживает на Северо-Западе страны 47,7% совокупной абонентской базы, а «Мобильные ТелеСистемы» — 33,5%. На двух других операторов сотовой связи («Скайлинк» и Tele 2) приходится 4,8%.

ПО СЛОВАМ Прянишникова, «ВымпелКом» не намерен вести ценовую войну за корпоративных клиентов на Северо-Западе России

По словам Николая Прянишникова, исполнительного вице-президента ОАО «ВымпелКом», 14% — нормальный результат, если учесть, что оператор приступил к созданию своей сети в Северо-Западном регионе всего 1,5 года назад, когда «МегаФон» и МТС уже почти поделили между собой рынок Санкт-Петербурга. В других городах региона конкуренты также начали работать намного раньше. Однако руководство «ВымпелКома» все же не удовлетворено его рыночными позициями и ставит перед компанией цель получения на Северо-Западе примерно такой же рыночной доли, как в целом по России (около 33%).

Для резкого увеличения числа подключений предполагается развивать несколько стратегических направлений. Прежде всего, должна быть подготовлена техническая база. В следующем году «ВымпелКом» установит дополнительно к имеющимся 900 еще 1 тыс. базовых станций. Абоненты будут привлекаться «агрессивными ценовыми предложениями, ориентированными на массовый рынок». Форсировать рост продаж сотовых услуг предполагается и за счет развития дилерской сети, «сопоставимой по размерам и лояльности с сетями конкурентов».

По словам Николая Прянишникова, «ВымпелКом» не будет вести ценовую войну за корпоративных клиентов, чтобы не разрушать рынок. Абонентская база станет наращиваться в основном за счет новых частных пользователей, хотя приветствуются и неудовлетворенные «перебежчики» от других операторов. Естественно, основная борьба за потенциальных клиентов развернется за пределами Санкт-Петербурга, в котором проникновение услуг мобильной связи и так достаточно высокое.

«ВымпелКом» уже вложил в развитие своей сети на Северо-Западе 137 млн долл. В следующем году общий объем инвестиций в регионе должен увеличиться еще примерно на 60 млн долл. Акцент в развитии будет перенесен на шесть областей, где в последние месяцы сеть строится «с нуля»: это Великий Новгород, Псков, Республика Карелия, Вологда, Архангельск и Мурманск.

Исполнительный вице-президент «ВымпелКома» осознает, что достигнуть указанных рыночных ориентиров очень непросто, тем более что местное население достаточно консервативно и предпочитает оператора, давно оказывающего им услуги. В областных центрах Северо-Запада люди стоят в очереди на подключение к «МегаФону», хотя без проблем могут получить телефонный номер в «Би Лайн GSM». Значит, нужны нестандартные методы привлечения пользователей.

Еще сложнее новому игроку «подтянуться» к конкурентам по доходам и обслуживаемому трафику. Хотя цифры по этим показателям не раскрываются, можно предположить, что «ВымпелКом», опоздав к привлечению самых доходных абонентов, расширяет клиентскую базу преимущественно за счет малобюджетных пользователей. То есть его доля на региональном рынке, выраженная в доходах от продажи услуг, скорее всего, меньше объявленных 14%, справедливых в отношении абонентской базы.

Николай Прянишников согласен, что на начальном этапе развертывания сети в новом для оператора регионе «доля в рублях» обычно значительно меньше, чем «доля в абонентах». Однако, по его словам, после полутора лет присутствия на Северо-Западе эта разница практически нивелировалась. И все же он отказался сообщить, сколько денег заработал «Би Лайн GSM» в регионе. Доподлинно известно лишь, что этот оператор лидирует по темпам роста абонентской базы. С апреля 2004 года каждый месяц число подписчиков «ВымпелКома» на Северо-Западе увеличивается на 90—100 тыс. человек. Да и в целом по России рост у «ВымпелКома» — самый высокий среди российских операторов: около 1 млн новых подключений в месяц. Такие темпы должны сохраниться до конца года. Напомним, что в начале октября к «Би Лайн GSM» подключились свыше 20 млн пользователей.