Заветная Сеть - одна, а дорог к ней предостаточно: число Internet-провайдеров в Москве составляет несколько десятков. Отличаются ли предоставляемые ими услуги?


СКВОЗЬ ТУМАН ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ...
ЧТО ТАМ, ВПЕРЕДИ?

Повсеместное распространение Internet - безусловно, одно из главных событий последнего десятилетия. Вряд ли будет преувеличением сказать, что эта технология, предназначенная поначалу для обеспечения обмена данными между вычислительными сетями ряда крупных американских университетов, в корне изменила информационную картину мира. В России сейчас происходит примерно то же, что не так давно происходило в США и Европе: бурно растет число клиентов сети, сетевой трафик и количество Internet-провайдеров. Практически любая сколько-нибудь серьезная организация (особенно в Москве) имеет доступ к Internet, очень многие обзавелись своей Web-страницей или поддерживают собственный Web-сервер.

Все в большей и большей степени Internet становится инструментом бизнеса, и в этих условиях особое значение приобретает деятельность компаний-провайдеров. Пока от удачного (или неудачного) выбора провайдера зависит только степень удобства пользователя. Однако постепенно Internet обретает статус критически важной (mission-critical) технологии (эта тенденция просматривается во всем мире). И то, насколько быстро можно дозвониться до сервера и получить доступ к запрошенной странице (в особенности - первое), все сильнее влияет на производительность труда.

На московском рынке Internet -услуг в настоящее время наблюдается заметная конкуренция, свидетельством чему может служить недавнее снижение цен целым рядом провайдеров. После того как будет удовлетворен первый интерес к Internet, провайдерам придется серьезно задуматься о своем месте на этом рынке, и отличаться друг от друга они станут совокупностью предоставляемых клиентам (как существующим, так и потенциальным) дополнительных услуг. В общем, мы все дальше и дальше уходим от обозначившейся пару лет назад ситуации, когда провайдерством в Москве занималось считанное число довольно крупных компаний, услуги которых были практически одинаковы.

Именно эти соображения и натолкнули на мысль взглянуть на деятельность ряда провайдеров Internet глазами пользователя. Не претендуя на исчерпывающий обзор, хотим дать почувствовать читателям, как меняется деятельность провайдеров, и рассказав, может быть, о не слишком большом числе компаний, попытаемся тем не менее охватить возможно более широкий спектр технических и коммерческих решений.

СКВОЗЬ ТУМАН ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ...

Разговаривая с представителями компаний, мы старались собрать такую информацию, которая позволила бы охарактеризовать эти компании с более или менее единых позиций. Получалось это не всегда; в разных фирмах принято считать конфиденциальными разные данные, и все же мы придерживались именно такой линии. Все включенные в обзор компании предоставили нам возможность поработать в их сети в режиме DialUp. Каких-либо существенных различий в скорости работы или простоте установки соединения с сервером нам выявить не удалось - дозвониться до сервера мы могли почти всегда с первой попытки. Впрочем, мы и не пытались проводить какие-то глубокие испытания, а стремились просто составить некое субъективное впечатление по принципу "устраивает - не устраивает".

Сначала мы собирались охватить несколько более широкий круг компаний. Однако, к сожалению, на контакт с прессой пошли не все. В обзор не был включен и такой известный провайдер, как "РТК-Интернет". О нем рассказывается в статье Евгения Евдокименко, опубликованной в восьмом номере журнала "Сети" за этот год (с. 72).

"Демос": патриарх российской Сети

Компания "Демос" - старейший Internet-провайдер в России. Она была создана в феврале 1989 г. В начале 90-х гг., когда Internet еще только-только заявляла о себе как всемирная информационная среда, компания сумела наладить информационный обмен с системой западных компьютерных сетей. Так появилась одна из первых в России систем электронной почты. Она работала только под протоколом UUCP, и ее услуги стоили довольно дорого.

