Привлечение инвестиций и развитие бизнеса в Internet стали главными темами РИФ-2000

Если первый РИФ был посвящен в основном технологическим и правовым вопросам, а также осмыслению самого феномена Всемирной сети в проекции на российскую действительность, то уже на втором (март 1998 г.) обсуждалось использование Internet в качестве новой бизнес-среды. Именно тогда в программе появились специальные секции по виртуальным магазинам, электронным платежным системам, Internet-маркетингу и т. д. Подобная тематика была представлена и на третьем РИФе, правда, весной 1999 г., всего через полгода после разразившегося финансового кризиса, настроения игроков рынка не отличались особым оптимизмом. В ту пору споры велись больше о том, сколько лет (или десятилетий) российская экономика будет выкарабкиваться из ямы, на дне которой она оказалась, нежели о создании и «раскрутке» новых компаний, ориентированных на бизнес в Internet, или о поиске источников финансирования, в частности за рубежом.

Четвертый Интернет Форум (РИФ-2000), проходивший в Подмосковье с 15 по 18 марта, кажется, дал решительный отпор самым убежденным скептикам. Уже количественные характеристики данного мероприятия говорят сами за себя: около 820 участников (рост в полтора раза по сравнению с прошлым годом), более 20 тематических секций, девять «круглых столов»...

Еще показательнее изменение содержательной направленности РИФа. Хотя и на этот раз на нем обсуждались ставшие традиционными проблемы Internet-телефонии и сетевой безопасности, развития бизнеса операторов и поиска русскоязычной информации в Сети, корпоративных решений на базе Internet и средств доступа, лейтмотив развернувшихся дискуссий был связан не с технологиями, продуктами и услугами, а с бизнес-аспектами присутствия компаний в Internet.

На волне инвестиций

«Золотая лихорадка» электронного бизнеса, кажется, докатилась и до России. По мнению некоторых участников РИФа, верные признаки начинающегося бума можно было заметить еще полгода назад. Во-первых, в России открылись представительства зарубежных инвестиционных фондов и появились отдельные бизнесмены, готовые вкладывать деньги в существующие Internet-проекты и создавать новые. Во-вторых, эту готовность сразу же уловили местные фирмы, чьи руководители всерьез задумались о стоимости принадлежащих им компаний, приступили к разработке бизнес-планов и долгосрочных стратегий развития.

В результате в прошлом году возникли первые прецеденты крупного (по масштабам отечественного сегмента Сети) инвестирования в Internet-проекты, которые — несмотря на свою малочисленность — позволяют говорить о начинающемся инвестиционном подъеме (или буме в более оптимистичной интерпретации). Сохранение наметившейся тенденции может привести к тому, что 2000 г. окажется переломным для становления Internet-бизнеса в России как самостоятельного рыночного сегмента.

Если в 1999 г. финансовая подпитка Internet-проектов осуществлялась больше отдельными частными инвесторами, то к концу текущего года можно ожидать появления стабильного интереса со стороны профессиональных инвестиционных компаний. Из их числа на российском рынке всерьез заявили о себе фирмы RuNet Holding, «Русские Фонды» (в конце марта переименованная в Internet Holding Company, или IHC), «Спутник», ICE Securities.

В качестве примеров состоявшихся инвестиционных российских проектов можно назвать:

? поисковую систему «Апорт» и Internet-каталог @Rus, получившие средства на развитие еще в 1998 г.;

? проекты Molotok.ru и Narod.ru, запущенные компанией CompTek в конце прошлого—начале этого года благодаря поддержке со стороны нового партнера;

? электронный магазин «оЗон», первоначально организованный фирмой «Рексофт» и нашедший инвестора в лице RuNet Holding (в настоящее время RuNet рассматривает еще около двух десятков проектов, претендующих на инвестиции);

? создание системы страхования через Internet на базе компании «Ренессанс-Страхование» (www.renins.com) с привлечением инвестиций от группы «Спутник».

