Во-первых, новые операторы, возникающие в этих регионах как грибы после дождя, видят в радиосвязи единственный способ преодоления монополии операторов местной связи на абонентские сети доступа. Во-вторых, по сравнению с кабелем (телефонным, коаксиальным и волоконно-оптическим) эфир дает возможность намного быстрее и зачастую дешевле предоставить абоненту широкополосный (свыше 512 кбит/с) канал связи, позволяющий оказывать самые разнообразные услуги — от телефонной связи и доступа в Internet до видеоконференц-связи.

В России популярность цифровой радиосвязи по известным всем причинам значительно ниже, хотя и существует целый ряд поставщиков радиооборудования для высокоскоростной передачи данных. Они настойчиво продвигают такие системы, но эта деятельность в лучшем случае является для них одним из нескольких бизнес-направлений. В конце прошлого года в Москве появилась компания «Омнибэнд Групп», объявившая продвижение цифровых радиосредств доступа главенствующим направлением своей деятельности. Наш обозреватель Евгений Евдокименко встретился с генеральным директором «Омнибэнд Групп» Ильей Пичхадзе и его первым заместителем Сергеем Игуменовым и попытался выяснить, насколько обоснованы в современной России надежды этой компании на прибыльность бизнеса, базирующегося на радиосвязи.

Евгений Евдокименко: Ваша компания еще очень молода, в декабре исполняется год со дня ее рождения. Поэтому есть смысл начать с «визитной карточки».

Илья Пичхадзе: мы пришли к выводу, что приблизительно в 2003 г. в России 45—55% рынка средств доступа будут приходиться на радиооборудование

Сергей Игуменов: «Омнибэнд Групп» — российское общество с ограниченной ответственностью, главными направлениями деятельности которого являются дистрибуция оборудования доступа в компьютерные и телефонные сети, проектирование многофункциональных сетей с использованием радиодоступа и управление их строительством. Важное место мы отводим также инвестиционной деятельности. «Омнибэнд Групп» владеет контрольным пакетом активов оператора Московской радиосети передачи данных — компании «Неоком-Р».

Илья Пичхадзе: Не в последнюю очередь мы занимаемся анализом и мониторингом деятельности российских операторов РСПД. Результат этой работы — оценка возможности поглощения нами того или иного оператора. В частности, в конце октября мы приобрели через «Неоком-Р» контроль над ArtCommunications. В перспективе за счет внутреннего и внешнего роста должен возникнуть холдинг, в котором «Омнибэнд Групп» будет выполнять функции управляющей компании, т.е. станет разрабатывать инвестиционную политику и стратегию развития входящих в холдинг фирм.

Е.Е.: Существуют ли в России или мире компании, решающие подобные задачи?

И.П.: Наша концепция управления фирмами, работающими на рынке высоких технологий, предполагает дробление бизнеса на максимально возможное количество бизнес-единиц. Сейчас, например, одно из направлений деятельности «Омнибэнд Групп» — продажа аксессуаров для радиосредств передачи данных. Оно дает нам до 30% доходов от деятельности на рынке беспроводной связи. И это уже такой уровень, что сейчас мы рассматриваем вопрос организации отдельного подразделения, которое будет заниматься этим направлением, действуя в достаточной степени самостоятельно, но при полном содействии «Омнибэнд Групп» в плане PR, маркетинга, технической поддержки и многих других позиций. В случае существенного роста данного подразделения возможно создание самостоятельного юридического лица. Это пример того, как реализуется концепция внутреннего роста.

Сергей Игуменов: Радиоканалы не порвешь бульдозером или экскаватором

Что же касается внешнего роста, задача «Омнибэнд Групп» заключается в интеграции ранее независимых юридических лиц в структуру холдинга. Сейчас такая работа проводится в отношении ArtCommunications.

Е.Е.: Все-таки хотелось бы услышать ответ на предыдущий вопрос. Наверное, следует объяснить, чем он вызван. Сейчас в России очень моден термин «управляющая компания». Хорошо известны крупные структуры такого типа, АФК «Система» и «Телекоминвест», создан суперуправляющая компания «Связьинвест». Термин «управляющая компания» существует и за рубежом, но там его значение трактуется совершенно по-другому: как одна или несколько инвестиционных (венчурных) групп, которые взращивают перспективных новичков на рынке с целью их последующей выгодной продажи. Так вот, «Омнибэнд Групп» — управляющая компания в российском или зарубежном понимании?

И.П.: В России невозможно ограничиться пассивными функциями инвестирования. В любом случае, взращивая внешние компании или внутренние подразделения, мы сталкиваемся с огромным спектром вопросов, которые на Западе уже отлажены. Это, прежде всего, система управления, организация бизнес-процессов, определение стратегии развития, бизнес-модели и прочее, и прочее. За рубежом такие вопросы способны решать сами взращиваемые, а управляющие компании занимаются лишь инвестициями и в какой-то степени — организацией взаимодействия с другими объектами инвестирования. Здесь же приходится все делать с нуля.