В настоящее время "Демос" стал одним из крупнейших провайдеров, число его клиентов выросло до 8000, причем большинство из них работает по технологии DialUp. На постоянном IP-подключении находятся всего лишь несколько сотен клиентов; как правило, это крупные организации и вторичные провайдеры услуг Internet. Сотрудники компании "Демос" не считают, что их деятельность ориентирована на какой-то определенный слой потенциальных клиентов. Скорее, компания стремится построить свою работу таким образом, чтобы удовлетворить запросы как можно большего числа организаций и частных лиц.

Схема сети компании "Демос" приведена на рис. 1. Для подключения пользователей в режиме DialUp чаще всего применяются модемные стойки Courier Total Control производства компании U.S. Robotics; максимальная скорость обмена данными - 33,6 кбит/с. К этим стойкам подключены входные аналоговые линии от городских АТС. В настоящее время "Демос" отрабатывает и другой вариант подключения клиентов DialUp - через цифровые АТС с использованием цифровых входных потоков, передаваемых по каналам E-1, которые разделены на 30 частичных каналов по 64 кбит/с. При работе по первому варианту цифровые АТС вначале преобразуют аналоговый сигнал в цифровую форму для внутренней обработки, а потом переводят обратно в аналоговую, после чего провайдерское оборудование выполняет обратное преобразование. При работе по второму варианту необходимо только один раз оцифровать входной аналоговый сигнал. Цены на работу в сети подключения по каналам DialUp зависят от времени суток и варьируют от 1,2 до 2,4 дол. за час (цены указаны без учета налога на добавленную стоимость). Общее число входных аналоговых линий для DialUp - около 340. Возможно также подключение через сеть "Искра" (сейчас оператором этой сети является компания ACBT).

Пользователей, работающих по выделенным линиям, подключают либо по цифровым каналам провайдера (в том числе через ISDN - по каналам Comstar), либо по физическим линиям. В первом случае цифровой поток формируется установленным у пользователя оборудованием - модемом (поддерживаются скорости от 64 до 512 кбит/с) или оконечным оборудованием ISDN; во втором случае используются соответствующие модемы. Абонентская плата за постоянное подключение составляет от 560 до 2775 дол. при подключении к синхронному порту и от 220 до 880 дол. за подключение к асинхронному порту.

Для поддержки информационного обмена с пользователем устанавливают сервер удаленного доступа на базе изделий Cisco (в основном это устройства AS5011). Далее промежуточные маршрутизаторы сети передают пакеты данных на пункты межсетевого обмена трафиком, главный из которых расположен на междугородной АТС М9. Точка присутствия "Демос" на М9 содержит два маршрутизатора производства Cisco - 7500 и 7513; с одного из них уходят два канала в зарубежные сети. Еще один пункт межсетевого обмена трафиком находится на АТС34.

Совместно с компанией "КОНТАКТ" и государственным предприятием "Космическая связь" фирма "Демос" предоставляет спутниковые каналы связи пропускной способностью от 64 до 256 кбит/с. Эта услуга рассчитана прежде всего на региональных провайдеров.

Компания "Демос" проявляет интерес к новым технологиям подключения пользователей к Internet, и в первую очередь - беспроводным. Уже развернута в Москве опорная сеть беспроводного доступа к Internet и начата ее коммерческая эксплуатация, правда пока число клиентов на таком подключении измеряется единицами. В московской беспроводной сети доступа к Internet, построенной компанией Art Communications, используется технология Radio-Ethernet. Сеть имеет сотовую структуру, каждая сота представляет собой отдельный сегмент Ethernet, работающий на скорости 2 Мбит/с (более подробно об этой технологии можно прочитать в статье "Беспроводные сети передачи данных", Сети, 1997, N 6, с. 52). Снимаемый с соты трафик клиентов "Демос" направляется на один из стандартных маршрутизаторов компании и далее обрабатывается обычным образом. При подключении клиентов по этой технологии не представляется возможным каким-то образом выделять каналы отдельным клиентам, поэтому в настоящее время на данную услугу действуют единые расценки (так называемый flat rate); впоследствии компания предполагает ввести платежи за передачу трафика по направлению к клиенту. Несколько замедляет внедрение услуги довольно высокая стоимость пользовательского комплекта оборудования; впрочем, есть надежда, что когда беспроводное подключение станет массовым, цена на оборудование начнет снижаться.

