Компания «МТУ-Интел», входящая в столичный холдинг «Система-Телеком», объявила на выставке «Связь-Экспокомм 2004» о новой инициативе, направленной на обеспечение высокоскоростного доступа к Internet предприятиям малого бизнеса Москвы.
АНАТОЛИЙ КОРОТИЧ: «Информация только тогда что-то стоит, когда к ней можно обеспечить полноценный доступ»

Все фирмы, включенные в Реестр субъектов малого предпринимательства столицы, выбравшие специальный тарифный план «Малый бизнес», получат 15-процентную скидку на подключение и потребляемый трафик. В рамках этой инициативы также предоставляется бесплатный (нетарифицируемый) доступ к Web-ресурсам Системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП) для всех пользователей тарифного плана «Малый бизнес». В состав СИОМП сегодня входят более 40 ресурсов, объем справочной и аналитической информации в этой системе превышает 2 млн документов.

Вместе с генеральным директором «МТУ-Интел» Михаилом Амаряном и коммерческим директором компании Николаем Захаровым эту новость комментировал заместитель главы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Анатолий Коротич. Он сообщил, что предложение ведущего Internet-провайдера вошло в постановление московского правительства под номером 288-ПП от 27 апреля 2004 года «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы». В дни работы выставки это постановление было подписано мэром Москвы Юрием Лужковым и вступило в законную силу. По словам Коротича, московское правительство ранее «не имело опыта официального сотрудничества с крупным ИТ-бизнесом», поэтому подписанный документ является по-своему уникальным.

Пункт постановления, касающийся взаимоотношений субъектов малого предпринимательства с компанией «МТУ-Интел», носит рекомендательный характер и отнюдь не обязывает фирмы воспользоваться этим предложением для организации доступа в Глобальную сеть. Но сам факт упоминания тарифного плана в документе, подписанном столичным градоначальником, безусловно произведет впечатление на многих законопослушных клиентов. Можно предположить, что среди мелких предпринимателей найдется немало таких, которые воспримут этот параграф постановления как непосредственное руководство к действию. Предвосхищая возможные вопросы, Коротич от лица правительства Москвы заявил: «Мы не оказываем поддержку конкретному оператору, а лишь помогаем малым предприятиям налаживать взаимодействие с ним, не затрачивая никаких бюджетных ресурсов».

Оценка достоинств тарифного плана «Офисный», предполагавшего за 180 долл. в месяц потребление 5 Гбайт входящего Internet-трафика, была дана в статье «Блажен, кто верует» (см. Сети № 23 за 2003 год). Базовый ТП «Малый бизнес» в точности копирует детали своего предшественника, включая стоимость тарифа сверх установленного лимита (60 долл. за 1 Гбайт) и условие «сгорания» неутилизированной в течение месяца суммы. Тем не менее Захаров уверен, что коммерческой альтернативы этому тарифу попросту не существует, так как расценки в нем вчетверо ниже, чем в других действующих предложениях провайдеров широкополосных услуг.

Тариф «Малый бизнес» был запущен в марте этого года. Представители «МТУ-Информ», не называя числа корпоративных клиентов, которые уже воспользовались этим тарифным планом, сообщили, что примерно 40% вновь подключаемых компаний предпочитают его всем остальным. Провайдер регистрирует порядка 400 новых подключений ежемесячно (не считая абонентов семейства ТП «Стрим»), из этого можно заключить, что к моменту подписания постановления по ТП «Малый бизнес» обслуживалось чуть более 300 пользователей. При том что в Реестре малых предприятий Москвы насчитывается 25 тыс. юридических лиц. Это число вряд ли выглядит внушительно. Трудно поверить и в то, что скидка в размере 15% от ежемесячного платежа в 180 долл. привлечет массовый приток клиентов. Для сравнения: за три месяца действия тарифных планов семейства «Стрим» количество их подписчиков составило 9,5 тыс. абонентов. Вот что значит более удачное и гибкое коммерческое предложение!

Тем не менее складывается впечатление, что руководители «МТУ-Интел» и представители столичного правительства не хотят замечать очевидных вещей и продолжают говорить о преимуществах тарифа «Малый бизнес». По оценкам Коротича, основанных на исследованиях рынка, которые постоянно проводит его департамент, 5 Гбайт входящего трафика — это оптимальный объем ежемесячных услуг для небольших компаний (имеющих в штате от 30 до 100 сотрудников). В рамках установленного объема будут вольготно чувствовать себя даже те фирмы, чья деятельность связана с электронной коммерцией и поддержкой интерактивных сетевых сервисов.

Пусть это действительно так, но что же делать с объемом предоплаченного трафика предприятиям, которые занимаются производством или торговлей и нуждаются только в обычных информационно-справочных ресурсах? И так ли уж много 5 Гбайт входящего трафика для рекламных агентств, дизайн-бюро и фирм, специализирующихся на мониторинге рынка? Пожалуй, для них предпочтительнее подключиться по ТП «Стрим Супер» за 99 долл. в месяц и платить за превышение установленного лимита всего 10 долл. за гигабайт.

Возможно, основная беда коммерческих предложений «МТУ-Интел» для малого бизнеса в отсутствии дифференцированного подхода к потребностям клиентов. Почему-то провайдер решил воспользоваться пресловутой «средней температурой по палате», адресовав свои инициативы некоему усредненному пользователю, а не четко сегментированным группам клиентов. Да и на оценки Коротича относительно оптимального объема трафика тоже не следует особо опираться. Прежде всего потому, что технологии подключения к Internet, которые доступны сегодня большинству малых предприятий Москвы, резко отличаются от возможностей, которые предоставляет ADSL-доступ. По словам Коротича, средняя скорость подключения небольших фирм по выделенным линиям не превышает 128 Кбит/с, а нередко встречаются и коммутируемые соединения. Если скорость канала увеличится в десятки раз, нетрудно предположить, что и потребности клиентов вырастут соразмерно.


цитируя документы

Выдержка из постановления правительства Москвы «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы».

«В целях дальнейшего эффективного развития малого предпринимательства города на основе современных информационно-коммуникационных технологий и организационного опыта формирования структур и ресурсов информационной поддержки малого предпринимательства, Правительство Москвы постановляет:

…10. Принять предложение ЗАО «МТУ-Интел» по расширению доступа субъектов малого предпринимательства к современным информационным технологиям и ресурсам посредством:

  • внедрения специального тарифного плана ЗАО «МТУ-Интел» «Малый бизнес» по предоставлению услуг подключения к сети Интернет, доступа к сети Интернет и IP-телефонии, с установлением дополнительных скидок пользователям, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, в размере не менее 15%;
  • предоставления клиентам тарифного плана «Малый бизнес» бесплатного технологического доступа к Web-ресурсам СИОМП.