С 1999 года, когда в России был официально лицензирован первый шлюз IP-телефонии, прошло ровно пять лет

За этот период технология передачи голосового трафика путем коммутации пакетов приобретала все большую популярность среди операторов, работающих на рынке междугородной и международной связи. Они задействуют либо каналы транспортировки голосового трафика по каналам Internet (Internet-телефония), либо выделенные сети (VPN), в которых также используется передача голоса в виде IP-пакетов. Строительство таких сетей обходится не столь дорого, как прокладка выделенных каналов, поэтому себестоимость междугородных соединений существенно снизилась. А это в свою очередь приводит к повышению доступности услуг и увеличению объема потребляемого трафика VoIP.

Структура и модель рынка

По оценкам РБК, с 1998 года объем российского рынка дальней связи увеличился почти в два раза и достиг 2,3 млрд долл. Доля сервисов VoIP в общем доходе от междугородной и международной телефонии составила почти 3,2%. Исходящий российский трафик междугородных и международных соединений вырос на 16,2%: с 13,37 млрд мин в 2002 году до 15,54 млрд мин в 2003 году. Только за последний год объем голосового трафика, передаваемого по протоколу IP, вырос в 2,7 раза и достиг 1,95 млрд мин. Таким образом, через IP-сети передается более 10% всего голосового трафика. Эксперты РБК прогнозируют, что в 2005 году объем российского годового трафика VoIP вырастет до 7 млрд мин.

Большинство опрошенных московских провайдеров услуг пакетной телефонии указывают на преобладание исходящего трафика над входящим. Это объясняется тем, что мелкие компании чаще ориентируются на отдельные направления, предлагают специальные тарифы для целевых аудиторий (диаспор) и обычно специализируются на передаче международного трафика. Крупные операторы, которые оказывают существенное влияние на общую статистику, демонстрируют преобладание междугородного трафика над международным. Строительство сетей по России обходится им куда дешевле, чем работа с иностранными державами. Передача же международного трафика пока коммерчески эффективна лишь на отдельных направлениях, где имеется гарантированная нагрузка на сеть, это США, Израиль, Германия, Китай, Вьетнам и страны СНГ.

Распространение IP-телефонии начиналось в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько лет назад доля двух столиц составляла почти 90% объема российского рынка услуг. Сейчас региональные компании активно перекраивают структуру рынка в свою пользу: доля Москвы уже не превышает 50%, Санкт-Петербурга — 20%, а регионы в сумме формируют порядка 30% доходов. Все большую активность на региональном уровне проявляют традиционные операторы связи. Среди предприятий электросвязи, добившихся немалых успехов на поприще IP-телефонии, следует выделить ОАО «Сибирьтелеком» и ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК).

Как свидетельствуют данные биржи VoIP eXchange, по развитию IP-телефонии среди российских регионов лидирует Иркутская область, где «приземляется» более 9% трафика. При этом Сибирский регион оказался наиболее продвинутым с точки зрения использования пакетной телефонии, поскольку принимает более 18% национального трафика VoIP. Затем следует Южный федеральный округ, в котором заметны Ставропольский и Краснодарский края и Ростовская область. Третье место занимает Приволжский округ, терминирующий свыше 11% трафика IP-телефонии.

Вообще же IP-телефония является слаборегулируемой услугой, поэтому операторы связи не обязаны предоставлять точные статистические сведения по объемам пропущенного трафика. Это создает заметные трудности при расчете долей ведущих игроков рынка и построении рейтингов.

Рис. 2. Динамика снижения стоимости трафика на отдельных направлениях, долл./мин

Рынок карточной телефонии

Рынок карточной телефонии является наиболее доходным сегментом IP-телефонии. Как отмечает аналитик IKS-Consulting Татьяна Толмачева, «в 2003 году провайдеры телефонных карт получили около 55% всех доходов от услуг IP-телефонии, хотя в структуре трафика на их долю пришлось лишь порядка 31% трафика». Правда, сейчас темпы роста рынка телефонных карт замедлились. Одна из причин — высокий уровень конкуренции среди средних и мелких компаний.

За место под солнцем на рынке карточной телефонии сражаются около 400 малых и средних фирм, и их число постоянно растет. «Альтернативная» телефония в нашей стране давно вышла из детского возраста. Ведущие телекоммуникационные компании с региональными отделениями и собственными оптоволоконными сетями обеспечивают меньшие, чем у «Ростелекома», расценки на дальнюю связь, далеко не худшее качество соединений и гораздо более высокий уровень сервиса.

С технологической точки зрения стать карточным телефонным оператором очень просто: достаточно заключить партнерское соглашение с одним из уже действующих рыночных игроков и приступить к эмиссии собственных карт. Результаты проведенного РБК исследования показывают, что за последние два года коренных изменений в раскладе сил на рынке не произошло.

В Москве значительно увеличил свою долю «Центральный телеграф». Активно работает в Москве и Санкт-Петербурге компания «Зебра Телеком». Кроме того, крупными операторами являются «Корпорация ОСС», «Голден Телеком», «Тарио Трейдинг», «Корбина Телеком», «Эквант» и «Ринотелеком» (прежде RGS). В Санкт-Петербурге предоставлением услуг карточной телефонии занимаются как универсальные операторы связи («Голден Телеком», «ПетерСтар», «Метроком»), так и компании, занимающие нишевое положение («Зебра Телеком», «Корпорация ОСС», «Элвис Телеком»). О желании освоить этот сегмент заявляют «Астелит», «Рос-комсвязь», «ВНТ-Петербург» и «Комлинк».

