: SatExpo — единственная на юге Европы выставка в области космических телекоммуникаций, которая сегодня имеет поистине международный масштаб.

SatExpo «выросла» из небольшой итальянской выставки ComiSat Expo, которую в октябре 1994 г. организовал Комитет по разработкам оборудования для приема каналов спутникового телевидения (Committee for Development of Television Reception via Satellite). Тогда в ней приняли участие около 35 компаний, а посетили ее 7 тыс. человек. Но уже в 1998 г. число посетителей возросло до 15 тыс., а компаний-участников — до 95. Изменилось и «содержимое» экспозиции. Если поначалу она позволяла составить представление лишь о состоянии и перспективах развития только спутникового телерадиовещания и соответствующего оборудования итальянских производителей, то ныне на стендах можно ознакомиться как с оборудованием для спутникового ТВ-вещания ведущих игроков мирового рынка, так и с приложениями спутниковой связи, решениями для передачи данных и мультимедиа по телевизионным каналам, для организации доступа в Internet и многими другими, которые недавно были предметом внимания исключительно специалистов смежной сферы технологий и средств связи.

Интерьер

Экспозиция SatExpo разместилась в трех залах (общей площадью более 20 тыс. м2) выставочного комплекса г. Виченца. О том, что совсем рядом прекрасная Венеция, напоминали два голубых канала, проложенных прямо в залах, которые были окаймлены белоснежными колоннами. Вдоль этих каналов и располагались стенды. Организаторы структурировали экспозицию в соответствии с принадлежностью тех или иных фирм к определенным секторам рынка спутникового телевещания. Так, в первом (по ходу) зале были сосредоточены стенды операторов, вещательных компаний, владельцев и производителей космических аппаратов (КА), во втором — фирм, предоставляющих услуги доступа в Internet и мультимедийную связь через спутник, а в третьем — производителей и поставщиков оборудования, позволяющего реализовать предлагаемые в предыдущих залах услуги.

По данным организаторов выставки, в SatExpo`99 приняли участие свыше 100 компаний. Число ее посетителей из более чем 30 стран мира превысило 15 тыс. человек. Об уровне представительности выставки свидетельствует уже краткий перечень участников: это такие известные имена, как Eutelsat и Alenia Aerospazio, Philips и Nokia, Kenwood и Comsat, Telecom Italia и Internet Skyway, Loral Orion и France Telecom, R.A.I. и ASTRA .

По уже сложившейся традиции на SatExpo вещательным компаниям вручаются две основные европейские награды за охват аудитории, популярность передач и содержательность программ. Одна из наград присуждается лучшим спортивным каналам, а другая, которую часто называют европейским «Оскаром» — самым «качественным» и наиболее известным тематическим каналам компаний, вещающих через созвездие КА Hot Bird по всей зоне их покрытия (Европа, Азия, Ближний Восток, Северная Африка). В нынешнем году этой награды впервые удостоился российский телеканал «Наше кино».

Но вернемся к стендам. В зале производителей оборудования были представлены не только кабели, антенны, телевизоры и видеоаппаратура, но и специализированные платы для компьютеров, которые позволяют получить доступ к Internet по спутниковым каналам, устройства для передачи телефонных сигналов, в том числе предназначенные для мобильной связи, а кроме того, комплекты ПО, необходимого для реализации той или иной услуги. Интересные предложения ожидали и приверженцев спутниковых технологий передачи данных (но об этом мы расскажем в следующем номере).

Следует заметить, что пробраться к стендам компаний, предлагающих оборудование для доступа в Internet, подписку на каналы или мультимедийный сервис, было не так-то просто. Огромный интерес посетителей вызвала также демонстрация работы системы SkyPlex (производитель — Alenia).

Общую направленность SatExpo`99 определило слово «конвергенция», ставшее сегодня весьма популярным в мире телекоммуникаций. Причем здесь под ним подразумевались как объединение технологий и средств передачи/приема разнородных по структуре сигналов, так и интеграция услуг, позволяющая потребителю получать по единой подписке телевизионные программы, мультимедиа-данные и путешествовать по Internet. Наиболее «горячими» темами стали цифровое интерактивное телевидение, передача данных по VSAT-сетям и спутниковые технологии доступа в Internet. Эти три темы обсуждались и на трех конференциях, собравших немало специалистов.