Нетрудно видеть, что основные интересы инвесторов в области Internet-бизнеса в России и на Западе совпадают. Сегодня их в первую очередь привлекают поисковые системы и каталоги ресурсов, универсальные и вертикальные (т. е. имеющие определенную специализацию и рассчитанные на четко очерченную аудиторию) информационные порталы, электронные магазины, системы предоставления финансовых услуг через Всемирную сеть.

Интерес инвесторов к Internet-порталам и поисковым системам закономерен, ведь именно эти серверы аккумулируют наибольшую пользовательскую аудиторию. Похожая ситуация имеет место и в других государствах. Как свидетельствуют данные по США, Канаде, Германии, Великобритании, Франции и Австралии, опубликованные компанией Media Metrix, порталы занимают верхние строчки рейтингов посещаемости в ведущих европейских странах (78,4% всех пользователей Сети). На втором месте — Web-серверы провайдеров (69%) и на третьем — узлы, связанные с предоставлением различных услуг (51%). В результате рыночная капитализация зарубежных компаний, которым принадлежат ведущие порталы, каталоги ресурсов или поисковые системы, достигает астрономических величин, хотя связанный с ними бизнес в большинстве случаев остается убыточным.

Тем не менее в нашей стране этот сегмент рынка весьма ограничен. Как заявляют руководители инвестиционных фондов, интерес для них представляет в лучшем случае первая пятерка наиболее посещаемых Internet-порталов или поисковых систем. По некоторым оценкам, в России они могут быть раскуплены уже к концу года. Именно тогда взоры инвесторов обратятся к более сложным (с точки зрения бизнес-моделей) проектам — электронным магазинам, компаниям, разрабатывающим специализированные Internet-технологии, поставщикам сетевых и информационных услуг. В последнем секторе наиболее перспективными оказываются не общественно-политические контент-проекты, своей популярностью обязанные почти исключительно предвыборным гонкам, а специализированные Web-серверы, например ориентированные на оперативное предоставление экономико-финансовой или компьютерно-телекоммуникационной информации.

По мнению Дениса Бурмистрова из компании «Финмаркет», можно выделить несколько факторов, определяющих степень привлекательности Internet-проекта для инвестора:

? наличие аудитории (либо массовой, либо узкой, но характеризующейся четко определенными интересами), параметры которой подтверждены данными независимого аудита;

? лидирующее положение в своем сегменте рынка; ? наличие профессиональной команды;

? реальная оценка собственниками существующего бизнеса и перспектив его развития, состояния рынка и позиций конкурентов;

? высокие темпы роста бизнеса, по крайней мере в последнее время; ? прозрачность материальных и финансовых потоков;

? наличие профессионально составленного бизнес-плана и стратегического плана развития проекта, оценок сроков окупаемости инвестиций;

? автономность Web-проекта и возможность его значительного расширения.

Понятно, что вес этих факторов неодинаков и первостепенное значение для инвестора имеют положение на рынке, наличие бизнес-плана и прозрачность бизнеса. Впрочем, многое зависит от типа самого инвестора и целей, которых он стремится достичь (стимулирование расширения традиционного бизнеса за счет его вывода в Internet, запуск самостоятельного коммерческого проекта, финансирование проекта с целью его последующей продажи и пр.). Уже сегодня интерес к российскому рынку проявляют венчурные и инвестиционные фонды, молодые (start-up) финансовые компании, прямые инвесторы, в том числе и западные. Следовательно, можно ожидать и разных схем привлечения инвестиций. Тем не менее долгосрочное кредитование Internet-проектов пока практически не практикуется. Вместо этого инвесторы предпочитают получить право владения долей той фирмы, в которую они вкладывают средства.

При таком сценарии серьезную проблему представляет определение суммарной стоимости компании. В отсутствие фондового рынка, на котором котировались бы акции отечественных Internet-фирм, инвесторам приходится ориентироваться на текущие финансовые показатели финансируемого проекта и на прогнозы его развития в будущем. Несмотря на убыточность едва ли не любого Internet-проекта в первые несколько лет существования, некоторые из них по российским меркам котируются довольно высоко. Так, по словам Евгения Голанда, президента Internet-службы PORT.RU, уже через несколько месяцев после запуска проекта он привлек инвестиции в размере 1 млн. долл.; при этом суммарная стоимость компании оценивалась инвесторами в 5 млн. долл. К концу прошлого года эта оценка выросла в пять раз.

