Компании, которые оценивают количество российских пользователей, похожи на слепых, изучавших слона. Каждая из них исследует аудиторию по-своему, и потому результаты получаются разными. Cвести же их к общему знаменателю не всегда возможно. Именно в силу этих причин основным ответом на вопрос «сколько же пользователей в Рунете?», прозвучавший на очередном семинаре РОЦИТ, было уклончивое «смотря как считать».

Собственно, есть два способа получить хоть какие-то реальные цифры: проводить социологические опросы населения (как Gallup Media, «Комкон-Вектор» и GfK) или рейтингование посетителей Web-узлов (как владельцы счетчиков Rambler.ru и SpyLOG). В первом случае подсчитываются реальные люди, которые так или иначе прибегают к помощи Internet, во втором же — компьютеры или браузеры, загружающие Web-страницы. При этом нет никаких данных о том, сколько браузеров задействует один человек и сколько людей работают на одном и том же компьютере. По оценкам Gallup Media, приблизительно 10% пользователей Сети вообще не применяют браузер: им требуются только такие сервисы, как электронная почта, chat и ICQ. Тем не менее данные Internet-счетчиков все равно востребованы, поскольку Internet-реклама, как правило, сводится к показам баннеров.

С другой стороны, традиционным рекламным агентствам важно знать, на скольких людей оказывает влияние реклама в Сети. Уместно отметить, что общепринятым определением телезрителя является «человек, находящийся в комнате с включенным телевизором». Так что и с социологическими опросами все не так просто. Видимо, по аналогии с телезрителем пользователем Internet считается человек, который хотя бы однажды за отчетный период прибег хотя бы к одному из сервисов Всемирной сети.

Впрочем, даже у такого определения есть нюансы, которые и стали предметом жесткого спора на семинаре. В частности, Gallup Media считает пользователями российского сегмента Сети только людей старше 16 лет, проживающих в городах России с численностью более 100 тыс. человек. Напротив, GfK учитывает и детей старше десяти лет. А города для опросов выбираются по сложной системе — по типам населенных пунктов. Собственно, поэтому GfK и выявил существенно больше российских потребителей Internet-услуг — 8,8 млн человек (Gallup Media — 2,853 млн).

Оказалось, что существует и третий способ подсчета, озвученный на семинаре представителем компании «Корвет-телеком», прокладывающей по Москве домашние сети. По его мнению, пользователем Internet является каждая подключенная квартира, а коэффициент проникновения Сети — это процент подключенных к ней квартир в доме. Значение этого показателя на сегодня составляет порядка 8% (если исходить из результатов социологических исследований, это цифра не должна превышать 5%). Вообще же процент использования Internet россиянами считается магическим числом для IT-индустрии, поскольку при достижении определенного порога ожидается взрывообразное развитие Сети. Однако рост этого показателя сдерживается множеством объективных факторов. Одним из них является количество персональных компьютеров на душу населения, степень проникновения которых уже несколько лет остается примерно на одинаковом уровне — 20%. Еще более жесткое ограничение — незначительность доли людей с высшим образованием, за счет которых сейчас и происходит основной прирост «популяции» Internet-пользователей. Нельзя забывать о финансовом факторе: по данным GfK, в Сети работают лишь те, чья зарплата превышает 2 тыс. руб.

Впрочем, как заметили на семинаре, ни один из перечисленных сдерживающих моментов не скажется на динамике роста Internet-популяции еще в течение нескольких лет.