Почтовые клиенты Web могут соперничать с традиционными клиентами Windows

О почте Web пользователям известно большей частью по бесплатным предложениям из Internet. Однако на крупных корпоративных платформах обмена сообщениями браузер может использоваться и в качестве клиента для электронной почты. Microsoft, IBM Lotus и Novell уже разработали функциональные клиенты Web для своих продуктов, которые вполне могут соперничать с традиционными клиентами Windows.

Из-за растущего значения электронной почты в качестве средства коммуникации возросла и ожидания в отношении функциональности почтовых клиентов. Важнейшие требования, которые сегодня предъявляются к ним, предполагают, среди прочего, доступ к нескольким почтовым ящикам с одного клиента, мобильную проверку почты, включение не имеющих собственных компьютеров групп пользователей в корпоративную коммуникацию при помощи так называемых киосковых систем и простой доступ для временных сотрудников или провайдеров услуг. Наряду с полноценной интеграцией функциональности электронной почты в корпоративные порталы важная роль отводится безопасности электронной почты и простоте обращения с большим количеством входящих сообщений.

Очевидно, что ни одна технология не может одинаково хорошо отвечать всем требованиям. Однако соответствие некоторым из них приводит к росту популярности клиентов электронной почты на базе Web. Сегодня на рынке можно выделить четыре группы клиентов:

  • "традиционные" (Microsoft Outlook, IBM Lotus Notes или клиент GroupWise от Novell) - наряду с функциями электронной почты и календаря они в различном объеме предлагают и дополнительные услуги. В качестве примеров можно привести функции коллективной работы Lotus Notes или поддержку управления документооборотом;
  • Microsoft Outlook Express или Mozilla Thunderbird обеспечивают меньшую функциональность, но все же работают в качестве локальных приложений под управлением Windows или других операционных систем;
  • клиенты на базе Web крупных платформ обмена сообщениями, т. е. соответствующие расширения для Microsoft Exchange Server (Outlook Web Access), IBM Lotus Domino (Domino Web Access) и Novell GroupWise (GroupWise Web Access);
  • прочие клиенты Web от поставщиков услуг Internet, в частности GMX или Yahoo!. Однако эти клиенты обычно обладают лишь базовой функциональностью.

Промежуточное положение занимает IBM Workplace Messaging. Этот продукт может использоваться как через браузер Web, так и через Rich Client на базе решения Eclipse с открытыми кодами. Тем самым его функциональность превышает возможности простого клиента на базе Web, однако он не сравним, например, с Lotus Notes. По производительности его можно отнести ко второй группе — к таким программам, как Outlook Express или Thunderbird.

Рисунок 1. Domino 6.5 Web Access привлекает наглядным пользовательским интерфейсом и обширной функциональностью.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЛИЕНТОВ НА БАЗЕ WEB

Простые клиенты, предоставляемые провайдерами Internet, применяются чаще всего частными пользователями или в качестве «обходного пути» для доступа к электронной почте, когда другие механизмы доступа, такие, как РОР3, не функционируют. Однако они мало приспособлены для обработки больших объемов электронной почты. Будучи ограниченными исключительно функциональностью электронной почты, не поддерживающие календарь или управление задачами, требующие сравнительно сложного обслуживания, эти системы едва ли могут использоваться в качестве киосковых или применяться мобильными сотрудниками на предприятии.

Клиенты на базе Web ведущих систем обмена сообщениями, напротив, способны продемонстрировать широкий функциональный охват, который все более приближается к функциональному охвату толстых клиентов — Microsoft Outlook, например. Они подходят для различных сценариев применения, однако всегда предполагают наличие собственной инфраструктуры обмена сообщениями, поскольку являются частью таких систем, как Microsoft Exchange, Lotus Domino или Novell GroupWise.

Обычно они востребованы, когда пользователям нужен доступ ко всем функциям электронной почты, но возможность локального запуска толстых клиентов отсутствует. В случае почтового клиента на базе Web можно обойтись без локальной инсталляции, даже если (отчасти это зависит от желаемой функциональности) требуется установка локальных компонентов. Для киосковых систем и внешних сотрудников, которые, к примеру, входят в корпоративную сеть с собственных ноутбуков, такие клиенты представляют собой рациональную опцию. С ними могут работать и пользователи иных операционных систем, а не только Windows, при этом необходимо всякий раз проверять возможность работы с применяемым браузером. Lotus Domino Web Access поддерживает, к примеру Mozill, а тем самым и существенную независимость от платформы лишь начиная с версии 6.5.1.

Когда доступ не может быть произведен с собственного персонального компьютера или ноутбука, клиенты Web представляют интерес и для мобильных пользователей. Они предлагают почти такой же функционал, как и соответствующие клиенты на базе Windows — только через Web. Если сотрудник, напротив, работает на ноутбуке или ПК дома, он может использовать стандартные клиенты — Microsoft Outlook или Lotus Notes. В этом случае доступ происходит по Post Office Protocol (РОР3 — почтовый протокол) или Internet Message Access Protocol (IMAP — протокол доступа к сообщениям в Internet), через VPN либо такие протоколы, как Notes Remote Procedure Calls (NRPC — удаленный вызов процедур Notes). Использование Microsoft Outlook через POP3, к примеру, заметно эффективнее, чем доступ через клиента Web, когда в первую очередь загружаются только заголовки писем.

