Эффективно организованное рабочее место должно обеспечивать гибкое изменение и расширение функций для выполнения именно тех задач, которые стоят перед пользователем. Этот принцип нашел отражение в концепции тонких клинтов.

За последнее десятилетие мир компьютерных технологий кардинально изменился. Не перечисляя всех этапов его развития, отметим лишь одну веху: переход от централизованной архитектуры мэйнфреймов (с поддержкой многопользовательского доступа к ресурсам) к распределенным вычислениям и клиент-серверной архитектуре. Массовое производство персональных компьютеров, бурный рост локальных сетей, появление новых типов приложений с выходом в Internet — все это потребовало адекватных процессорных мощностей, ресурсов памяти, обновления программного обеспечения, инструментальных средств и привело к резкому сокращению срока эксплуатации уже установленной компьютерной техники по причине ее морального износа. Платой за стремительный прогресс стали значительные инвестиции, серьезная угроза нарушения безопасности при доступе к информации, а также необходимость регулярной настройки и обновления программного обеспечения на персональных компьютерах, резервного копирования клиентских файлов и восстановления после сбоев. К тому же, по сравнению со стоимостью централизованных вычислений, новый архитектурный подход резко повысил величину затрат на эксплуатацию инфраструктуры ИТ.

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

В поисках выхода пришлось вернуться к истокам, но, как диктуют законы диалектики, на новом историческом витке. По аналогии с многопользовательской технологией для текстовых терминалов в среде мэйнфреймов, клиент-серверную распределенную архитектуру было предложено превратить в централизованную схему вычислений в соответствии с концепцией тонкого клиента. Суть этой гибридной идеи состоит в размещении системного ПО, пользовательских приложений и данных на центральном сервере, доступ к которому с рабочих мест осуществляется через типовой интерфейс. Приложение запускается на сервере и работает со скоростью сервера, а клиентское устройство служит только для отображения результатов выполнения приложения и ввода информации посредством клавиатуры и мыши.

Создатели первых тонких клиентов добивались достижения главной цели: предоставить пользователю необходимый минимум средств с ограничением его возможных действий рамками предписанных обязанностей, обеспечив централизованный, в том числе удаленный, контроль его рабочего места. Поскольку приложения выполняются на сервере, все обновления программного обеспечения производятся централизованно, модернизировать каждый компьютер по отдельности не надо, в результате сама собой отпадает необходимость производить на рабочем месте какие-либо настройки. Линии связи используются только для передачи команд клавиатуры и мыши и изменений на экране пользователя, поэтому требования к пропускной способности резко снижаются. Все данные также хранятся централизованно, что существенно улучшает возможности по организации их защиты и значительно упрощает процедуру резервного копирования. В любой момент времени администратор может получить отображение экрана пользователя на своей консоли. Для повышения уровня безопасности на стороне клиента могут применяться дополнительные средства обороны от несанкционированного доступа — смарт-карты, токены, устройства ввода биометрической информации. Да и защиту от вирусов гораздо проще организовать централизованно.

Концепция тонкого клиента подразумевает программную и аппаратную составляющие. Классическим вариантом программной реализации является размещение программных приложений Windows на центральном сервере, где установлены ОС Microsoft Windows и Citrix MetaFrame. Аппаратная часть делится на три составляющих: серверная, коммутационная и клиентская. Их описанию посвящена следующая статья.

Программная часть тонкого клиента представлена продуктами компаний Citrix Systems и Microsoft (что характерно, их главные идеологи и разработчики начинали трудовую биографию в IBM). Ряд небольших компаний занимается разработкой расширенных функций терминального сервиса Microsoft исключительно на клиентской стороне. Объясняется такая ситуация очень просто — контракт на разработку терминального сервиса Microsoft заключила только с компанией Citrix Systems.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Первоначально архитекторы Citrix Systems задумали реализовать многопользовательский терминальный сервис в популярной среде Microsoft — операционной системе OS/2. Получив лицензию на исходный код этой ОС у компании Microsoft, разработчики Citrix Systems изменили его, и в 1990 г. выпустили многопользовательскую операционную систему, назвав ее WinView.

В 1995 г., после получения лицензии на Windows NT Server, Citrix Systems выпускает на рынок свой ключевой продукт — многопользовательскую систему WinFrame для NT 3.15. Быстро завоевав симпатии пользователей, WinFrame способствовал росту продаж операционной системы благодаря расширению ее функциональности, на что Microsoft не могла не обратить внимания. В соответствии с практикой покупки стратегических продуктов у сторонних компаний, Microsoft в 1997 г. приобрела у компании Citrix Systems ядро этой многопользовательской системы — соответствующий сервис вошел в состав Windows NT 3.51 под названием Multiwin (терминальный сервис для серверов Windows).