Приведенные цифры стоит сравнить с объемом отечественного рынка Internet-рекламы, поскольку именно с ним связаны основные доходы порталов. По данным Сергея Лысакова, президента компании Stack, на принадлежащий этой фирме портал Rambler в последнее время приходилось около 30% всех рекламных доходов в российской части Internet, что составляло в среднем не более 50 тыс. долл. в месяц. Даже если допустить, что приведенная рыночная доля несколько завышена, общий объем рекламы в РУнете на начало 2000 г. не превысит 2,5 млн. долл. в год. Таким образом, исчисление стоимости подобных проектов десятками миллионов долларов, подобно западным фондовым рынкам, отражает именно ожидания инвесторов, а не реальные показатели бизнеса.

Случаи состоявшихся инвестиций в отечественные Internet-фирмы можно буквально пересчитать по пальцам, и поэтому пример PORT.RU никак не назовешь типичным. Тем не менее он показывает, на какие начальные капиталовложения сегодня могут рассчитывать создатели новых Internet-проектов и как выглядит возможная динамика роста их рыночной стоимости.

Судя по всему, многократный рост этого показателя в течение нескольких месяцев не представляет собой чего-то из ряда вон выходящего. Так, согласно мнению Юрия Аммосова, возглавляющего группу венчурного финансирования Акционерного банка «ИБГ НИКойл», за 2000 г. суммарная стоимость российских Internet-компаний увеличится примерно в четыре раза, а при сохранении текущих темпов развития в 2002 г. она сравняется с рыночной капитализацией «Газпрома».

Однако этот процесс неизбежно изменит расстановку сил на отечественном рынке Internet, поскольку он сопряжен с жесткими требованиями к профессионализму участников рынка. По практически единодушному мнению собравшихся на Форуме, многие известные российские Internet-компании сегодня совершенно не готовы к такому повороту событий и поэтому уже через один-два года могут бесследно кануть в Лету. Уцелеют же те фирмы, которые обладают уникальными технологиями либо трудно воспроизводимыми бизнес-моделями, хотя на сегодняшний день их доля в РУнете незначительна.

И конечно, определяющую роль будет играть качество управления Internet-проектами. Не секрет, что в настоящее время в стране достаточно перспективных идей и концепций в области электронного бизнеса, однако их успешная коммерческая реализация невозможна из-за отсутствия проработанных бизнес-планов и высококвалифицированных менеджеров, способных обеспечить эффективное оперативное управление компаниями. Именно от профессионализма топ-менеджмента зависит и формирование финансовой модели работы компании, поскольку она должна строиться не только исходя из производственных затрат, но и с привлечением технологий стратегического маркетинга, анализа состояния рынка и темпов его развития, прогнозирования динамики роста собственного бизнеса и т. д. Игнорирование этих аспектов нередко связано с тем, что профессионалы в области информационных технологий пытаются выступать в качестве экспертов в вопросах управления.

Доля пользователей Internet в населении разных стран на конец 1999 г., %

Источник: A.T.Kearney.

Если говорить о сфере розничной электронной торговли, набирающей популярность в России, то здесь существуют свои барьеры. Ее развитие сдерживается проблемами организации электронных платежей и логистики. Поэтому с точки зрения рыночных позиций в более привилегированном положении оказываются разработчики продуктов для электронной коммерции и компании, специализирующиеся на предоставлении услуг, в частности на поддержке систем электронной коммерции (Application Service Provider, ASP).

И все-таки самой перспективной, по мнению подавляющего большинства экспертов и зарубежных инвесторов, является сфера электронных взаимоотношений между юридическими лицами (business-to-business, на американский манер уже и в России обозначаемая как B2B). Согласно имеющимся оценкам, на долю этого сегмента в западных странах приходится более 2/3 всего электронного бизнеса. Есть основания полагать, что со временем похожая ситуация сложится и в нашей стране. Однако, по мнению Питера Киркоу, старшего экономиста-аналитика из фирмы ICE Securities, сражение за лидерство в этом сегменте российского Internet-рынка еще и начиналось.