Еще один способ подключения клиентов, в настоящее время тестируемый компанией совместно с телекомпанией "Мир", имеет пока условное наименование "комбинированный канал доступа" и в чем-то схож с технологией DirecPC компании Hughes. По словам Виктора Кутукова, директора отделения компании "Демос", коммерческую услугу на базе новой технологии предполагается предоставлять с начала следующего года. Трафик от провайдера к клиенту вместе с телевизионным сигналом будет передаваться через спутниковый канал и приниматься на параболическую антенну диаметром 60-90 см, а от клиента к провайдеру - с использованием обычного режима DialUp. Скорость передачи данных от провайдера к клиенту составляет около 400 кбит/с. Предполагаемая стоимость такой услуги - 1 дол. за мегабайт входящего трафика.

На первом этапе развития эта услуга будет предлагаться только в Москве и особенно в Подмосковье. В дальнейшем на базе данной технологии можно будет организовать предоставление клиентам дополнительных услуг - интерактивное телевидение, видео по запросу и т. п. При использовании специального сервера видеосервис можно будет оказывать со значительными скидками.

"Демос" предлагает своим клиентам ряд платных и бесплатных информационных услуг. Помимо обязательного для всех провайдеров набора услуг (электронная почта, место для размещения Web-страниц, доступ в телеконференции и новостные группы), "Демос" разрабатывает для своих клиентов Web-страницы, самостоятельно поддерживает около 170 телеконференций и обеспечивает работу бесплатных информационных баз данных и платных баз данных с различной финансовой и коммерческой информацией (общее число баз - свыше 20).

Информационными партнерами компании являются крупнейшие российские и зарубежные агентства, в частности "Рейтер" и "Интерфакс". На сервере "Демос" содержатся банк фондовой информации фирмы "САНТА" и оперативная финансовая информация агентства "Ореанда", позволяющая судить о состоянии российского фондового и валютного рынка. Кроме того, информационная служба НТК "ПОЛИНОМ" предлагает прейскуранты поставщиков самых разных товаров. (Все три источника представляют собой базы данных и системы телеконференций.) Партнерами "Демос" являются такие источники коммерческой информации, как "Сервис-Деловой Мир", "Оптовый вестник", "Форит", "Товары и цены", "Оптовик".

Компания "Демос" выпустила в продажу CD-ROM под названием "Добро пожаловать в Интернет", который, по отзывам прессы, является одним из наиболее успешных компакт-дисков на московском рынке.

GlasNet: дитя glasности

Проект создания сети GlasNet появился в 1990 г., в эпоху гласности (не забыли еще про такую?). Предполагалось, что это будет некоммерческая телекоммуникационная сеть, которая обеспечит ученым, журналистам - всем нуждающимся в информации - доступ к информационным источникам. Само слово GlasNet было образовано от glasnost и net. В 1991 г. создана Ассоциация пользователей компьютерных сетей (АПКС) "Гласнет", через некоторое время вступившая в международную Ассоциацию за прогрессивные коммуникации. Сейчас "Гласнет" - один из крупнейших Internet-провайдеров в России; весной 1997 г. был зарегистрирован 10-тысячный пользователь сети.

