В предыдущем выпуске «Сетей» мы рассказали о мировой презентации OmniPCX Office — нового оборудования концерна Alcatel, специально разработанного для небольших компаний. Нам пришлось коснуться и проблемы недостаточной технической оснащенности малого бизнеса. Спрос на комплексные коммуникационные решения в данном секторе экономики традиционно превышает предложение, хотя подавляющее большинство всех коммерческих фирм составляют именно такие предприятия.

Все это имеет вполне логичное объяснение. Дело в том, что представители крупного и среднего бизнеса давно поняли необходимость внедрения передовых телекоммуникационных технологий для поддержания своих производственных и управленческих процессов. Надежная телефонная связь обеспечила управляемость компаний с подразделениями на разных континентах. Внедрение локальных компьютерных сетей и выход в глобальные сети передачи данных позволили реализовать совершенно новые формы взаимодействия сотрудников. Иногда дело доходит до курьезов: люди, находящиеся в одной комнате, предпочитают общаться посредством электронной почты. Возможно, с помощью такой избыточности фирмы пытаются «подстелить себе соломку» в конкурентной борьбе. Как бы там ни было, за последние годы подавляющее большинство крупных предприятий, включая российские, обновили свои парки телекоммуникационного оборудования.

Мы решили продолжить изучение телекоммуникационных решений для малых офисов. Нельзя сказать, что вендоры вообще обходят своим вниманием этот рынок, но если у них появляется возможность заполучить «весомого» клиента, то на возню с десятком заказчиков меньшего калибра у них просто не остается времени (впрочем, как и желания). Правда, сейчас ситуация начала меняться, так как достаточно значимые заказчики уже разобраны, а небольшие компании стали проявлять интерес к современному оборудованию, причем подкрепленный платежеспособным спросом.

До недавнего времени многие отечественные малые и средние фирмы использовали раздельную телекоммуникационную инфраструктуру (рис. 1). В качестве коммутатора телефонной сети применялась офисная АТС «класса панасоник» (имя фирмы Panasonic стало нарицательным в этом секторе). Вспомним хотя бы рекламный ролик начала 90-х годов, в котором популярно объяснялось основное предназначение офисных станций — предоставить всем «внутренним» абонентам доступ к ограниченному числу абонентских линий городской АТС. В принципе такие устройства честно выполняли (и продолжают выполнять) свои задачи, обеспечивая достаточное количество дополнительных функций, которые тогда для многих были в диковинку.

Бум локальных сетей в нашей стране пришелся на середину 90-х годов. Персональные компьютеры появились во многих компаниях и стали восприниматься не как атрибут престижа, а как рабочий инструмент. Затем назрела потребность в их объединении, позволяющем организовать как обмен данными, так и разделяемый доступ к сетевым ресурсам — серверам и принтерам. Вначале локальные сети строились на базе коаксиального кабеля, а затем были переведены на витую медную пару, которая требовала меньших усилий при инсталляции и текущем обслуживании. Сетевые решения, основанные на витой паре, оказались весьма востребованными со стороны малых компаний.

Конец прошлого десятилетия ознаменовался массовым распространением услуг доступа в Intrenet. Пользователи быстро осознали информационную привлекательность Web-cервисов и удобство другие услуг, обеспечиваемых Cетью. Самым популярным стал (и остается по сию пору) коммутируемый доступ в Internet.

Наш краткий исторический экскурс позволяет понять, почему создание телекоммуникационной инфраструктуры предприятий проходило поэтапно и почему «разобщенные» телефонные и компьютерные системы до сих пор имеют численное преимущество перед действующими интегрированными решениями. Даже компании, работающие в связной отрасли, нередко задействуют первую схему для удовлетворения собственных нужд. Однако стремление сэкономить на внедрении современных технологий часто приводит к прямо противоположным результатам: как известно, скупой платит дважды.

Приведу пример «из жизни». Создавалась локальная сеть в одном из офисов ныне очень известного оператора связи, и управляющий менеджер отказал администратору в покупке одного сетевого принтера — в пользу трех локальных, ориентированных на домашнее применение. После месячных мытарств с распечаткой документов ему все равно пришлось докупать сетевой.

