Сравнение итогов работы компании «Информзащита» за последние два года позволяет обнаружить, что развитие ее бизнеса существенно замедлилось.

Так, в 2002 году ее оборот вырос на 225%, а в 2003 году увеличился лишь на 15% и составил в абсолютном выражении 17,2 млн долл.

Снижение динамики роста в фирме объясняют тем, что замедлилось развитие самого рынка средств защиты информации. С одной стороны, заказчики постепенно увеличивают ассигнования на обеспечение информационной безопасности. Если в 2000 году на такие цели тратилось в среднем не более 1% ИТ-бюджета фирм и организаций, то в 2003 году — уже 2%, а в наступившем году этот показатель вырастет до 2,5%. С другой стороны, среднестатистический рост корпоративных затрат на поддержание и модернизацию защитных систем вряд ли перевесит стабилизирующий тренд самого рынка.

Действительно, с 2001 по 2002 год объем поставок продуктов и услуг в области ИБ увеличился с 50 до 80 млн долл., то есть на 60%. В прошлом году рост составил 37,5%, а общий объем продаж оценивался в 110 млн долл. Судя по всему, наметившееся замедление динамики развития продолжится в ближайшем будущем. Прирост за текущий год, как прогнозирует президент «Информзащиты» Петр Ефимов, составит лишь 27%, а объем рынка не превысит 140 млн долл.

ПЕТР ЕФИМОВ: «Некоторым игрокам придется навсегда покинуть бизнес в сфере ИБ»

По убеждению Ефимова, российский рынок информационной безопасности ожидают глубокие изменения. Сегодня 6—8 ведущих игроков контролируют около 75% продаж, а суммарная доля лидеров неуклонно растет. Иными словами, можно говорить о завершении раздела сфер влияния. Следовательно, в 2004 году на фоне замедления динамики роста существенно обострится конкурентная борьба, активизируются процессы поглощения и слияния, а некоторым игрокам придется навсегда покинуть этот бизнес.

Комментируя итоги работы своей компании в 2003 году, Ефимов отрицал сколь-нибудь заметное снижение ее рыночной доли. По его словам, «Информзащита» по-прежнему входит в число крупнейших поставщиков систем информационной безопасности и, по некоторым экспертным оценкам, контролирует около 15% продаж.

Компания продвигает в России как собственные, так и зарубежные продукты для обеспечения защиты данных. За отчетный период поставки и внедрение оригинальных решений сформировали 67,2% оборота «Информзащиты». При этом наибольшим спросом пользовались программно-аппаратные системы защиты информации семейства Secret Net и аппаратно-программный комплекс шифрования «Континент». Поставки продуктов иностранных производителей принесли 18,9% доходов.

«Информзащита» является партнером ряда ведущих зарубежных производителей средств защиты информации: это Internet Security Systems, Check Point, Baltimore Technologies, Clearswift. Кроме того, в 2003 году компания получила статус Microsoft Gold Certified Partner по вопросам обеспечения информационной безопасности. Она также предоставляет услуги консалтинга в сфере ИБ. По итогам 2003 года «Информзащита» заработала в этой нише около 1,5 млн долл., что составляет 9,65% общего объема ее доходов. Ефимов с удовлетворением отметил трехкратный рост оборота в области консалтинга по сравнению с результатами 2002 года.

Специализированный учебный центр «Информзащиты» заслуженно входит в число крупнейших образовательных учреждений страны в области информационной безопасности. В прошлом году в центре прошли подготовку 1800 специалистов по программам 41 курса. Его выручка в 2003 году несколько выросла, и ее доля в структуре доходов «Информзащиты» составила 4,25%.