Как и подавляющее большинство других провайдеров, "Гласнет" предоставляет своим клиентам два способа подключения - DialUp и постоянное IP-подключение. Для пользователей, работающих в режиме DialUp, "Гласнет" имеет 250 входных линий на базе серийных телефонных номеров. Абоненты телефонной сети "Искра" также могут связываться с "Гласнет". Кроме того, "Гласнет" обеспечивает для своих клиентов доступ в Internet в пределах России через локальные концентраторы сетей пакетной коммутации X.25. В настоящее время этим способом доступа можно пользоваться более чем в 200 городах. Такая услуга - платная; за связь через X.25 приходится платить от 250 до 1000 руб./мин.

В Москве "Гласнет" имеет несколько узлов, главный из которых находится в районе Красных Ворот. Все остальные узлы, в каждом из которых установлены серверы удаленного доступа, связаны с центральным узлом каналами пропускной способностью от 512 кбит/с до 2 Мбит/с. Подключение в режиме DialUp обеспечивается АТС-262 МГТС и другими способами, в частности через сети "Искра" и "МТУ-Информ". Общая номерная емкость - 286 входных линий; постоянное подключение на скоростях от 9,6 до 256 кбит/с осуществляется по выделенным линиям. Постоянное подключение через ISDN "Гласнет" не предоставляет.

Стоимость услуг DialUp - месячная абонентская плата 80 тыс. руб. (все цены на услуги "Гласнет" приводятся в цифрах на 1997 г., с учетом налога на добавленную стоимость) плюс от 6 до 9,6 тыс. руб. за каждый час работы в сети сверх восьми часов, предоставляемых бесплатно всем абонентам сети (точнее, оплата восьми часов включена в ежемесячную абонентскую плату). Абонентская плата для клиентов DialUp, имеющих постоянный IP-адрес, составляет 150 тыс. руб. при той же повременной оплате (восемь часов работы в месяц также включаются в абонентскую плату). При работе по выделенным линиям клиент тоже платит ежемесячно, но сумма зависит от пропускной способности канала (а иногда - и от объема трафика) и составляет от 1,5 до 10 млн руб. при подключении к асинхронному порту и от 3 до 16 млн руб. при подключении к синхронному порту. "Гласнет" предоставляет клиентам и такую услугу, как соединение через коммутируемую сеть без учета времени работы. Сумма ежемесячных платежей зависит от скорости работы и варьируется от 2 до 3 млн руб. при работе с обычной телефонной сетью и от 2,3 до 3,3 млн руб. при использовании сети "Искра".

"Гласнет" подключает своих пользователей и через московскую городскую опорную сеть радиодоступа на базе технологии Radio-Ethernet. Первым клиентом сети, подключенным таким образом, стал этой весной московский "Карнеги-Центр". В настоящее время у "Гласнет" имеется около 10 клиентов на радиоканалах. Стоимость радиодоступа составляет 2 млн руб. за подключение плюс ежемесячная оплата входного трафика в сумме от 3 до 16 млн руб. при трафике от 5 до 40 Гбайт соответственно. Кроме того, необходимо платить 240 дол. в месяц оператору беспроводной сети за поддержание канала.

"Гласнет" - провайдер Internet, имеющий свой собственный выход в мировые сети CRL.COM и BBN-Planet. Весь международный трафик клиентов "Гласнет" маршрутизируется на один из двух предназначенных для международной связи узлов сети, откуда уходят каналы в США (пропускная способность по 512 кбит/с). До конца года суммарную пропускную способность международных каналов связи предполагается увеличить до 2 Мбит/с.

Как и прочие провайдеры, "Гласнет" предоставляет клиентам услуги электронной почты, протокола FTP и позволяет им размещать странички на своем Web-сервере; обеспечивается также круглосуточная телефонная поддержка пользователей. Корпоративным клиентам (в их числе ряд крупных компаний) предоставляются услуги по организации виртуальных серверов.

