healthcare
Фото: CIO.com

Описывая роль ИТ-директора медицинского учреждения, Джим Тернбулл, ИТ-директор больницы при Университете Юты, приводит слова «непостоянство», «неуверенность», «сложность» и «неоднозначность» — расшифровку сокращения, расхожего у американских военных.

Тернбулл сетует, что для больничных ИТ-служб настали напряженные времена. В связи с федеральной программой поощрения конструктивного использования систем электронных медицинских карт большинство ИТ-директоров всецело заняты их внедрением, и, как правило, при помощи внешних специалистов.

По словам Тернбулла, ИТ-отделы последние три года неотрывно работали, а пока это происходило, мир стремительно менялся. Внедрение программного обеспечения электронных медкарт остается в приоритете, но теперь еще нужно подчиняться правилам учета качества оказываемых услуг, переходить на МКБ-10, привлекать пациентов к заботе о здоровье и внедрять носимую электронику, учитывая к тому же эволюцию бизнес-моделей, постоянные угрозы информационной безопасности и изменение принципов выплат страхового возмещения.

Так что «напряженные времена» — это еще мягко сказано. «Сейчас очень много всего происходит одновременно, — признается Рик Скулер, вице-президент и ИТ-директор больничной сети Orlando Health. — У нас в ИТ-отделах просто дым коромыслом. Людям постоянно приходится разрываться между несколькими делами».

Спасение — в партнерстве и взаимодействии

Скулер, Тернбулл и Эдвард Маркс, старший вице-президент и ИТ-директор Texas Health Resources, обсудили тему эволюции роли ИТ-директоров медучреждений за круглым столом, прошедшим в рамках ежегодного осеннего форума коллегии директоров медицинских ИТ-служб.

Участники единогласно признали существование потребности в партнерстве и взаимодействии. Скулер считает, что именно этого в первую очередь сейчас ждут от ИТ-директора как руководителя. «Нам необходимо искреннее заботиться об успехе тех, кого мы обслуживаем», — подчеркнул он.

Это касается как руководителей, так и подчиненных. Тернбулл считает нужным проводить встречи с другими топ-менеджерами — неформальные, учитывая их плотное расписание, чтобы поговорить о стоящих перед ними проблемах. Маркс, в свою очередь, старается выучить имена детей и внуков других руководителей, а также выяснить другие персональные сведения, например какое вино они предпочитают. «Когда вы ближе узнаете тех, с кем работаете, все меняется», — уверен он.

Что касается подчиненных, Тернбулл поощряет свой персонал пользоваться любыми возможностями преуспеть — даже если для этого нужно уволиться из отдела. «Задача лидера — создавать не последователей, а новых лидеров», — уверен он.

Это означает, что придется отбросить эгоцентризм, свойственный многим топ-менеджерам. «Ваши усилия необходимо направить на достижение успеха другими», — уверен Скулер .

Каким будет здравоохранение в 2020 году

Подход, основанный на взаимодействии, будет по-прежнему необходим ИТ-директорам в 2020 году, когда вступят в действие последние поправки к закону о доступном по цене медицинском обслуживании.

В исполнении новых требований немаловажную роль будут играть технологии. Скулер прогнозирует появление «здравоохранения по требованию» — услуг, которые пациенты могут получать, когда это необходимо, посредством мобильной и телемедицины. В сущности, добавляет он, все идет к тому, что пациенты начнут ощущать себя покупателями.

Когда в системе здравоохранения пациентов начнут воспринимать как покупателей, можно будет начинать «лобовую атаку на общую стоимость медицинского обслуживания», — полагает Гленн Стил, президент и генеральный директор сети медицинских учреждений Geisinger Health System.

Самому ему пришлось начать такую атаку еще в 2001 году, когла он возглавил Geisinger в период финансовой нестабильности и проблем с качеством клинического обслуживания. Ознакомившись в 2003 году с аналитическим отчетом, в котором говорилось, что лишь меньше 55% взрослых получают «рекомендуемый уровень обслуживания», Стил начал внедрять лучшие практики лечения распространенных заболеваний, основанные на принципах доказательной медицины.

В рамках модернизации новые стандарты лечения пришлось прописывать в системе электронных медкарт Geisinger. Инициатива получила название ProvenCare; обновленная система используется при оказании целого ряда часто требуемых услуг, в том числе при дородовом наблюдении, лечении ХОБЛ, проведении гистеректомии, замене коленного и тазобедренного суставов.

Еще одна инициатива медицинской сети — ProvenHealth Navigator, ее суть состоит в формировании локальных команд медицинских специалистов по уходу за больными на дому. Кроме того, Geisinger участвует в системе OpenNotes, предоставляющей пациентам доступ к рукописным заметкам врачей. По словам Стила, в Geisinger наладили «совершенно новые, активные» взаимоотношения между пациентами и поставщиками медицинских услуг, что было бы невозможно без информатизации.

По прогнозу Стила, благодаря эволюции бизнес-модели предоставления медицинских услуг количество койко-мест в реанимационных отделениях можно будет уменьшить на четверть. По его признанию, сегодня еще нет полного взаимопонимания между поставщиками медуслуг и страховщиками, а потому медицинским ИТ-директорам также предстоит работать над внедрением технологий, которые позволят наладить такое взаимопонимание.

В целом, что касается ИТ, больницам необходим «костюм, пошитый на заказ», а не серийная модель из магазина, резюмирует Стил.