Кроме серьезных затрат на покупку оборудования, ответственных менеджеров малых предприятий останавливает высокая стоимость владения интегрированными средствами связи, изначально ориентированными на крупные компании. Эти и многие другие объективные и субъективные причины привели к тому, что в большинстве небольших отечественных фирм не имеют возможности или не хотят заниматься модернизацией своих сетей.

Однако успешное ведение бизнеса становится попросту невозможным без технологических инноваций (наверное, и вам довелось пронаблюдать, как смущались представители малых фирм, у которых спрашивали адреса электронной почты). Вскоре столь же серьезно будут востребованы и другие формы электронного взаимодействия партнеров по бизнесу. И тогда бесплатным почтовым ящиком уже не обойтись — потребуются решения, обеспечивающие тесную интеграцию внутрикорпоративных бизнес-процессов с Internet. Например, это может быть система интерактивного заказа продукции или оплаты услуг.

Именно для удовлетворения насущных потребностей продвинутых пользователей малого и среднего бизнеса ведущие производители телекоммуникационного оборудования разработали свои интегрированные решения. На рис. 2 показана упрощенная инфраструктура телекоммуникационной сети, которая образуется в результате внедрения такого рода продуктов. Основу этой инфраструктуры составляет универсальный коммуникационный сервер, разработанный по принципу «весь функционал в одной коробке» или обеспечивающий «бесшовное» объединение телефонной станции и активного оборудования локальной сети. В его задачи входит предоставление абонентам всего комплекса услуг, актуальных для современного офиса.

Все без исключения производители предлагают поддержку технологии пакетной передачи голоса (VoIP) наряду с традиционной телефонией. Каждый вендор включает в комплект предлагаемых им устройств многофункциональные телефонные аппараты, специально разработанные для офисного применения (и зачастую унаследованные от старших моделей УАТС). Еще одна общая черта — наличие единого управляющего сервера для всех компонентов системы. Более того, производители стараются сделать его максимально простым в обслуживании, что позволяет любому сотруднику офиса взять на себя функции администратора. Рассмотрим основные особенности оборудования, ориентированного на применение в небольших офисах и доступного сегодня на российском телекоммуникационном рынке.

Alcatel. В коммуникационный сервер Alcatel OmniPCX Office входят три основные подсистемы, обеспечивающие голосовую связь, обмен данными и подключение к Internet. Устройство выполнено в виде стандартного модуля, устанавливаемого в аппаратный шкаф. Возможен и настольный вариант размещения оборудования. OmniPCX Office поддерживает до 236 абонентских устройств, в том числе аналоговые и цифровые телефонные аппараты, IP-телефоны и трубки DECT. Соединительные линии организуются с использованием BRI и PRI ISDN, аналоговых и IP-транков.

Локальная сеть на базе Alcatel OmniPCX Office включает в себя до 84 портов 10/100 Base-T, которые устанавливаются в корпусе сервера. Их число может быть увеличено за счет внешнего оборудования. Для подключения к Internet используются интерфейсы BRI ISDN или внешний ADSL-модем. OmniPCX Office имеет встроенный межсетевой экран, proxy-сервер и серверы для распределения IP-адресов и доменных имен (DHCP/DNS). К услугам пользователей — функции CTI, доступ к речевой и электронной почте, поддержка Unified Messaging.

Avaya. Платформа IP600 представляет собой коммуникационный сервер Definity версии 9, ориентированный на работу в составе офисной локальной сети. Сервер выполнен с учетом требований монтажа в стандартной 19-дюймовой стойке. Он обеспечивает все функции базовой телефонии, включая сигнализацию для российских ведомственных и государственных сетей. Максимальное число пользователей — 200 человек. Поддерживаются интерфейсы аналоговых и цифровых абонентских линий.

Абоненты системы IP600 могут воспользоваться встроенным модулем голосовой и факсимильной почты. Для взаимодействия с IP-телефонами предусмотрен интегрированный шлюз с поддержкой протокола Н.323. Дополнительно предоставляются услуги компьютерно-телефонной интеграции (CTI) или поддержки операторского центра на 50 агентов. По данным представителей Avaya, в течение ближайшего месяца появится модернизированная версия этой платформы под названием IP400.

Для самых маленьких офисов можно рекомендовать семейство Network Alchemy, представители которого объединяют в себе станцию ISDN и активное оборудование локальной сети.

