Нынешний председатель совета директоров и основатель компании «АйТи» Тагир Яппаров передал бразды оперативного правления ближайшим соратникам

Вот уже восемь месяцев компания «АйТи» живет в «новой реальности», обусловленной принятием в самом начале года стратегии корпоративного развития на 2001-2003 годы. Между тем публичное заявление об этом последовало лишь в сентябре, когда самая рискованная и трудоемкая часть программы — преобразование модели управления столь крупной фирмой — была успешно реализована. Мы предполагаем, что задача была решена именно успешно, поскольку в противном случае «АйТи» могла бы «отыграть назад» или ввести в действие запасной вариант.

Цель структурной реорганизации «АйТи» — переход от управления, осуществлявшегося акционерами, к управлению, выполняемому командой профессиональных менеджеров. Нынешний председатель совета директоров, основатель и бессменный лидер компании Тагир Яппаров передал оперативные бразды правления тем людей, чьи имена только начинают «светиться» на страницах специализированной прессы. Генеральным директором назначен Игорь Касимов, ближайший соратник Яппарова. В его подчинении находятся отдельные подразделения, занятые развитием перспективных направлений бизнеса (таких как системная интеграция, дистрибуция СКС, разработка ПО под заказ), и центральный офис «АйТи». Каждая из бизнес-единиц, включая дочерние фирмы в регионах, представляет собой самостоятельное юридическое лицо, значительная часть акционерного капитала в котором принадлежит материнской компании.

В «АйТи» считают, что данная иерархическая структура позволит преодолеть типичную для крупного предприятия высокую инерционность, снизить внутренние издержки и более четко определить приоритеты для каждого из направлений деятельности холдинга. Тагир Яппаров признал, что в связи с изменением конъюнктуры рынка пришлось закрыть несколько подразделений, оказавшихся недостаточно рентабельными. В новую бизнес-структуру не вошло направление Internet-разработок, не связанное с обеспечением корпоративных систем, а из линейки продуктов «БОСС» независимым тиражируемым решением остался лишь «БОСС-Кадровик».

Примечательно, что «АйТи» предоставляет свою систему управления персоналом в аренду. Однако такая ASP-модель, по словам Касимова, вовсе не нацелена на получение непосредственной коммерческой выгоды — скорее это лишь усовершенствованная демо-версия продукта с доступом через Internet. Все остальные продукты для автоматизации деятельности предприятий переведены в разряд ПО, разрабатываемого под заказ (сектор возглавил Виктор Вайнштейн).

В нынешнем году центр заказной разработки ПО оказался наиболее динамично развивающейся бизнес-единицей: за восемь месяцев его оборот вырос в пять раз. В число «локомотивов» бизнеса «АйТи» Яппаров включил также ИТ-консалтинг, методологию автоматизации разработок прикладных систем, управление в области стандартов качества и обучение специалистов. В одно из этих направлений (оставшееся неназванным, но вполне «просчитываемым») до конца года будут привлечены серьезные зарубежные инвестиции.

Конечной целью трехгодичной программы реорганизации «АйТи» является повышение валового среднегодового дохода на 20-25%. В прошлом году общая выручка от продажи продуктов и услуг составила 34 млн долл. Из указанной суммы примерно 75% приходятся на так называемые «инфраструктурные» проекты, 10% — на дистрибуцию готового (не заказного) ПО и примерно 5% — на консалтинг и обучение. Вместе с тем сетевая интеграция, по мнению Игоря Касимова, уже не относится к основным «движущим силам» бизнеса, причем эта тенденция характерна не только для «АйТи», но и для российской ИТ-отрасли в целом. На первое место выходит концепция сервисного обслуживания заказчиков, поэтому в ближайшее время доли консалтинга, обучения и разработки заказных программ в структуре корпоративных доходов будут только возрастать.

Указанная концепция, безусловно, весьма благосклонно воспринимается заказчиками, однако с «неизбежностью ее приоритетности» для отрасли, пожалуй, можно не согласиться. Строительство сетевой инфраструктуры, в том числе на корпоративном уровне, по-прежнему дает львиную долю поступлений в бюджет компаний-интеграторов, что подтверждают и данные «АйТи». Говорить о переходе этого сектора в стадию стагнации, видимо, более чем преждевременно. Другое дело, что конкуренция на сетевом рынке России в достаточной мере стабилизировалась, игроки распределили свои «обязанности», и ожидать здесь ошеломляющих темпов прироста бизнеса не приходится. Для «сервисных» областей, наоборот, пока характерны незначительные доходы и стремительная динамика развития. Вопрос состоит в том, насколько долго сохранится такое положение вещей и не превысит ли предложение реальный спрос, если в эту нишу ринутся все сегодняшние интеграторы, консультанты и провайдеры услуг? Не повторятся ли через год-другой сценарий Internet-бума и его известные последствия?