Экспозиция выставки явно свидетельствовала о некоторых тенденциях развития цифрового спутникового вещания. В первую очередь, это «ползучее» расширение платного телерынка. Кроме того, прослеживалось пристальное внимание к цифровому стандарту DVB-S. Немало фирм, создающих и эксплуатирующих интерактивные системы данного стандарта, демонстрировали свое оборудование. И это не просто дань моде. «Содержимое» стендов дает основание полагать со значительной долей уверенности: в подобных системах будут использоваться в основном протоколы TCP/UDP и стандарт передачи данных DVB-S, что позволит создавать недорогие активные терминалы для доступа в Internet. Кстати, терминалы, обеспечивающие доступ в Internet по асимметричным каналам (от 16 кбит/с до 7 Мбит/с — линия вверх и до 53 Мбит/с — линия вниз), стоимость которых составляет 2,5—6 тыс. долл., демонстрировались многими фирмами.

К сожалению, российских стендов на выставке не было. Однако целый ряд наших специалистов принял участие в конференции «Международное сотрудничество в области развития спутниковых систем связи, цифровых технологий передачи данных, телевидения и современных спутниковых технологий доступа в Internet». В основных докладах этой конференции (о которой мы также намерены поведать в следующем номере журнала) обсуждались спутниковые технологии, рассказывалось об оборудовании, обеспечивающем доступ в Internet через КА, о предоставлении услуг телефонии и передачи данных, в том числе мультимедийных, по сетям спутниковой связи.

И последний штрих к «интерьеру». Организаторы выставки проявили немалую заботу о журналистах (а их на SatExpo`99 было аккредитовано и зарегистрировано около 200). Им предоставили все необходимые «средства производства» (компьютеры, доступ в Internet, возможность бесплатных международных звонков), вручили полный комплект материалов, программы конференций и т.п. Любой представитель прессы мог бесплатно получить фотографии, сделанные сотрудником выставочного комплекса на стендах, конференциях и церемониях вручения наград.

Портреты

Как и на всякой выставке, «портреты» были разными — большими и и не очень, однотонными и в цвете... Поскольку достижения вещания, связанные с тематическим разнообразием и содержательностью программ и каналов, не относятся к профилю нашего издания, красочные стенды R.A.I., Stream и других, более мелких, компаний не вызвали у авторов профессионального интереса. Однако знакомые оттенки синего с логотипами Kenwood и Nokia, окруженные лесом разнообразных по форме антенн, привлекли наше внимание (причем подумалось: странно, почему нет стенда Ericsson?). К сожалению, на весьма внушительных по размеру стендах этих фирм нам не удалось увидеть ничего, кроме телевизионных пультов и нескольких устройств для приема ТВ-сигнала.

Свою последнюю разработку предложила компания Shiron Satellite Communications — производитель самых дешевых станций VSAT в мире (как уверяли ее представители, их VSAT-терминалы дешевле, чем выпускаемые израильской фирмой GILAT). Ее система интерактивного доступа в Internet базируется на VSAT, но имеет принципиально новые программно-аппаратные решения.

Простота стенда Alenia Aerospazio (синяя стена с логотипом) и почти полное отсутствие рекламных проспектов искупались активностью фирмы на конференциях и тем, что все материалы о ее продукции можно было получить в пресс-центре. Кроме того, состоялась совместная пресс-конференция руководителя космического управления Alenia Джузеппе Вирильо и генерального директора Eutelsat Джулиано Берретта, посвященная сотрудничеству этих компаний в области спутниковых телекоммуникаций.

На ней было объявлено о дальнейших работах в рамках проекта SkyPlex и оснащении соответствующим оборудованием спутника Hot Bird 6 (изготовитель — Alcatel), который в начале 2001 г. должен быть выведен на орбитальную позицию 130 в.д. Он станет третьим КА серии Hot Bird с системой SkyPlex (которая уже установлена на спутниках 4 и 5) и транспондерами Ka- и Ku-диапазонов. Космическая цифровая платформа SkyPlex замечательна тем, что в ее состав входит мультиплексор (т.е. он установлен на борту спутника). Это позволяет обеспечивать индивидуального потребителя доступом в Internet и другими мультимедийными «радостями» с помощью небольшой антенны (диаметр — до 60 см) при скорости передачи данных в канале от 384 кбит/с до 2,2 Мбит/c (в режиме TDMA). С помощью специальной платы, вставляемой в ПК и поддерживающей стандарт DVB-S, можно будет принимать ТВ-программы. Еще один КА, заказанный Eutelsat у Alenia — Atlantic Bird 1 (орбитальная позиция 12,50з.д.), — используя сеть Teleglobe, станет шлюзом в спутниковые и территориально-распределенные сети северо-американского континента. Alenia уделяет особое внимание своей системе SkyPlex, считая ее основой для создания европейской спутниковой сети связи EuroSkyWay.

