Корпорация «Парус» провела в середине июля семинар «Построение единого информационного пространства территориально-распределенного предприятия». Анализируя особенности использования программных продуктов фирмы, участники мероприятия сфокусировали внимание на двух базовых подходах к автоматизации деятельности компаний — удаленной и распределенной обработки информации.

Первый подход подразумевает регистрацию, обработку и хранение информации на одном сервере БД всеми пользователями системы, в том числе действующими на удаленных рабочих местах. При реализации второго подхода регистрация и обработка информации выполняются на нескольких серверах БД, установленных на каждом «территориальном» объекте.

Как заявил начальник управления по развитию корпоративных приложений «Паруса» Александр Лопарев, основным достоинством первого подхода является то, что он подразумевает наличие лишь одного сервера БД (в центральном офисе компании). А в результате отпадает необходимость содержать на каждом удаленном объекте высокооплачиваемого администратора БД.

Работа через стандартную клиентскую часть

В данном случае работа с информацией осуществляется в рамках стандартной клиент-серверной архитектуры, на основе которой, в частности, реализована корпоративная информационная система (КИС) «Парус 8». Каждый пользователь запускает на своей рабочей станции клиентское приложение точно так же, как при работе в локальной сети.

Применительно к продуктам «Паруса» эта схема имеет ряд технологических особенностей. Например, при регистрации товарных документов суммарный трафик может достигать десяти и более мегабайт за смену в пересчете на одного пользователя. Значительная часть трафика генерируется самой системой. Поэтому при выборе клиент-серверного варианта необходимо задействовать коммуникационные каналы, обеспечивающие пропускную способность порядка 2 Мбит/с, а также провести организационно-методологические мероприятия для снижения нагрузки на сеть (предварительные настройки, структуризацию каталогов и т. п.).

Неоспоримым достоинством этого подхода является то, что он не подразумевает применения дополнительного аппаратно-программного обеспечения (помимо средств безопасности, которые нужны при всех вариантах реализации удаленного доступа к КИС). Основной недостаток данного варианта — трудоемкость администрирования, так как при выходе новой версии ПО для КИС клиентскую часть приходится переустанавливать на каждом удаленном рабочем месте. Кроме того, как уже было отмечено, к пропускной способности каналов предъявляются повышенные требования.

Специалисты «Паруса» дают несколько рекомендаций по использованию такой схемы. Независимо от технических параметров СУБД и рабочих станций эффективность удаленной работы с программной платформой «Парус 8» в значительной мере зависит от количества одновременно действующих удаленных пользователей и от «качества» формируемых ими запросов. Чем меньше записей отбираются при отработке в КИС того или иного бизнес-процесса, тем меньше данных передаются по каналу связи. Повышению быстродействия системы способствует увеличение пропускной способности канала либо уменьшение числа потребителей, одновременно использующих общий канал.

Работа через терминальный сервер

Для реализации данного подхода необходим дополнительный сервер терминального доступа. Он играет роль мощного централизованного ресурса, разделяемого между всеми удаленными пользователями.

Напомним, что в случае терминального доступа удаленный пользователь открывает на своей рабочей станции терминальную сессию (запускает клиентскую часть терминала). Маршрутизатор, установленный на удаленном объекте, передает в подсеть центрального офиса запрос на вход. Далее программные и аппаратные средства подсети центрального офиса производят аутентификацию удаленной станции. При положительном результате на экране рабочей станции открывается окно терминала.

С этого момента пользователь работает непосредственно с терминальным сервером. В окне терминала он может запустить приложения КИС и задействовать все информационные и функциональные ресурсы системы. Основная нагрузка переносится на участок подсети центрального офиса «терминальный сервер — сервер БД», на рабочую же станцию пересылаются лишь обновления экрана.

Преимущества терминального доступа очевидны. Для передачи сигналов от клавиатуры и мыши, как и графических образов не требуется значительная пропускная способность канала связи, а для соединения с центральным офисом могут задействоваться обычные коммутируемые линии связи. Существенно снижаются затраты на администрирование КИС, ведь управлять одним компьютером (терминальным сервером) проще, чем 20 или 200 рабочими станциями. Обеспечивается низкая стоимость самих клиентских мест, поскольку в качестве рабочих станций могут применяться любые компьютеры. При этом доступный пользователю ресурс определяется ресурсом терминального сервера (процессор, память, дисковое пространство). Наконец, сотрудники предприятия получают возможность удаленной работы не только с КИС, но и с другими информационными приложениями, например с MS World или Excel.

Основным недостатком этого варианта является необходимость применения терминального сервера, аппаратно-программные требования к которому (мощность процессора и объем оперативной памяти) при большом количестве потребителей сильно возрастают. По данным Лопарева, для обеспечения адекватной производительности серверу терминалов необходим процессор не ниже Pentium II, ОЗУ 64 Мбайт плюс 10—20 Мбайт на каждого пользователя для поддержки работы приложений.

Для оценки требований к производительности процессоров, их числу, а также к объему памяти сервера можно руководствоваться линейной зависимостью. Чтобы предоставить ресурсы многопроцессорной системы вдвое большему числу пользователей, нужно удвоить число процессоров и размер оперативной памяти.

