В начале марта на расширенном заседании коллегии Министерство РФ по связи и информатизации представило итоги работы отрасли за 2001 год. Сказать, что отечественный телекоммуникационный рынок успешно миновал глубины экономического спада, поразившего развитые страны, — значит, не сказать ничего. Официальная статистика, приведенная руководителями головного отраслевого ведомства, превзошла самые смелые ожидания аналитиков.

Как мы уже писали (см. «Сети», 2002, № 1-2, с. 21), эксперты The Boston Consulting Group, IBS и ряда других компаний утверждали, что за минувший год телекоммуникационный рынок России вырос на 17-18%. Его объем оценивался по-разному, однако большинство приводившихся значений находилось в диапазоне 4,5 — 4,9 млрд долл. для 2000 года и 5,4 — 5,8 млрд долл. для 2001 года. Если же верить данным Минсвязи, то общий доход в сфере телекоммуникационных услуг в 2001 году оказался равным 202,9 млрд долл., что при среднегодовом валютном курсе на уровне 29,5 руб./долл. соответствует без малого 6,9 млрд руб. Рост по сравнению с предшествующим годом составил в рублевом выражении 40%(!). Даже скорректировав эту величину на изменение курса рубля к доллару, мы все равно получим показатель годовых темпов роста на уровне 33%.

Доход от предоставления услуг традиционными операторами слегка превысил 122 млрд руб. (рост по сравнению с 2000 годом почти на 26%), а прибыль достигла 18,4 млрд руб. (рост на 31%). Согласно предварительным подсчетам, средний уровень рентабельности по отрасли в целом оказался еще выше — порядка 19%.

Объем инвестиций в телекоммуникационный рынок России в минувшем году составил 2,2 млрд долл., из которых около 700 млн долл. пришлось на долю ОАО «Связьинвест». Если верить прогнозу, высказанному на открытии недавно завершившейся выставки «Норвеком 2002» первым замминистра Юрием Павленко, то в наступившем году инвестиции достигнут 3 млрд долл, причем около трети этой суммы обеспечат «Связьинвест» и его «дочки».

Из многочисленных цифр, которыми пестрит официальный отчет Минсвязи, приведу еще две. Число активных отечественных пользователей Internet достигло 4,3 млн человек (при общей численности населения на конец года 144,5 млн человек). Однако самым внушительным оказался рост абонентской базы сетей сотовой связи — на 131% за год: с 3,4 до 7,8 млн человек, что соответствует степени проникновения 5,3%. Конечно, до цивилизованного мира нам еще далеко, но не стоит забывать, что годом ранее значение этого показателя составляло лишь 2,3%. Как и следовало ожидать, основной прирост достигнут за счет сетей GSM: в начале 2002 года они обслуживали примерно 85% общего числа абонентов.

Опубликованная Минсвязи статистика, связанная с объемом абонентской базы рынка сотовой связи, наверняка вызвала энтузиазм у участников рынка. Некоторые аналитики, однако, воспринимают эту цифру как слегка завышенную — возможно, потому что она также оказалась большей, чем прогнозировалось. За несколько месяцев до Нового года в качестве символического рубежа, который предстояло преодолеть отечественному рынку мобильной связи к концу 2001 года, называлось значение 6 млн абонентов.

Впрочем, если не придираться к деталям, то опубликованные данные выглядят весьма внушительно. Пусть абсолютные показатели не впечатляют, зато о достигнутых темпах роста многие страны могут только мечтать. Правда, пока остается без ответа вопрос «что дальше?».

Ведущие экономисты все чаще говорят о начавшемся замедлении роста в нашей стране. А надо ли доказывать, что динамика развития телекоммуникаций самым непосредственным образом связана с общей экономической ситуацией? Одновременно появились первые признаки оживления на американском и европейском рынках. Так, согласно опубликованным в феврале данным RegTP, даже в условиях рецессии объем рынка связи Германии в 2001 году вырос на 15%. Выход развитых стран из состояния стагнации грозит сокращением и без того не очень обильного потока иностранных инвестиций в Россию (в том числе в отрасль связи). Добавьте сюда сохраняющееся перекрестное субсидирование регионов и услуг связи, перекосы в тарифах, невысокую эффективность управления традиционными операторами, неравные условия конкуренции между признанными и альтернативными операторами, низкий уровень суммарной капитализации российских телекоммуникационных компаний и другие проблемы отрасли, годами не находящие своего решения, и яркие краски отчета о достигнутых успехах слегка померкнут.

Наиболее осторожные аналитики полагают, что в среднесрочной перспективе российский телекоммуникационный рынок будет расти на 15% ежегодно. Что ж, будем держать кулачки, чтобы эти прогнозы оправдались.