Однако «по вездесущести» пальму первенства, считают авторы, все же следует отдать Eutelsat. Взгляд постоянно натыкался на логотип этой фирмы, причем на стендах не только ее дилеров, но и разработчиков оборудования — почти на любом из них можно было увидеть названия спутников из группировки, принадлежащей Eutelsat, или иные «ссылки» (например, такие: «Система SkyPlex установлена на двух из пяти КА Hot Bird, принадлежащих Eutelsat», или «Internet via Eutelsat Satellite»). И это понятно. Eutelsat владеет одной из крупнейших орбитальных группировок, насчитывающей 15 действующих КА (в 2000 г. их будет уже 18), чья общая зона покрытия простирается от 14,80 з. д. до 480 в.д. Кроме того, «тотальный охват» территории SatExpo`99 объясняется очень прочным положением компании на телекоммуникационном рынке Италии и ее крепкими партнерскими связями с операторами и вещателями южной части Европы.

Завершая экскурсию по выставке, мы хотим добавить последний штрих к развернувшейся перед вами картине. Пожалуй, наше основное впечатление сводится к следующему. Портреты телерадиовещательных компаний, так удачно сочетавшиеся с интерьером SatExpo, все больше вписываются в другой, глобальный, интерьер — Internet, который становится одним из необходимых «инструментов» таких компаний.

ОБ АВТОРАХ

Галина Большова (bolshova@networld.ru) — обозреватель журнала «Сети». Евгений Уткин (utkin@pentastudio.it) — независимый автор.

Международное признание
Любое сообщение о SatExpo`99, которое прозвучит в России, будет неполным без упоминания о знаменательном для нашей страны событии. Впервые российский телеканал удостоился главной международной награды в области спутникового телевещания, вручаемой на SatExpo, — «европейского «Оскара» (Hot Bird Award). Лауреатом в номинации «Художественные фильмы» стал канал спутникового телевидения НТВ «Наше кино». Награду получили Евгений Якович, генеральный директор спутниковой телевещательной компании «НТВ-плюс», и директор главной редакции телеканалов той же компании Сергей Левин (слева)

Россия может рассчитывать на наши спутники

Международная организация Eutelsat является одним из самых крупных игроков на рынке спутниковых телекоммуникаций. Генеральный директор Eutelsat Джулиано Берретта лично участвовал во многих мероприятиях SatExpo`99, в том числе в церемонии вручения награды Hot Bird Award и в работе конференций. Несмотря на его напряженный деловой график он любезно согласился ответить на вопросы нашего обозревателя Галины Большовой.

Нашим читателям известно, что Eutelsat владеет одной из крупнейших в мире (как по числу КА, так и по зоне покрытия) орбитальных группировок. Не могли бы Вы рассказать о ближайших планах Eutelsat, связанных с Россией.

Телекоммуникационный рынок России, обладающей огромной территорией, безусловно, интересен Eutelsat. Многие важные проекты связаны именно с вашей страной. Уже сейчас многие российские компании арендуют емкости на принадлежащих Eutelsat спутниках, среди которых есть «лакомые кусочки» для других операторов и поставщиков услуг. Например, компания «Медиа-Мост» использует для цифрового вещания транспондер известного созвездия Hot Bird (130 в.д.). А запуск сибирско-европейского КА SESAT еще больше увеличит долю эксплуатируемой Россией емкости в орбитальной группировке Eutelsat. Вывод этого спутника (с помощью ракеты-носителя «Протон») на геостационарную орбиту в позицию 360 в.д. запланирован на ноябрь, а в I квартале 2000 г. в ту же позицию будет выведен КА W4, тоже ориентированный на обслуживание жителей России.

С техническими параметрами спутников SESAT и новой серии W наши читатели уже знакомы (см. «Сети», 1999, № 1, с. 53 и № 5-6, с. 122), однако им пока неизвестно, кто заключил договор об аренде емкостей тех КА, которые могут обслуживать Россию.