Работа через Web-сервер («Парус-On-Line»)

При этом варианте организации удаленного доступа работа пользователей осуществляется через Web-сервер, базирующийся, например, на MS Windows 2000 Server. На рабочем месте необходимо установить ОС Windows и браузер Internet Explorer. Какое-либо дополнительное ПО, относящееся к КИС, не требуется.

Структурная схема удаленного доступа через Web практически не отличается от сценария терминального доступа, но технологические принципы взаимодействия терминального и Web-сервера с сервером БД существенно разнятся. На Web-сервере размещаются специальные программные компоненты, формирующие Web-интерфейс. С точки зрения архитектуры КИС система состоит из трех уровней. Первый из них включает в себя сервер управления данными и методами их обработки, второй — сервер приложения, отвечающий за взаимодействие с СУБД и обеспечивающий форматирование требуемых для визуализации данных, а третий — универсальные программы просмотра содержимого Web-узлов.

При создании ПО второго уровня разработчики «Паруса» предусмотрели ряд технологических особенностей. Поскольку клиентская часть КИС в данном случае отсутствует (ее роль играет Web-браузер), были использованы механизмы компенсации функций, обычно выполняемых на стороне клиента. В случае применения коммутируемых линий вероятность разрыва соединения достаточно велика, поэтому было обеспечено сохранение параметров текущего состояния приложений для автоматического продолжения работы после восстановления соединения. Для минимизации объема служебной информации задействованы механизмы кэширования и порционного отображения данных. Кроме того, удаленному пользователю предоставлена возможность получать документы и отчеты не только в режиме on-line, но и посредством запроса через почтовые службы.

Поскольку примерно 20% процедур бизнес-логики системы обрабатываются на Windows-клиенте, при внедрении платформы «Парус-On-Line» вывод в Web полного функционала того или иного раздела КИС сопряжен с определенными трудностями. Это связано с тем, что для выполнения ряда действий в системе необходимо регистрировать пользовательские процедуры. И если процедуры генерации номера документа и расчета суммы налога относительно просты, то для формирования одного документа из другого нужно писать довольно сложные апплеты, для чего требуется высокая квалификация администратора. Исходя из всего этого считают, что наиболее целесообразно выводить в Web-среду функционал, связанный с регистрацией, редактированием и удалением документов.

Резюмируя сказанное, отметим основные достоинства решения «Парус-On-Line». Во-первых, это минимум программных и аппаратных средств: на удаленном рабочем месте достаточно иметь компьютер с Web-браузером, модем и телефонную связь. Во-вторых, поддерживаются разнообразные настройки Web-интерфейса системы «Парус», позволяющие учесть требования удаленных пользователей. Обратная же сторона медали в случае применения он-лайнового решения такова: трудоемкость настройки и сопровождения Web-интерфейсов, ограничение функционала, доступного через Web.

Разработчики продукта не рекомендуют использовать технологию «Парус-On-Line» для удаленной работы с разделами программной платформы «Парус 8», связанными с интерактивной обработкой информации. К ним относятся отработка документов при бухучете, формирование и сведение оборотных ведомостей, формирование одних документов на основании других и ряд других.

Экспорт-импорт

На семинаре рассматривались и методы распределенной обработки информации. Соответствующие технологии дают возможность реплицировать все изменения на одном сервере системы на другие, удаленные, серверы предприятия. В этом процессе ключевую роль играет синхронизация информации на серверах, входящих в распределенную систему. Процедура синхронизации и репликации БД позволяет удаленному представительству, расположенному, например, в Воронеже, сделать «копию» базы данных, находящейся в Москве, и сохранить ее на локальном сервере. Таким образом, пользователям из Воронежа не нужно подключаться к серверу базы данных в Москве, чтобы получить доступ к информации.

Как сообщил начальник центра разработки корпорации Александр Панкратов, используемая в продуктах «Парус» стандартная подсистема экспорта-импорта информации не позволяет решать многие задачи, которые выполняются с помощью процедуры репликации. Однако процедура репликации Oracle по ряду причин также не подходит для системы «Парус». Например, некоторые алгоритмы экспорта-импорта Oracle «зашиты» в ее программный код, и изменить их практически невозможно. Для выполнения такой процедуры необходим хороший канал связи между серверами, постоянно поддерживающий работу в режиме on-line. Наконец, нужно обеспечить идентичность исходных БД, расположенных на разных серверах. А поскольку базы данных на отечественных предприятиях развивались независимо, то для использования этой процедуры потребуется полная реконструкция корпоративных данных.

Проанализировав ситуацию, разработчики корпорации создали дополнительную специфическую подсистему экспорта-импорта. С ее помощью можно добиться выполнения большинства задач, решаемых в рамках технологии репликации от Oracle.

Схема работы подсистемы экспорта/импорта данных

В общем виде процедура репликации такова. Обмен данными между различными БД происходит посредством «именованных посылок». Каждая из них имеет уникальный заголовок, который содержит информацию об отправителе, адресате и характере содержащихся в ней данных. В каждой БД поддерживается список баз данных, участвующих в информационном обмене. Причем в этих списках отмечено, какая из баз данных является «собственной». Список ведется и поддерживается администратором системы. «Разработанная в ?Парусе? подсистема не является копией решения Oracle; вообще говоря, это совсем другое средство, выполняющее аналогичные функции», — подчеркнул Панкратов.