Е.Е.: Самое главное различие между российскими и традиционными управляющими компаниями заключается, по-моему, в целях. Там цель — перепродажа для получения прибыли. У нас, как правило, — создание монополии в определенном регионе или секторе экономики. Так какая же цель у «Омнибэнд Групп»?

И.П.: Мы добиваемся повышения эффективности бизнеса за счет оптимизации деятельности внутренних и внешних бизнес-единиц.

Е.Е.: Следовательно, о создании монополии а la «Система» или «Телекоминвест» речь не идет?

И.П.: Речь идет исключительно о более эффективном бизнесе.

Е.Е.: Так, цели ясны. Давайте разберемся со структурой бизнеса. Вы провозгласили ориентацию на беспроводную связь. Как мы уже сказали, до 30% дохода в этой сфере вы получаете за счет аксессуаров, следовательно, больше двух третей поступлений дает активное оборудование. А как обстоят дела с соотношением направлений радио- и проводной связи?

С.И.: Сейчас компания занимается главным образом радиосетями передачи данных (РСПД). В общем обороте на их долю приходится свыше 75% дохода. В ближайший год мы планируем увеличить долю средств проводной связи минимум до 40%, однако главное внимание и в ближайшем будущем, и в среднесрочной перспективе будет уделяться беспроводной связи. Это определено спецификой наших знаний и профилем поставщиков. Короче говоря, беспроводной акцент в нашем бизнесе будет присутствовать еще долго.

Е.Е.: Почему?

И.П.: Выбор определили три фактора:

  • высокие темпы роста рынка радиодоступа в мире и благоприятный прогноз распространения этой тенденции на Россию и другие страны СНГ;
  • высокая степень сегментации отечественного рынка беспроводного доступа: наш анализ показывает, что ни одна компания не владеет на нем более 5%. Мы видим возможность его консолидации с нашим активным участием;
  • наличие у нас ресурсов, в первую очередь людских, которые позволят решить поставленные задачи.

Е.Е.: Поясните, пожалуйста, что вы понимаете под высокой степенью сегментации рынка? Если речь идет о секторе РСПД, то там я абсолютно не вижу такой сегментации. Там превалирует технология RadioEthernet и среди поставщиков оборудования есть два явных лидера — CompTek и Diamond, которые вместе контролируют приблизительно две трети рынка.

И.П.: Рынок беспроводного доступа далеко не ограничивается оборудованием RadioEthernet. Есть масса других технологий и поставщиков, особенно в области широкополосных систем для диапазонов выше 2,483 ГГц. Кроме того, этот рынок делится на секторы оборудования и услуг. Есть ли в России оператор, который контролирует хотя бы 5% сектора услуг? Существуют и такие понятия, как горизонтальные и вертикальные рынки. Мы не видим в России ни у одной компании внятной позиции по вертикальным рынкам, в частности по приложениям. Надеемся, что при определенных условиях через 2—3 года займем лидирующее положение в сфере поставки радиооборудования для вертикальных рынков.

Е.Е.: Что собой представляет российский рынок беспроводной связи? Разве он интересен в его сегодняшнем зачаточном состоянии?

И.П.: Основываясь на собственных и внешних исследованиях, мы пришли к выводу, что в отличие от экономически развитых стран, где в денежном выражении доля беспроводных средств в общем объеме рынка доступа составляет 8—15%, в России эта доля может быть значительно выше и в перспективе (приблизительно в 2003 г.) достигнет 45—55%.

Е.Е.: Очень интересные цифры. Последние из них просто не укладываются в голове. Что же такое произойдет в ближайшие годы? То ли радиоборудование резко упадет в цене, то ли половине населения России разонравятся почти бесплатные телефонные линии, и люди бросятся, например, в «Неоком-Р» раскупать радиоподключения за 900 долл., а затем с радостью станут ежемесячно платить по 120 долл. абонентской платы.

С.И.: Дело в том, что в странах, подобных России, где кабельная инфраструктура развита очень слабо, а порой отсутствует вовсе, радиодоступ имеет безусловное преимущество. Строительство радиосети, по сравнению с проводной, стоит меньше, а осуществляется значительно быстрее. В наших условиях важен и такой фактор, как устойчивость радиоканалов к внешним воздействиям. Их не порвешь бульдозером или экскаватором.

Е.Е.: Но есть же, наверное, и отрицательные моменты?

С.И.: При отсутствии кабельной инфраструктуры нет.

Е.Е.: Ну а если она присутствует?

С.И.: Тогда требуется тщательный и сложный экономический расчет. Абонентское оборудование для радиосвязи пока довольно дорогое, однако в каждом конкретном случае не помешает посчитать. Вполне возможно, что альтернативному оператору будет выгоднее предоставлять сервис с помощью собственной беспроводной сети, чем арендовать ресурсы у признанного оператора местной связи.