Сейчас рынок карточной телефонии открыт для новичков, которые хотят попробовать себя в телекоммуникационном бизнесе. Инвестиции непосредственно в оборудование не столь велики и составляют 15—20 тыс. долл., но на приобретение систем биллинга, аренду телефонных линий и оплату исходящего трафика требуются более существенные средства. Правда, ряд ведущих операторов предлагают услуги аренды своих технических мощностей. Начинающим партнерам предлагаются оптовые цены, которые на 20—30% ниже розничных. У крупных провайдеров общие затраты на биллинг, позволяющий обслуживать предоплаченные карты, достигают несколько сотен тысяч долларов. Кроме того, новому оператору надо позаботиться о подключении к телефонной сети общего пользования (около 3 тыс. долл.). Понятно, что поначалу трафик будет обходиться ему недешево — из-за небольших генерируемых объемов.

Карты в руки

В последнее время все более популярным способом расчета за услуги связи становится предоплата посредством скрэтч-карт (с индивидуальным кодом, скрытым стираемой защитной полосой) определенного номинала. Не секрет, что при работе с физическими лицами все операторы предпочитают авансовые карты предоплаты, поскольку при их использовании гарантируется положительный (без задолженностей) баланс абонента на лицевом счету и появляется широкий канал для дистрибуции услуг. При этом стоимость поддержки карточной системы продаж (включая производство и распространение телефонных карт) не превышает 15—20% стоимости телекоммуникационных услуг.

Другими, не менее важными достоинствами технологии скрэтч-карт являются легкость и удобство в повседневном использовании. Для активации карты достаточно набрать ее номер и указанный под защитным слоем PIN-код. Некоторые операторы требуют набора только PIN-кода.

Карты выпускаются номиналом от 5 до 100 долл. и выше. В зависимости от политики оператора номинал карт указывается в рублях, тарифных или условных единицах. Условные единицы, как правило, соответствуют доллару США, а тарифные единицы иногда приравниваются к 1 центу или имеют «отвлеченный» номинал. Московские провайдеры чаще всего номинируют карты в условных единицах, а региональные — в рублях. Здесь наблюдается аналогия с услугами сотовой связи: в регионах еще не привыкли к ценам в долларах или евро, там это отпугивает покупателя. Существует несколько видов телефонных скрэтч-карт: это карты традиционной телефонии, IP-телефонии и универсальные сервисные (обеспечивают доступ в Internet и предоставление услуг телефонии).

В 2003 году, по данным «Коминфо Консалтинг», в Москве насчитывалось около 7 тыс. точек продаж телефонных карт, причем 57% из них действовали в киосках около станций метро. Комиссия дилеров довольно высока и составляет 8—10% номинала.

Дальние звонки с помощью IP-телефонии обходятся конечному потребителю существенно дешевле, чем звонки по традиционным каналам ТфОП. В зависимости от направления экономия может достигать 30—50%. Основными факторами падения расценок на услуги VoIP являются высокая внутрирыночная конкуренция, снижение тарифов операторов электросвязи и стоимости услуг терминации трафика, удешевление каналов транзита и собственно оборудования. Станислав Мирин, аналитик департамента консалтинга РБК, отмечает: «На столичных рынках конкуренция между провайдерами IP-телефонии достаточно жесткая, но явных маркетинговых войн, которые наблюдаются на рынке сотовой связи, здесь не случается. В отличие от олигополистического сотового рынка, в сфере VoIP слишком много игроков».

Таким образом, рынок обеих столиц более-менее насыщен и на глобальный прорыв провайдеры IP-телефонии могут рассчитывать только за счет притока абонентов из регионов. Чтобы добиться конкурентных преимуществ, операторы сетей IP-телефонии могут обратиться к дополнительным услугам на основе технологии VoIP. Первичный бум на IP-телефонию прошел, и нынешний год имеет все шансы оказаться переломным: основную роль среди критериев выбора телефонной карты начинает играть качество услуг, а не расценки. Внедрение новых сервисов идет постепенно, но этот процесс уверенно набирает обороты.

Тенденции развития карточного роуминга таковы, что отдельные независимые провайдеры со временем объединятся в общенациональные сети. Прогнозируется также специализация операторов на обслуживании конечных абонентов и пропуске транзитного трафика. С развитием инфраструктуры произойдет дальнейшее выравнивание клиентских тарифов по всем направлениям. Безусловно, часть пользователей по-прежнему будет искать самого дешевого поставщика услуг, но для большинства клиентов IP-телефония ассоциируется с бизнес-качеством связи, что и предопределяет их ожидания.

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор


Что почем?

Стоимость услуг карточной IP-телефонии определяется такими составляющими:

  • оригинация трафика - доставка сигнала от вызывающего абонента до шлюза IP-телефонии и его перевод в IP-пакеты;
  • транзит данных - передача IP-пакетов по выделенной сети или каналам Internet;
  • терминация - преобразование IP-пакетов в голосовой трафик и доставка сигнала вызываемому абоненту;
  • поддержка карточной платформы, дистрибуция услуги и сопутствующие расходы.

Стоимость вызовов отдельно взятого оператора может значительно колебаться в зависимости от направления. Тарифы зависят от возможностей самого оператора (например, от наличия в вызываемом пункте собственного терминирующего шлюза) и главным образом от стоимости «приземления» трафика в сеть ТфОП на данном направлении.