"Гласнет" предлагает и целый ряд телеконференций. Компания разработала для своих клиентов программный пакет GlasInterACT, где собран целый ряд лицензионных или бесплатных программ для Windows 3.1 и Windows for Workgroups 3.11: браузер Netscape Navigator 3.0 компании Netscape Communications, почтовая программа Eudora Pro 2.2 производства QUALCOMM, программа поддержки телеконференций NewsXpress 1.0 b4, программа EWAN 1.052 для обеспечения сессий telnet, программа передачи файлов по протоколу FTP под названием WS_FTP, программа mIRC для голосовых переговоров через Internet, а также хорошо известный продукт Trumpet Winsock 2.0 компании Trumpet Software International для поддержки протокола TCP/IP. Сам GlasInterACT представляет собой оболочку, обеспечивающую работу всех этих продуктов, а они, в свою очередь, выглядят как отдельные сервисы этого пакета. Для пользователей Windows 95 и Windows NT 4.0 Workstation предназначен организованный по тому же принципу пакет GlasInternet, куда входят Microsoft Internet Explorer 3.02 и Internet Mail and News.

Эти программные продукты являются составной частью выпущенного "Гласнет" комплекта программ для подключения к Сети, который так и называется "Пакет-Интернет". Купив этот пакет (что не составляет труда), клиент получает учетное имя и пароль, дающие возможность бесплатно работать в Internet в течение восьми часов без дополнительной регистрации, а также довольно толковую книжку "Руководство пользователя "Гласнета", написанную сотрудниками компании, с рекомендациями по работе в Internet и описанием полезных программ.

Вообще, как подчеркивает Марина Никерова, менеджер "Гласнет" по работе с корпоративными клиентами, ее компания всячески стремится к распространению Internet как формы информационной культуры. В частности, компания обеспечивает Internet-поддержку выпущенного фирмой "Аутопан" мультимедийного энциклопедического словаря, где содержатся аннотированные ссылки на дополнительную информацию в Internet, и предлагает регулярное обновление информации через Сеть. Кроме того, каждый покупатель словаря получает возможность пятичасовой бесплатной работы в Internet.

"Совам Телепорт": Internet как часть единой сети передачи данных

Компания "Совам Телепорт" появилась на российском телекоммуникационном рынке в 1990 г. Занимаясь обеспечением доступа к различным информационным системам в качестве оператора сети передачи данных, она со временем стала предоставлять своим пользователям услуги доступа к сети Internet. Надо сказать, что сейчас "Совам Телепорт" считает себя в первую очередь оператором сети передачи данных, а доступ в Internet рассматривает как одну из своих услуг, часто предоставляемую клиентам в пакете вместе с другими. Компания всячески подчеркивает, что в основном ее деятельность связана с клиентами, которым Internet требуется для бизнес-приложений. Такие клиенты обычно стремятся выбрать провайдера, гарантирующего постоянный доступ в Сеть; стоимость услуг для них часто играет второстепенную роль.

Сеть "Совам Телепорт" охватывает 30 городов России и СНГ, среди них, кроме Москвы и С.-Петербурга,- также такие города, как Калининград, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток, Киев, Алма-Ата, Ташкент и др. Для передачи данных используется технология frame relay. Основой сети служат спутниковые каналы, принадлежащие компании "Телеросс", входящей наряду с "Совам Телепорт" и "Совинтел" в телекоммуникационный холдинг Global TeleSystems Group (GTS). На некоторых участках сети, в частности между Москвой и С.-Петербургом, применяются оптоволоконные линии связи.

В узлах сети установлено магистральное оборудование семейства Passport (модели 50 и 160) компании Nortel. Сеть "Совам Телепорт" - мультипротокольная, ее клиентам предоставляются различные услуги, например, каналы передачи данных по frame relay, X.25, IP, а ряд компаний используют сеть "Совам Телепорт" для организации виртуальных частных сетей. Связь с клиентами, работающими в режиме постоянного подключения, обеспечивают мультиплексоры семейства Passport либо DPN 100/3. Пропускная способность каналов: в Москве - до 2 Мбит/с, в регионах - ниже. Доступ клиентов сети в Internet в каждом узле поддерживают маршрутизаторы семейства Cisco 4000 (на московском узле - Cisco 7000), взаимодействующие через локальную сеть Ethernet с сервером доступа Livingston PortMaster.