На КА SESAT четыре из 18 транспондеров арендует международная организация «Интерспутник», которая намерена предоставить их российским телекоммуникационным операторам. На W4 16 из 24 стволов арендованы компанией «Медиа-Мост». И Eutelsat надеется на дальнейшее развитие сотрудничества с российскими телевещательными компаниями, которые заинтересованы в использовании спутниковых каналов связи для трансляции цифровых телепрограмм или предоставления иных услуг. Однако замечу, что и SESAT, и W4 не являются исключительно «русскими» КА. Их обширные зоны покрытия охватывают страны Европы и Центральной Азии, а кроме того, SESAT имеет ретрансляторы, нацеленные на Индию, а W4 — на центральную часть Африки, южнее Сахары.

На совместной пресс-конференции Вы и руководитель космического управления компании Alenia Джузеппе Вирильо объявили о продолжении сотрудничества в рамках создания спутниковой сети на базе серии КА Hot Bird и шлюза Atlantic Bird. Смогут ли российские потребители пользоваться будущими спутниками?

Да, но только те, которые живут до Урала, так как зона устойчивого сигнала для созвездия Hot Bird ограничена именно этими географическими координатами.

Г-н Берретта, известно, что у Eutelsat есть партнеры в России. Не могли бы Вы немного рассказать о них и, возможно, о совместных проектах.

Наш наиболее крупный российский партнер — ГП «Космическая связь», с которым у Eutelsat существует долгосрочный договор. Он предусматривает не только аренду транспондеров на спутниках Eutelsat. Сегодня в Дубне действует один из центров управления нашей космической группировкой, который обслуживается в том числе и российскими специалистами. Другой партнер Eutelsat — компания «Медиа-Мост», арендующая емкости на Hot Bird для трансляции цифровых телепрограмм. Кроме того, как я уже говорил, большую часть стволов спутника W4 тоже будет эксплуатировать «Медиа-Мост». Значительные емкости на наших КА арендует и российское предприятие «Телепорт ТП», используя эти каналы в основном для организации телефонной связи со странами Западной Европы. Есть и другие партнеры, например компания «Маремс», которая намерена предоставлять услуги нашей сети EmSat.

Кстати, о EmSat. Известно, что она предоставляет «спутниковую связь для автолюбителей» (см. «Сети», 1999, № 10, с. 68). Не планирует ли Eutelsat использовать в этой сети не автомобильные, а просто переносные телефоны, типа трубки? Ведь, как известно, даже в европейской части России все еще есть не охваченные телефонной связью районы.

Дело в том, что перед техническим персоналом, занимающимся поддержкой EmSat, стоит очень серьезная задача: переоснастить всех владельцев автомобильных терминалов спутниковой сети связи Euteltracs (а их немало, и не только в России) более современным оборудованием, ориентированным на EmSat. Поэтому пока о телефонных трубках говорить рановато. Но я понимаю, что для России идея использовать терминал EmSat как личный телефон весьма заманчива, особенно если учесть общую обстановку на рынке персональной спутниковой связи и определенные трудности Iridium.

Последний вопрос — о SatExpo`99. Каково Ваше мнение об экспозиции и проведенных в рамках выставки конференциях? Были ли у Вас интересные бизнес-встречи с потенциальными партнерами?

Сначала мне хотелось бы пояснить, насколько значима эта выставка для Eutelsat. Дело в том, что по числу компаний — членов международной организации Eutelsat Италия занимает в ней второе место после Великобритании. А уже после Италии следуют Франция и Германия. Поэтому проходящая в Италии выставка чрезвычайно важна для Eutelsat.

Что же касается экспозиции, я должен отметить: с каждым годом растет число стендов зарубежных (не итальянских) производителей оборудования. Уже не первый год состав докладчиков и просто участников конференций является международным. На SatExpo`99, как мне кажется, главными темами были цифровое телевидение, мультимедийные услуги и доступ в Internet. И я услышал много интересных докладов, в том числе сделанных российскими специалистами. Мне удалось побеседовать с представителями крупнейших европейских компаний — вещательных, разработчиков оборудования, операторов услуг. И не только из стран Западной Европы, но и из России и Грузии. Такие контакты чрезвычайно важны и полезны.

Г-н Берретта, спасибо за столь полные ответы на все вопросы.

Мне тоже хотелось бы поблагодарить журнал «Сети» за внимание к нашей организации. Ваши читатели должны знать, что Eutelsat всегда готова работать с российскими телекоммуникационными компаниями и что российские потребители могут рассчитывать на орбитальную группировку, которой владеет Eutelsat.