РУнет сегодня и завтра

Насколько основательна заинтересованность инвесторов в финансовой подпитке бизнеса в РУнете? Не является ли их сегодняшняя активность своеобразной данью моде, результатом трансформации американского бума в ожидания позитивных изменений на российском рынке? Ведь суммы, до сих пор инвестировавшиеся в РУнет, по западным меркам просто мизерны.

Ответ на поставленный вопрос зависит от множества причин. Не в последнюю очередь он определяется характеристиками современной аудитории РУнета и динамикой их изменения. Детальное описание «внешности» среднего российского пользователя Сети заслуживает отдельной статьи, однако представить в общих чертах сегодняшнее состояние отечественной части Internet позволяют следующие цифры.

По данным РОЦИТ, количество зарегистрированных пользователей Internet в нашей стране приблизилось к 2 млн. человек. Численность же потенциальной аудитории (в нее включаются люди, которые работают в Сети нерегулярно) находится в диапазоне 4,7— 5,3 млн. человек. Примерно такие же оценки дают и другие компании.

Согласно результатам исследования, проведенного фирмой «КОМКОН», в конце 1999 г. подключение к Internet имели 1,94 млн. пользователей (годом ранее — 1,36 млн.), а суммарная аудитория Сети насчитывала 3,5—3,7 млн. человек, из которых 2,02 млн. проживали в городах.

Подробные результаты мониторинга российской части Internet представило на РИФе агентство Monitoring.ru. По его данным, уже в ноябре 1999 г. максимальная аудитория РУнета составляла 5,460,7 млн. человек в возрасте старше 18 лет. Из них почти половина — 2,560,4 млн. (т. е. около 2% от общемировой аудитории — см. врезку) — работали в Сети регулярно, а 1,360,3 млн. человек — не менее 3 ч в неделю. Общее число взрослых жителей России, время от времени получающих информацию из Internet непосредственно либо через родственников или знакомых, составляет 18 млн. человек (т. е. каждый шестой). Примерно 30% регулярных пользователей Сети получают доступ к ней из дома, в абсолютном выражении это около 1 млн. По предварительным оценкам Monitoring.ru, в феврале 2000 г. суммарная аудитория РУнета достигла 6,1 млн. человек, а к ноябрю прогнозируется ее увеличение до 7,8 млн. Среднегодовые темпы роста численности тех, кто пользуется Сетью регулярно, специалисты компании A.T.Kearney оценивают в 50—70%. Это означает, что уже в 2003 г. их будет 7 млн. человек.

Около 20% регулярных пользователей (примерно 560 тыс. человек — оценка Gallup Media) сегодня проживают в Москве, 5% — в Санкт-Петербурге, еще 20% — в других городах-миллионерах. Каждый четвертый такой пользователь живет в Сибири или на Дальнем Востоке. Более половины московской аудитории посещают Сеть ежедневно.

Динамика роста рынка электронной коммерции в США

Млрд. долл.
* Прогноз.

Источник: IDC.

Без малого двукратное увеличение аудитории не могло не сказаться на росте других характеристик Сети. На настоящее время поисковая система «Апорт» зарегистрировала в русскоязычном сегменте Internet около 70 тыс. серверов и более 6,2 млн. Web-страниц, на которых размещено 54 Гбайт уникальных документов.

За 1999 г. примерно на порядок возросло количество Internet-магазинов: если в начале года их насчитывалось 50—60, то в конце «Навигатор электронной коммерции» (www.magazin.ru) зарегистрировал более 400 виртуальных магазинов, в том числе несколько крупных проектов. Одновременно с количественным ростом расширился ассортимент предлагаемой продукции, стало больше виртуальных торговых рядов, возникли первые торговые порталы, получили развитие системы электронных платежей (сегодня их в России полтора десятка) и, что не менее важно для данного вида бизнеса, системы логистики, ориентированные на обслуживание Internet-покупателей. В 1999 г. начали действовать первые российские электронные аукционы.