Вследствие отсутствия необходимости в распределении программного обеспечения у многих появляется желание полностью перейти на клиенты такого типа. Однако прежде, чем решиться на подобный шаг, надо оценить, с одной стороны, функциональность систем, а с другой — их безопасность.

Рисунок 2. Outlook Web Access убеждает благодаря своей схожести с клиентом Outlook Windows.
DOMINO WEB ACCESS

Продукт, изначально продаваемый под маркой iNotes, уже давно называется Domino Web Access (DWA). После появления на рынке он много раз перерабатывался и в последней версии — 6.5.х — стал довольно зрелым. Это выражается, в частности, в поддержке Mozilla — наряду с Microsoft Internet Explorer — в качестве браузера, а также функций шифрования и автономного сохранения данных. С решением последней задачи помогает справиться Domino Offline Services (DOLS): эта технология синхронизирует необходимые для автономного использования данные при помощи механизмов тиражирования Domino.

Клиентом предлагаются «традиционные» функции: электронная почта, календарь и списки задач. Многие параметры конфигурации могут задаваться как локально, так и централизованно. Решение поддерживает правила для обработки электронной почты и стандартные формулы отказа от ответственности для исходящих писем. Особого внимания заслуживает поддержка «шифруемых писем Notes», т. е. сообщений, зашифрованных при помощи собственных механизмов Lotus Notes/Domino, что имеет определяющее значение для интеграции клиентов в инфраструктуры Domino. Начиная с версии 7 решение должно дополнительно поддерживать безопасные/многоцелевые расширения электронной почты Internet (Secure/Multipurpose Internet Mail Extensions, S/MIME).

Domino Web Access относится к почтовым клиентам на базе Web, использование которых не предполагает значительных ограничений для пользователя. Система успешно дополняет Lotus Notes в тех областях применения, где этот продукт не оптимален.

MICROSOFT OUTLOOK WEB ACCES

Таким же зрелым выглядит и Microsoft Outlook Web Access (OWA): как видно уже по компоновке, клиент Web для Microsoft Exchange Server ориентируется на Microsoft Outlook 2003 — по крайней мере, при использовании варианта Premium. Однако последний предполагает наличие Internet Explorer 6.

В этой версии уже поддерживается S/MIME. Отдельного упоминания заслуживает аутентификация посредством NT/LAN Manager (NTLM) на сервере Exchange, которая может использоваться в локальной сети и в соединениях службы удаленного доступа (Remote Access Service, RAS). Прочие важные функции — интегрированная проверка правописания, мощные функции редактирования и действительно полные правила вплоть до автоматического извещения об отсутствии.

Безусловно, Outlook Web Access поддерживает все базовые функции — электронную почту, календарь и «задания». Обычно приложение инсталлируется при создании сервера Microsoft Exchange. Однако администратор может отказаться от установки компонента OWA, если он не нужен. Ограничением по сравнению с Domino Web Access является отсутствие возможности автономного сохранения данных, поскольку Outlook Web Access требуется соединение с сервером Exchange.

Источник: Novell
Рисунок 3. В GroupWise 7 интерфейс Web Access значительно переработан и соответствует стандартам конкурентов.
GROUPWISE WEB ACCESS

В настоящий момент GroupWise Web Access немного отстает от двух других продуктов. Лишь с появлением новой версии 7 (см. врезку «Novell GroupWise 7») ситуация должна измениться. В нем до сих пор отсутствуют такие функции, как списки контактов или примечания, причем базовые функции — электронная почта, календарь и управление заданиями — уже имеются. Впрочем, управление контактами в среде Novell может быть реализовано при помощи других интерфейсов, к примеру eGuide.

Преимущества GroupWise Web Access заключаются в широкой поддержке различных браузеров — вплоть до старых версий Netscape — и в возможности совместной работы с Microsoft Internet Information Server (IIS) и сервером Web Apache. И в этом обстоятельстве проявляется ориентация Novell на широкомасштабную поддержку гетерогенных сред.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЧТОВЫХ КЛИЕНТОВ НА БАЗЕ WEB

Критичным пунктом почтовых клиентов на базе Web является безопасность. Однако в отношении Exchange, Domino или GroupWise стоит упомянуть очень важный аспект: эти почтовые серверы обычно устанавливают непосредственно на предприятии, а не у внешних провайдеров, и сохранение почты происходит под собственным контролем. Для соединения между клиентом Web и сервером, как правило, используется протокол защищенных сокетов (Secure Sockets Layer, SSL), поэтому данные при доступе через HTTPS шифруются. Кроме того, частично реализована поддержка сквозного шифрования почты, в том числе при помощи S/MIME. С этими функциями клиенты Web уже не представляют собой огромные риски в отношении безопасности — хотя в любом случае необходимо ознакомиться с конкретными возможностями отдельных продуктов.

Мартин Куппингер — независимый автор. С ним можно связаться по адресу: redaktion@lanline.awi.de.


? AWi Verlag


Novell GroupWise 7

Во время подписания номера в печать седьмая версия Novell GroupWise находилась в фазе бета-тестирования. Среди прочих изменений в ней значительно расширена функциональность доступа через Web. Теперь одна из целей Novell — достижение как можно большего пересечения с функционалом клиента Windows. К новым функциям относятся, к примеру, автоматическое пополнение адресов электронной почты, вызов контекстных меню путем нажатия правой кнопки мыши и поддержка drag-and-drop. Несомненно, Novell идет по тому же пути, что и два его важнейших конкурента, и превращает GroupWise Web Access в полнофункционального клиента, представляющего собой реальную альтернативу клиенту Windows.