В зависимости от того, через какую АТС (аналоговую или цифровую) абоненты получают доступ к узлу сети, информационный обмен с клиентами обеспечивают либо каналы E-1 (от сервера доступа к цифровым портам АТС), либо модемные пулы на 60 окончаний. Реализован также доступ по каналам ISDN, однако пока клиентов не очень много, в первую очередь потому, что сами эти каналы есть далеко не везде. Что касается появившихся недавно в России технологий радиодоступа (например, на базе Radio-Ethernet), то, по словам Арсена Согомоняна, менеджера по маркетингу "Совам Телепорт", компания пока не спешит предоставлять своим клиентам такие услуги, предпочитая придерживаться устоявшихся решений.

Взаимодействие с другими сетями передачи данных, как российскими, так и международными, осуществляется через московский узел; сюда же приходят и международные каналы обмена трафиком. На данный момент у компании имеются два оптоволоконных канала в США (пропускной способностью 2 и 1 Мбит/с) и один в Европу (1 Мбит/с); ведутся переговоры об организации еще одного канала. Сеть "Совам Телепорт" имеет шлюзы со всеми российскими сетями X.25.

Стоимость услуг "Совам Телепорт" по подключению к Internet такова: при работе в режиме DialUp абонентская плата составляет 35 дол. в месяц; сюда входит оплата 7 часов работы и поддержку электронной почты. Напомним, что, согласно оценкам, клиенты DialUp в среднем работают в сети примерно 6-7 часов в месяц. Все, что выходит за эти пределы, оплачивается из расчета 1,5 дол./ч. (Цены на услугу DialUp установлены компанией одинаковыми по всей России.) При постоянном IP-подключении цена зависит от пропускной способности канала и степени его загрузки. Стоимость услуги в регионах может значительно превышать московскую, особенно при подключении на относительно высоких скоростях. Так, если в Москве Internet-услуги обойдутся от 340 дол. в месяц при подключении на 9,6 кбит/с (независимо от загрузки канала) до 3500 дол. при подключении на 256 кбит/с (с загрузкой канала более чем на 60%), то в регионах - от 395 дол. при подключении на 9,6 кбит/с (с загрузкой менее чем на 10%) до 8600 дол. при подключении на 128 кбит/с (с загрузкой более чем на 60%).

Аутентификация всех пользователей, входящих в сеть, производится на московском сервере, и это позволяет "Совам Телепорт" обеспечивать своим клиентам бесплатный роуминг по России. В настоящее время компания ведет переговоры с рядом крупных зарубежных сетей (в частности, Netcom, Prodigy, Asia Online) о поддержке международного роуминга для своих клиентов.

"Совам Телепорт" предоставляет своим клиентам обычную для крупных провайдеров поддержку при подключении и работе в сети: пакет программного обеспечения, место на Web-сервере для размещения домашней странички, бесплатный "конструктор" для разработки странички. Возможно также создание виртуального Web-сервера клиента. Телефонная техническая поддержка обеспечивается круглосуточно.

Все эти сервисы "Совам Телепорт" объединены в комплексную услугу "Россия-Он-Лайн", не так давно отметившую свое двухлетие. Клиенты этой службы (ими фактически являются все пользователи сети "Совам Телепорт", работающие в режиме DialUp) получают доступ к целому ряду бесплатных источников:

  • доступ к службе новостей Clarinet, формируемой на базе лент агентств "Рейтер", ЮПИ, BusinessWire, Newsbytes, SportTicker и др.;
  • тематический путеводитель по Internet;
  • полное содержание ряда ежедневных и еженедельных газет (в том числе, "Известий", "Финансовых известий", "Коммерсант -Daily"), а также специальных компьютерных изданий;
  • ежедневные дайджесты российских средств массовой информации;
  • широкий набор конференций USENET на руcском и английском языках.
  • За дополнительную плату (ежемесячно, но без оплаты трафика) можно подписаться на такие услуги: Экспресс-Хроника; КОМИНФО: Ценные бумаги, Финансы; ВПС: Банки и биржи сегодня, Оборона и безопасность, Региональный пресс-бюллетень.