По данным A.T.Kearney, суммарный оборот российского рынка электронной торговли составляет около 40 млн. долл. Инвестиционная компания RuNet Holding более осторожна в своих оценках: в текущем году совокупный объем этого сегмента не превысит 12 млн. долл. Несмотря на более чем трехкратное различие приведенных значений, оба они не дотягивают и до 0,1% годового розничного товарооборота в России.

В прошлом же году, по оценкам Феликса Гликмана, президента компании TopS, объем рынка электронной розничной торговли был близок к 1,5 млн. долл. Согласно данным «Рексофт», немногим более 20% этой суммы (350 тыс. долл.) приходилось на электронную книжную торговлю; ожидается, что в 2000 г. оборот в этом секторе возрастет до 2,5 млн. долл.

Тем не менее и аналитики, и инвесторы ожидают значительного роста объемов электронных продаж в 2000 г. и в последующие годы. На качественном уровне такой рост будет сопровождаться увеличением числа виртуальных магазинов, обострением конкуренции между крупными торговыми рядами, «разбуханием» рекламных бюджетов в области электронной коммерции и появлением новых крупных игроков.

Много шума — из ничего?

Надежда на то, что развитие отечественного рынка Internet будет сильно опережать общие темпы роста экономики страны, имеет под собой определенные основания (например, речь может идти об эффекте запоздавшего старта). Однако наиболее взвешенные оценки из того спектра мнений, которые мне довелось услышать на РИФ-2000, сводятся к тому, что разговоры о буме в российском сегменте Internet представляют собой попытку выдать желаемое за действительное. Скорее всего, развитие электронного бизнеса в России будет поступательным, а не взрывообразным, опережение общего экономического развития окажется незначительным. Остаются, правда, и приверженцы крайне пессимистической оценки перспектив российского электронного бизнеса. На РИФ-2000 они по определению не могли оказаться в большинстве, но их неутешительные прогнозы вряд ли стоит игнорировать.

Так, по мнению Михаила Елашкина, менеджера по маркетингу корпорации Oracle, инвестиции, которые якобы хлынули в РУнет, в этом и, возможно, в следующем году будут носить преимущественно спекулятивный характер. На экономически эффективные проекты, основанные на профессиональном управлении бизнесом и передовых технологиях, придется не более 10% от общего размера инвестиций. Большая же часть сумм уйдет в очередную «черную дыру». Счастливым исключением из этого правила, скорее всего, окажется сфера предоставления услуг доступа в глобальные сети.

Примечательно, что уже через пару дней после окончания Форума стало ясно: представленный на нем список удачных инвестиционных проектов можно продолжить. 21 марта появилось сообщение о покупке контрольного пакета акций электронного СМИ Lenta.ru инвестиционным консорциумом «Русские Фонды — Orion Capital Advisors». Как известно, эта организация ранее приобрела контрольный пакет портала Rambler. Новостной сайт Lenta.ru станет основой для создания информационного раздела Rambler News.

Согласно предварительным данным газеты «Ведомости», 80% проекта оценены в 400 тыс. долл. По меркам американского рынка это все равно что ничего. Как уже говорилось, аналогичные мерки на российском рынке попросту отсутствуют, ведь случаи инвестирования в отечественные Internet-компании пока единичны, а понятие рыночной капитализации к этим фирмам попросту неприменимо.

В этой связи симптоматично предложение Сергея Васильева, председателя совета директоров «Русских Фондов», котировать акции российских технологических компаний на ведущих отечественных фондовых биржах подобно тому, как это имеет место за рубежом. Подготовительная работа в данном направлении началась, и не исключено, что уже осенью 2000 г. инвесторы смогут вложить средства в соответствующие ценные бумаги. Впрочем, по меткому замечанию Антона Чижова, плачевное состояние российской экономики, финансовая непрозрачность бизнеса (в подавляющем большинстве случаев) и другие факторы не позволяют надеяться на то, что первые эмиссии таких акций привлекут многомиллионные потоки долларовых инвестиций, а рыночная капитализация отечественных Internet-фирм будет расти западными темпами.

