Здравствуйте, уважаемые читатели!

Конец года — не только время подведения итогов, но и традиционное время составления планов развития сетей на следующий год, выбора путей их совершенствования и обновления. Конечно, на эти процессы влияют многочисленные информационные потоки. Обилие и разнообразие информации, как и доступных продуктов и технологий — одна из непременных черт открытой мировой рыночной экономики, частью которой, хотя и с большими трудностями, становится наша страна.

Стоит только какой-нибудь идее отвоевать себе место в сознании потребителей, как производители оборудования, еще недавно страстно критиковавшие ее или сохранявшие гордое молчание, тут же начинают предлагать всевозможные подходы к ее воплощению. Создаются «уникальные снадобья», которые, реализуя эту идею, должны наиболее оптимально решить задачи пользователя. Так было с цифровой проводной и радиосвязью, Internet и интрасетями. Сейчас нечто подобное происходит с конвергенцией, IP-телефонией и электронной коммерцией. Что-то менее масштабное, но сходное по сути наблюдается и в более узких областях. Порой даже опытному специалисту трудно отличить чисто маркетинговые «новые одежды» от настоящей технической революции. Появляется некая панацея, обещающая «исцеление от всех болезней» и недоступные ранее возможности. Постепенно эта новация занимает подобающее ей место или исчезает вовсе. Но даже если она действительно открывает недоступные прежде горизонты, через один-два года начинаются поиски очередного волшебного средства. Такова уж человеческая природа.

В наше стремительное время пользователь просто не успевает тщательно разбираться в технических тонкостях предлагаемых решений, а тем более самостоятельно проверять, каким образом и насколько полно декларируемые функции реализуются на практике. Не секрет, что порой выбирается просто первый из доступных вариантов. Хотя, в отличие от западных потребителей, отечественным клиентам с неплохим техническим образованием зачастую бывает очень даже интересно постичь механизм функционирования приобретаемых ими продуктов.

Специализированная пресса вносит свой посильный вклад. Конкурирующие издания спешат опубликовать материалы на злободневную тему. Их страницы изобилуют обзорами, результатами тестирований, итогами читательских опросов и выборов «продуктов года». Слава богу, что в законодательстве отсутствует статья «Введение в заблуждение доверчивых потребителей», а то редакции были бы завалены исками от недовольных покупателей. Действительно, готовя свои публикации, журналисты зачастую вынуждены опираться на чужие экспертные мнения. Впрочем, и результаты самого независимого тестирования можно интерпретировать по-разному.

Как заметил на недавней конференции, проходившей в рамках выставки «Ведомственные и корпоративные сети связи?99», начальник службы связи ЦДУ ЕЭС России Вячеслав Ишкин, известные производители выпускают примерно схожее по функциональным возможностям оборудование, и вопрос выбора конкретного поставщика главным образом сводится к определению наиболее привлекательных финансовых условий. На мой взгляд, не менее важны привычка и доверие к определенной марке. Ни одна крупная фирма-производитель, если она не является монополистом и дорожит своим добрым именем, не выпустит на рынок сырой продукт, каким бы желанным для потребителей он ни был. Дальнейшие потери, связанные с утратой репутации, могут намного превысить сиюминутную выгоду.

И все-таки, несмотря на обилие советов со стороны специализированной прессы, независимых экспертов, консультационных центров, специалистов компаний-поставщиков и системных интеграторов, окончательное решение придется принимать вам самим, уважаемые читатели. И отвечать за него — тоже. Поэтому наша цель — дать как можно больше информации по каждому вопросу, избегая и категорических оценок, и описания радужных перспектив. В эпоху информационного изобилия необходимо критическое отношение к любому прогнозу или результату. Проанализировав и сопоставив несколько точек зрения, можно надеяться на то, что решение окажется оптимальным. А ценность любого специалиста, от самого высокого руководителя до рядового техника, во многом и заключается в способности своевременно принимать адекватные решения.

Успехов вам, здоровья, счастья, побольше правильных решений в 2000 году, и до встречи в следующем номере!

Ростислав Сергеев, главный редактор rsergeev@networld.ru