Cisco Systems. Компания предлагает оборудование Catalyst 4224 Access Gateway Switch, которое поддерживает обмен данными, голосовую и видеосвязь до 24 абонентов. В основе решения — использование архитектуры AVVID, разработанной Cisco. Сам коммутатор содержит полнодуплексные порты 10/100 Base-T со встроенной поддержкой электропитания IP-телефонов. В Catalyst 4224 может устанавливаться восьмипортовая плата для подключения аналоговых телефонов, факсов или модемов.

Нет ничего удивительного в том, что Catalyst 4224 обеспечивает многие функции обычного коммутатора локальной сети, ведь его выпускает ведущая компания данного рынка. Для подключения к телефонным сетям общего пользования устройство применяет протоколы сигнализации ISDN, CAS, R2 и FXO. Оно может использоваться и в качестве абонентского выноса учрежденческих станций и городских АТС. Кроме того, коммутатор содержит встроенный шлюз VoIP, базирующийся на протоколе Н.323. При работе с Internet окажутся востребованными функции межсетевого экрана и VPN.

Ericsson. Фирма предлагает две родственные системы — BusinessPhone 50 и BusinessPhone 250, различающиеся лишь максимальным числом обслуживаемых абонентов (до 64 и 200 сотрудников соответственно). Их функциональные возможности — сервис ISDN, интегрированный DECT, услуги CTI, голосовой почты, поддержка небольшого операторского центра и работы в составе локальной сети. Используются аналоговые и цифровые соединительные линии.

В состав обеих систем входит интегрированный шлюз IP-телефонии, позволяющий осуществлять телефонные соединения по локальной сети офиса. С помощью этого шлюза можно организовать до восьми дуплексных IP-транков с поддержкой протокола Q.SIG.

Конструктивно обе системы выполнены в виде шкафов настенного крепления. Непосредственная поддержка сервисов локальной сети (LAN-коммутации) не предусмотрена, но в состав продуктов входит интерфейс для внешнего подключения к ней.

Nortel Networks. Первоначально решение этой компании для небольших офисов носило имя Enterprise Edge, но сейчас оно известно как Business Communications Manager (BCM), что, наверное, более точно отражает его назначение. Данное устройство представляет собой корпус с местами для сменных плат, с помощью которых можно реализовать разнообразные сервисные функции. Поддерживаются функции традиционной станции ISDN, работающей с аналоговыми и цифровыми телефонными аппаратами, а также IP-телефонии (имеются специализированный шлюз и интерфейсы для соединения с локальной сетью офиса).

Кроме того, обеспечиваются такие сервисные приложения, как голосовая и факсимильная почта, Unified Messaging, сервис CTI и операторский центр (в двух вариантах). BCM предоставляет и возможность организации доступа к Internet. Для этого в состав устройства входят межсетевой экран, cash-сервер и IP-маршрутизатор, поддерживающий QoS на основе DiffServ.

Siemens. Интеграция технологий пакетной и канальной коммутации нашла свое отражение в названии решения — HiPath AllServe 150. Система служит для предоставления разнообразных услуг по сетям IP. В едином конструктиве объединена функциональность телефонной станции Hicom 150 H и современных коммуникационных приложений, востребованных в небольшом офисе.

Голосовая почта, Unified Messaging, CTI, поддержка операторского центра — это лишь некоторые из приложений, поддерживаемых HiPath AllServe 150. Система способна работать с различной сетевой инфраструктурой, в том числе с сетями IP, ISDN и беспроводными линиями. В максимальной конфигурации коммуникационная платформа может обслуживать до 250 абонентских терминалов. Для подключения к Internet допускается задействовать встроенный маршрутизатор HiPath HG 1500 с межсетевым экраном и систему аутентификации пользователей. Для соединения с локальной сетью предусмотрен Ethernet интерфейс 10/100 Base-T.

Даже столь беглый обзор позволяет понять, что выбор решений, пригодных для использования в сетевой инфраструктуре малых и средних компаний, довольно широк. Как в техническом отношении, так и с точки зрения обеспечиваемых ими услуг продукты разных производителей довольно сильно отличаются друг от друга. А вскоре, мы надеемся, в этой области появятся и другие разработки.