    Cityline: Internet - в массы

    Компания Cityline была организована около полутора лет назад с единственной целью - предоставление услуг Internet для широкого круга пользователей. В соответствии с этим используются те или иные технические решения, а также строятся ценовая и маркетинговая политика компании.

    Практически все клиенты компании подключаются к Internet по каналам DialUp. На первом этапе своей деятельности Cityline предоставляла доступ к сети по аналоговым линиям, взятым в аренду у разных операторов (в частности, "Совинтел", МГТС, "Искра"). Сейчас все подключение клиентов осуществляется на основе цифрового оборудования с использованием серверов удаленного доступа MAX 4060 производства Ascend. Компания Cityline приобрела 840 телефонных линий у компании "МТУ-Информ". Они составляют одну серию, т. е. для соединения с сервером пользователь может набрать один телефонный номер, а не перебирать несколько разных, пытаясь найти свободную линию, как это иногда приходится делать. Представители компании уверяют (и мой опыт это подтверждает), что этот "серийный" номер практически никогда не бывает занят.

    Взаимодействие с клиентом оранизовано следующим образом. Клиентские телефонные вызовы приходят на АТС-995, откуда соответствующий информационный поток снимается с помощью двух каналов SDH по 155 Мбит/с каждый, предоставленных компанией "МТУ-Информ". Два канала обеспечивают непрерывность работы в случае повреждения одного из них. Каналы SDH подключены к мультиплексору SDM-1, который разбивает весь трафик на ряд потоков по 2 Мбит/с каждый и передает их на MAX 4060. Устройство MAX 4060 поддерживает технологию K56flex; впрочем, испытания, проведенные сотрудниками компании, показывают, что получить скорости, близкие к 56 кбит/с, в условиях Москвы можно только при работе через цифровые АТС, которых пока не так много.

    Сервер MAX 4060 через локальную сеть обменивается информацией с тремя маршрутизаторами Cisco 3640, к которым подключены арендованные каналы обмена с иностранными сетями (на эти же маршрутизаторы через локальную сеть передается сигнал от модемных стоек, обслуживающих сохранившиеся у компании аналоговые линии). Один канал, пропускной способностью 512 кбит/с, арендуется у "РТК-Интернет" (бывшее АО "Релком", ныне подразделение "Ростелекома"), другой, пропускной способностью 256 кбит/с, - у Global One; недавно появился еще и канал на 2 Мбит/с, связывающий узел Cityline с компанией "Телепорт-ТП". При этом с "Ростелекомом" заключено соглашение об увеличении пропускной способности канала до 4 Мбит/с.

    Ценовую политику компании описать проще всего - стоимость услуг доступа к Internet составляет 36,6 дол. в месяц независимо от трафика. На момент подготовки данного материала к печати у Cityline насчитывалось 2500 пользователей, однако, по словам генерального директора Cityline Михаила Бриджиди, в последнее время их число ежедневно увеличивалось на 100-120 человек, так что любые цифры, безусловно, мгновенно устаревают. Компания имеет 32 дилеров в Москве, осуществляющих подключение новых пользователей, а к концу года число дилеров предполагается довести до 100.

    В перспективе компания планирует открыть два филиала - в С.-Петербурге и Калининграде. Для обмена данными с С.-Петербургом предполагается построить собственный волоконно-оптический канал на 2 Мбит/с, с Калининградом же информационный обмен будет производиться по каналам, арендуемым у "Ростелекома".

