Общемировой кризис в области ИТ и телекоммуникаций, который в России оказался заметен лишь в связи с повышенным вниманием к местному рынку со стороны ведущих западных производителей, наконец-то остался в прошлом. Как отметил на презентации очередной выставки CeBIT Свен Прюзер, вице-президент ее международного отдела, по данным отчета European Information Technology Observatory (EIAT), в 2004 г. мировой рынок ИТ вырос на 4,3% по сравнению с 2003 г. — до 2160 млрд евро, а в 2005 г. ожидается его рост на 6,0% — до 2291 млрд евро. Компании начинают инвестировать средства в ИТ. Так, в 2004 г. корпоративный сектор вложил в приобретение оборудования на 2,3% больше средств, чем в 2003-м, когда инвестиции сокращались. По выражению Свена Прюзера, отрасли удалось выйти «из туннеля к свету», и процесс оздоровления необратим, а рынок ожидают годы «здорового роста».

Как видно из сопоставления данных роста рынка ИТ и корпоративных бюджетов на ИТ, корпоративный сектор по-прежнему является одной из существенных составляющих общего роста, несмотря на все больший вклад со стороны цифровой «развлекательной» техники: не случайно в рамках CeBIT ей будет отведен целый раздел экспозиции — Digital Equipment & Systems. Впрочем, два других — Business Processes и Communications — рассчитаны именно на корпоративных пользователей. Последний охватывает все виды коммуникаций — от традиционных компьютерных сетей до мобильной связи. Как отмечается в упомянутом докладе EIAT, если в 2003 г. наблюдалось падение продаж телекоммуникационного оборудования на 4,4%, то в 2004-м оборот вырос на 2,0%, а в 2005-м увеличится еще на 5%, при этом темпы роста операторских услуг остаются стабильными — на уровне 4%.

CeBIT не только служит барометром индустрии в целом, но и позволяет выяснить, как обстоят дела в различных географических регионах. В этом году Россия объявлена страной-партнером Ганноверской промышленной ярмарки (она пройдет в апреле, через месяц после CeBIT). Как обещают организаторы, выставку откроют Герхард Шрёдер и Владимир Путин. Подобное признание нашей страны как торгово-экономического партнера еще отчетливее оттеняет ее скромную роль в области ИТ на мировом и европейском рынке. Нельзя сказать, что российское присутствие незаметно: русскую речь во время CeBIT приходится слышать часто, но замечаем это только мы, носители языка. Лучшего всего место отечественной ИТ-индустрии характеризует неизбывная «жилищная» проблема: российские экспоненты занимают восьмое или девятое место по числу участников, но по арендуемой площади находятся почти в конце списка. Поэтому тема «Станет ли Россия ведущей ИТ-державой?», которую, например, в рамках семинара «Государство, общество, бизнес и ИТ» планируется обсудить на факультете бизнес-информатики Высшей школы экономики, представляется пока необоснованно амбициозной. И высокие темпы роста рынка ИТ в России по сравнению со многими развитыми странами отнюдь не свидетельствуют о его благополучии, — какое уж тут благополучие, если у производителей нет средств на приобретение собственного стенда.

Так у кого, спрашивается, кризис? Как шутили в советские времена по поводу загнивающего капитализма, нам бы так.