Именно тогда впервые прозвучал лозунг «Даешь конверсию радиочастотного спектра!», ставший девизом программы «Спектр-2000», один из пунктов которой предусматривал исследование возможности использования радиочастот в полосе 380—410 МГц для систем стандарта TETRA.

Однако, как свидетельствуют доклады чиновников и выступления ученых на разнообразных форумах, никаких результатов, «намеченных к получению» по этой программе, нет как нет. Да и быть не могло. Цели создания подобных программ ясны для всех нас, бывших homo soveticus, и затеваются они вовсе не для проведения серьезных изысканий, а для получения бюджетных денег. Зная правила игры, операторы и производители пять с половиной лет слушали сказку про белого бычка в исполнении Минсвязи, ГКРЧ и НИИ Радио. Представители этих организаций снова и снова рассказывали о запланированных исследованиях, на которые пока нет денег, но после завершения которых «появится решение о перспективах развития систем TETRA в России».

Но кое-кто из «слушателей» все же не выдержал. Первым решился прорваться за флажки питерский «РадиоТел», и ему принадлежат лавры получения первого в РФ решения ГКРЧ по использованию радиочастот для TETRА-систем. Конечно, сейчас таких решений уже несколько, и многие операторы в разных концах страны ведут подготовительные работы для развертывания сетей связи этого стандарта. Но «РадиоТел» был первым.

Кстати, ни одно из выданных ГКРЧ решений не касается Москвы и прилегающих областей. Так называемая Московская зона, являющаяся наиболее лакомым кусочком для всех операторов связи, осталась для TETRА-систем вне досягаемости. Причиной тому — строжайшие запреты, введенные для этой зоны еще со «времен очаковских и покоренья Крыма». Все попытки получить хоть какое-то, пусть с драконовскими ограничениями, разрешение на работу систем в диапазоне 380—430 МГц натыкались на глухую стену «противоракетной обороны», выстроенную МО РФ.

На прорыв пошло миролюбивое Министерство транспорта Российской Федерации. Задумав построить международную трассу «Москва — Санкт-Петербург — Выборг — государственная граница», на которой водители будут обеспечены услугами наивысшего качества (таковы международные требования), что, в свою очередь, требовало оснащения этой дороги новейшей системой связи, Минтранс начал действовать. Для данных целей его специалисты выбрали цифровую систему радиосвязи на базе открытого стандарта TETRA и... остановились у границ Тверской области. Впереди — Москва, а значит, запрет на использование диапазона 400 МГц.

И тогда Минтранс принял единственно правильное решение. Понимая, насколько сложно будет решить проблему с военными, Министерство транспорта обратилось в ГКРЧ с просьбой помочь в решении поставленной задачи — обеспечения работы TETRA-системы на указанной трассе. После длительных переговоров, согласований и совещаний появилось (25 декабря прошлого года) решение ГКРЧ, которое рекомендовало Минсвязи, Минобороны и ФАПСИ изучить, привлекая к этому заинтересованные организации, возможность совместной работы различных служб связи и систем стандарта TETRA в полосе 380—430 МГц. Результатом исследований должны стать единые для всей страны нормы частотно-территориального разноса, которые станут основой для выдачи разрешений гражданским операторам связи.

Но это еще не все. Во втором пункте решения ГКРЧ указывается на целесообразность проведения до конца июня 2001 г. научно-исследовательских работ и экспериментов в целях определения возможности и условий использования полос частот 412—417 и 422—427 МГц для системы радиосвязи стандарта TETRA на участке 9-го международного транспортного коридора «Москва — Санкт-Петербург — Выборг — государственная граница», проходящего по территории радиусом 350 км (точка отсчета — центр Москвы), т. е. именно там, где действуют эти самые запреты.

Давно известно, что наиболее эффективный способ оценки какой-либо системы — ее испытания в реальной обстановке, особенности которой невозможно учесть ни в каких теоретических и лабораторных исследованиях. Однако военные утверждают, что результаты данных экспериментов могут оказаться отрицательными. В этой связи остается неясным один, правда непроверенный, факт: Минобороны готовится самостоятельно провести экспериментальные работы с TETRА-системой в Московской зоне. Вряд ли ответственные военные специалисты стали бы тратить деньги из небогатого бюджета на абсолютно бесперспективные исследования.

Казалось бы, на этом «сагу о TETRA» можно закончить. Но любое решение или постановление государственных органов начинает действовать только тогда, когда кто-либо приступает к его выполнению. К сожалению, довольно часто очень нужные и своевременные решения остаются «бумажными». Что же произошло с момента появления решения ГКРЧ? В начале января в Минсвязи состоялось совещание по вопросам его исполнения, на котором были обозначены направления деятельности и сроки. В частности,

Минтранс и Минобороны должны приступить к расчетам и проведению исследований в Московской зоне уже в феврале. А от аппарата ГКРЧ требуется оповестить заинтересованных операторов о «необходимости проведения исследований по оценке возможности и определению условий совместной работы в полосе радиочастот 380—430 МГц РЭС сухопутной подвижной радиосвязи стандарта TETRA и других РЭС, использующих эту полосу радиочастот», в ходе которых должны быть разработаны единые нормы частотно-территориального разноса этих РЭС.

К сожалению, неизвестно, как аппарат ГКРЧ будет определять «заинтересованных» операторов. Возможно, так же, как и в случае с GSM-E: «пригласительный билет» на участие в работах получает только оператор, обратившийся за частотами. Поэтому рекомендуем этим заинтересованным лицам, не затягивая, обратиться с предложениями по известному адресу - Тверская, 7. Кроме того, согласно практике, после утверждения «Нормы ЧТР» станут собственностью тех, кто платил за проведение работ, то есть заказчика (или заказчиков). А значит, «опоздавшим» придется вести расчеты ЭМС по документу, у которого есть владелец.

В заключение хотелось бы «с удовлетворением отметить», что Министерство транспорта, собирающееся развертывать новые системы подвижной радиосвязи, перебороло соблазн покупки дешевого аналогового оборудования, использование которого не создало бы столько сиюминутных трудностей, однако породило бы отставание на полтора-два десятка лет. Отрадно также, что наконец-то организована и работает межотраслевая группа по системам радиосвязи стандарта TETRА. Удивительно лишь одно: в нее не вошли представители ни Минсвязи, ни ГКРЧ; ее членами оказались исключительно сотрудники ведомств, собирающихся задействовать стандарт TETRА в ведомственных и производственно-технологических сетях, для которых не нужны лицензии Минсвязи. Но законы-то об использовании частот пока никто не отменял, поэтому без участия государственных органов исследования все равно не проведешь. Кстати, системы связи для этих категорий пользователей всегда строятся на деньги налогоплательщиков, и любое решение придется оплачивать нам с вами, дорогие читатели, а не лоббирующим его зарубежным производителям оборудования. Так вот, хотелось бы видеть в составе данной группы побольше независимых профессионалов. С определенной вероятностью это позволило бы избежать серьезных ошибок при оценке «реальных перспектив и возможностей», влекущих за собой напрасные траты времени и государственных средств.