    Разумеется, Cityline предоставляет своим клиентам полный набор услуг, обычно предлагаемых провайдерами: почта, доступ в телеконференции, место на сервере для организации домашних страничек. Организована также круглосуточная служба поддержки пользователей. Кроме того, в сотрудничестве с ведущими российскими Web-дизайнерами компания разработала программу "Конструктор" для создания Web-страничек, причем для работы с ним не требуется знать HTML. Помимо постоянной подписки компания предлагает также "Учебник по Интернету" на CD-ROM, где содержится основная информация, необходимая для самостоятельного подключения и работы в Сети, а также полный комплект программного обеспечения. Каждый купивший CD-ROM получает возможность пятичасовой бесплатной работы в Internet.

    Компания прилагает значительные усилия для пропаганды возможностей Internet. Именно на это направлены некоторые проекты: CD-Express, Вечерний Интернет, Паравозов-News, Pochta.Ru и др. (одни из них выполняются Cityline самостоятельно, другие в сотрудничестве с московской компанией Netskate). Чуть подробнее о Pochta.Ru: в рамках данного проекта любой пользователь Сети, независимо от того, какой провайдер его обслуживает, может получить бесплатный почтовый ящик, адрес которого не изменится, если клиент захочет сменить провайдера.

    Компания Cityline проявляет большой интерес к Internet-телефонии. В настоящее время Cityline предоставляет техническую поддержку одному из российских операторов сети Internet-телефонии. Большие надежды в этой области Cityline возлагает на появившийся недавно телефонный шлюз Clarent Gateway компании Clarent, позволяющий передавать голосовые вызовы через Internet и обеспечивающий сжатие голосовых потоков до 8 - 2,4 кбит/с. Утверждается, что в этом случае качество звука при передаче через Internet значительно повышается.

    ЧТО ТАМ, ВПЕРЕДИ?

    Во взглядах на будущее сети Internet в Москве наши собеседники оказались на редкость единодушными.

    Прежде всего нас интересовало, возможны ли изменения цен на доступ в режиме DialUp. Надо сказать, что все замечания о дороговизне услуг доступа были отвергнуты: более того, многие утверждают, что перехода на фиксированные ежемесячные платежи (так называемый flat rate) ожидать не приходится, поскольку цены на доступ в первую очередь связаны с расценками на телефонные линии. Практически все компании, работающие с повременной оплатой, заявили, ссылаясь на мировой опыт, что при работе с flat rate получать прибыль практически невозможно. Эту точку зрения подтвердили и представители компании Cityline. Тем не менее, Cityline рассчитывает на коммерческий успех - за счет привлечения большого числа пользователей. Руководители Cityline надеются, что сделанные ими вложения окупятся в течение трех лет.

    Как известно, Московская телефонная сеть объявила о намерении перейти на повременную оплату. Практически все компании признали, что этот переход может серьезным образом повлиять на рынок коммуникационных услуг. Во-первых, вполне реальной станет перспектива массового перехода на flat rate. Во-вторых, не исключено, что значительно возрастет популярность нетрадиционных средств доступа, например беспроводных сетей. Впрочем, г-н А. Согомонян ("Совам Телепорт") заявил, что его компания не ждет каких-то серьезных потрясений в результате такого шага, а г-н В. Кутуков ("Демос") отметил, что по чисто техническим причинам переход на повременную оплату не может быть делом очень близкого будущего.

    О различных технических новшествах в области доступа можно, пожалуй, сказать следующее. Компании тем более склонны к опробованию нетрадиционных средств, чем больше они ориентируются на девиз "Internet - в каждый дом". В том, что это так, можно убедиться, сравнив, например позиции "Совам Телепорт" и "Гласнет".

    В чем все наши собеседники были едины - так это в том, что на московском рынке Internet-услуг наблюдается заметная конкуренция, и в будущем следует ожидать ее значительного ужесточения. Скорее всего, нас ждут новые интересные события, о которых мы не преминем рассказать.


    Александр Крейнес - обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться через Internet по адресу: kreines@radio-msu.net.