Так или иначе, но подобное расширение отечественного фондового рынка пойдет на пользу Internet-бизнесу. А его развитие, в свою очередь, должно оказать положительное воздействие на телекоммуникационную и компьютерную отрасли. Подобно тому как автомобильная промышленность способствует развитию множества других производств, рост бизнеса в Сети будет стимулировать у игроков рынка спрос на мощные высоконадежные аппаратные платформы и соответствующее программное обеспечение, а у пользователей Всемирной сети — потребность в широкополосных каналах связи. Недаром же на Четвертом РИФе технологиям и системам доступа были посвящены четыре секции, на которых обсуждались цифровые абонентские линии, беспроводные каналы доступа, спутниковые сети.

Объемы бизнеса отечественных операторов услуг доступа и сервис-провайдеров сегодня на порядки превышают обороты рынка электронной коммерции. Поэтому не исключено, что на рынке высоких технологий именно эта сфера будет привлекать основные инвестиции в течение еще довольно продолжительного времени.


О мировом Internet — языком статистики

В докризисные времена оборот зарубежных ИТ-компаний в России в среднем составлял около 1% процента от общемирового; показатель в 1,5—2% можно было считать настоящей удачей. Финансовый кризис несколько смазал эту картину, однако пресловутый однопроцентный уровень, к сожалению, и сейчас можно использовать в качестве грубого ориентира. С точки зрения массовости РУнет уже вплотную приблизился к двухпроцентной планке, а вот по объемам электронного бизнеса на мировой экономической карте он попросту незаметен.

По данным агентства NUA, в феврале этого года общая численность пользователей Internet по всему миру составляла 275,54 млн. человек. Из них около 72 млн. приходилось на Европу, 136 млн. — на США и Канаду, 54,9 млн. — на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако если учитывать только регулярных пользователей, как это делает, например, американская фирма eStats, то размер аудитории Всемирной сети упадет до 90—95 млн. человек. Правда, в текущем году эта величина приблизится к 110 млн. человек. До 1998 г. здесь доминировали граждане США, но уже два года назад только 33 млн. регулярных пользователей проживали в США, а 34 млн. — в других странах мира.

В ноябре 1999 г., как сообщила компания Strategics Group, общее количество американских пользователей Internet достигло 100 млн. человек, что составляет половину взрослого населения страны. Годом ранее их число равнялось 68 млн. По данным фирмы Simmons, в феврале доля взрослого населения США, пользующегося Internet, приблизилась к 57%. В Европе охват жителей Всемирной сетью несколько меньше: осенью прошлого года в Internet работал лишь каждый пятый гражданин европейских стран, причем в Норвегии этот показатель составлял 38% (т. е. больше, чем в США, если пересчитать на взрослое население), а в Португалии — лишь 5,7%.

По продолжительности работы в Сети среди жителей развитых стран сегодня лидируют канадцы. Они входят в Internet по крайней мере раз в три дня, проводя в ней 7,5 ч. ежемесячно. Во Франции пользователи вспоминают о существовании Сети примерно на треть реже и находятся они в ней около 3,4 ч. ежемесячно. Среднее значение для шести ведущих стран мира (кроме Японии) равно 5,2 ч. Среди американских пользователей, работающих в Internet практически ежедневно, 31% получают доступ из дома, 40% — из офиса и 29% — и так, и так.

О развитости электронного бизнеса за рубежом красноречиво говорят такие цифры. Согласно недавно опубликованным данным компании BizRate, суммарный объем розничных продаж через Internet в США в прошлом году исчислялся 16,2 млрд. долл., тогда как годом ранее он равнялся 4,5 млрд. долл. Соответствующие показатели для всего мира, по сообщению Zona Research, — около 71 и 32 млрд. долл. Количество заявок на приобретение товаров в виртуальных магазинах достигло 176 млн. Эксперты BizRate прогнозируют, что в 2000 г. оборот электронной розничной торговли в США увеличится еще в 2,5 раза и составит примерно 40 млрд. долл.

По прогнозам Zona Research, объем мировой электронной торговли в следующем году превысит 200 млрд. долл., а в 2003 г. преодолеет планку в 1 трлн. долл. Через три года только услуги по заказу авиабилетов, бронированию мест в гостиницах и аренде автомобилей через Internet будут оцениваться в 30 млрд. долл.