И.П.: Наш анализ показывает, что цены на радиооборудование постоянно снижаются. Два года назад стоимостное соотношение в расчете на один порт было 3:1 в пользу проводных средств связи, а сейчас цены развертывания одного порта практически сравнялись. К концу следующего года соотношение будет 0,7:1 в пользу радиосредств. Таким образом, возникают экономические предпосылки к широкому внедрению беспроводной связи.

Е.Е.: Рынок беспроводного доступа неимоверно разнообразен. Здесь практически нет устоявшихся и стандартизированных технологий. Что из этого безбрежного разнообразия выбрали вы?

С.И.: Действительно proprietary (фирменных) систем очень много, но я считаю, что их можно подразделить на три основные категории:

  • передачи информации в цифровом виде;
  • стационарного абонентского радиодоступа (WLL);
  • беспроводного абонентского доступа по протоколу IP.

Последняя категория продуктов появилась совсем недавно, в частности у компании BreezeCom. Я бы ее еще определил как IP WLL.

Несмотря на существенные различия способов организации связи — радионаправление (point-to-point) или радиосеть с центральной точкой (point-to-multipoint, PmP), видов ШПС-модуляции — прямая последовательность (DSSS) и с перескоком по частоте (FHSS), способов множественного доступа — CDMA, TDMA, OFDMA, а также спектров и диапазонов частот все системы беспроводного доступа укладываются в перечисленные категории.

Е.Е.: В чем заключается различие первой и второй категорий вашей классификации?

С.И.: WLL — это беспроводные системы традиционной телефонии. В качестве примера можно назвать MultiGain Wireless, принадлежащую теперь компании ECI Telecom. Другими словами, ко второй категории относятся системы радиодоступа в телефонные сети общего пользования (ТфОП), к первой же — системы доступа и транспорта, предназначенные в первую очередь для передачи данных, и широкополосные системы, служащие для подключения к АТС ТфОП учрежденческих телефонных станций или других мультиплексоров. Главным признаком продуктов третьей группы является интеграция услуг на базе протокола IP.

Е.Е.: И вы остановились на...

С.И.: Сфера наших интересов концентрируется на первой и третьей группах продуктов. Российский рынок традиционных WLL-систем уже в достаточной степени сформирован, на нем существуют сложившиеся отношения и устоявшиеся связи между поставщиками решений и операторами. Здесь новичку трудно будет получить солидную долю рынка.

И.П.: Кроме того, тенденции развития телекоммуникационного рынка говорят о бесперспективности традиционных систем WLL. Во-первых, как уже отмечалось, они оптимизированы для организации телефонного трафика; скорость передачи данных в них, как правило, составляет 64 кбит/с. Исследовательские же компании отмечают все возрастающую потребность в передаче данных на значительно более высоких скоростях. Требование расширения полосы пропускания обуславливает интерес к более высоким диапазонам по сравнению с теми, в которых работают системы WLL (900—1900 МГц). В этом плане очень интересны системы MMDS (2,5 ГГц), продукты компании Tadiran Microwave Networks (5,7, 10, и 26 ГГц), а также система FiberAir 1500 (37—40 ГГц) фирмы Giganet.

Е.Е.: Какие продукты из первой группы имеют перспективу в России?

С.И.: Мы остановились на двух зарубежных производителях — BreezeCom и Tadiran Microwave Networks. Есть и отечественные разработки, но к ним мы пока лишь присматриваемся. Большое значение при выборе играли рабочие частоты оборудования. В частности, устройства компании BreezeCom могут работать в диапазонах 2,4 и 3,4—3,6 ГГц.

Е.Е.: Что Вы скажете по поводу оборудования IP WLL?

С.И.: Сегодня это BreezeAccess компании BreezeCom, других производителей мы не видим. Важное преимущество названной системы заключается в том, что она изначально разрабатывалась для доступа в сети операторского класса. Ведь не секрет, что оборудование RadioEthernet компаний Aironet (теперь входит в состав Cisco) и Lucent, широко применяемое в России для построения территориально-распределенных радиосетей, создавалось их производителями для беспроводных ЛВС.

И.П.: Наверное, надо отметить, что корпорация Lucent начала движение в сторону территориально-распределенных сетей. Мы внимательно следим за ее работой.

С.И.: И еще одно добавление. В нашем понимании IP WLL — это система, которая на стороне абонента представлена устройством, обеспечивающим прямое подключение телефона (факса) и компьютера. Никаких мультиплексоров и маршрутизаторов. Пользователь получает телефонную «линию» и высокоскоростной (до 2 Мбит/с) канал передачи данных.

И.П.: Мы видим возможность раздачи номерной емкости с помощью таких устройств. Еще год назад операторы ТфОП не проявляли абсолютно никакого интереса к пакетной телефонии по радиоканалам. Сейчас интерес постоянно растет. Мы готовы предоставить решение этой задачи.

Е.Е.: Спасибо за беседу. Поздравляю вас с первым днем рождения компании. Желаю всем нам, чтобы радиобриз, который подул в Северной Америке и Западной Европе, не обошел Россию стороной.