Одновременно с получением лицензии на Multiwin Microsoft подписала с Citrix Systems соглашение о дальнейшей совместной разработке программного обеспечения. Следующую версию ОС Windows NT 4.0 компания Microsoft выпускает уже как отдельный продукт с собственными службами терминального сервиса. Терминальная версия Windows NT 4.0 получает название Terminal Server Edition (TSE). Таким образом, в 1998 г. Microsoft представила две отдельные версии продуктов — однопользовательскую Windows NT 4.0 и, при участии Citrix Systems, многопользовательскую Windows NT 4.0, TSE. Начиная с Windows 2000 терминальный сервис стал неотъемлемой частью серверов Windows и как терминальная версия не выделяется. При ее установке в ответах на вопросы достаточно отметить соответствующие поля, и серверная ОС становится многопользовательской.

В свою очередь Citrix Systems сосредоточилась на расширении функций терминального сервиса Microsoft. Соответствующий продукт Citrix Systems называется MetaFrame. Первое терминальное расширение Citrix MetaFrame было реализовано для Windows NT 4.0, TSE. Однако уже 2000 г. ознаменовался выходом MetaFrame для серверов UNIX: IBM AIX, Sun Solaris и HP-UX. Начиная с 2001 г. Citrix Systems представляет новый продукт MetaFrame XP (комбинация букв XP никак не связана с ОС Windows XP, на тот момент это было просто модное название).

Терминальный сервис Microsoft предоставляет минимальный набор функций доступа. Его можно установить либо в режиме администрирования с доступом не более двух человек, либо в специальном режиме Application Mode для запуска приложений, в многопользовательской среде. Если для решения определенных задач предоставляемого этими службами базового функционала не хватает, то на помощь приходит Citrix MetaFrame XP.

Специфика Microsoft состоит в том, что компания не заинтересована в разработке клиентов для других ОС, в частности для ОС Linux или UNIX. За одним исключением — недавно появились клиенты для Macintosh. А вот решение Citrix MetaFrame XP поддерживает работу в терминальном режиме практически с любого клиентского устройства, на любой платформе и по любым каналам связи.

ЛОЗУНГИ ОБЯЗЫВАЮТ

В настоящее время Citrix Systems выпускает терминальный сервис как для серверов Windows, так и UNIX. Но если серверы Microsoft изначально разрабатывались как однопользовательские ОС, то и UNIX, и Linux с самого момента своего создания были многопользовательскими системами. Вот почему для написания продуктов, расширяющих функциональность операционных систем UNIX, не требуется никаких специальных контрактов на их использование.

Основной комплект продуктов Citrix Metaframe Access Suite служит для организации доступа к серверам Windows и UNIX. Этот программный пакет поддерживает единую инфраструктуру доступа и реализует концепцию «предприятие по запросу». В марте этого года компания Citrix Systems объявила о новой стратегии: отныне вся последующая продукция Citrix будет интегрирована с комплектом Citrix MetaFrame Access Suite. Все, входящие в него продукты, дополняют друг друга и все, кроме Citrix MetaFrame Conferencing Manager, сохраняют возможность функционировать самостоятельно.

Ключевым продуктом этого комплекта для доступа к приложениям Windows является Citrix MetaFrame Presentation Server. Как видно из названия, терминальный сервер превратился в сервер презентаций. Он предоставляет возможность доступа не только к приложениям, но и ко всему контенту, страницам Web. Доступ к серверам UNIX обеспечивает Cirtix MetaFrame Presentation Server for UNIX, он поставляется в виде отдельных дистрибутивов для трех серверных операционных систем UNIX: HP-UX, Sun Solaris и AIX. (О других продуктах комплекта Citrix MetaFrame Presentation Server — см. врезку «Дополнительные возможности».)

В основу своих разработок компания Citrix Systems положила следующий принцип: доступ с любого устройства по любой линии связи к любому приложению.

Что касается «любого приложения», то серверы приложений в контексте концепции Citrix Systems могут использоваться в гетерогенных средах — это могут быть практически все приложения Windows, UNIX, DOS. Правда, для ОС Linux терминальный сервер Citrix не создан, но существует клиентская часть. На сервере могут поддерживаться службы каталогов Active Directory, Windows NT Domain, Novell NDS.

«По любой линии связи» означает, что канал передачи данных может быть практически любым (локальная сеть, глобальная сеть, Internet, модемное коммутируемое соединение, выделенный канал или беспроводное соединение), а сама передача осуществляется по любым протоколам (T-1, T-3, X.25, ISDN, frame relay, ATM и др.), включая протоколы передачи по сотовой связи. У клиента Citrix невысокие требования к пропускной способности канала передачи данных — всего 20 Кбит/с, поскольку передаются не данные, а лишь образ экрана, причем не весь, а только изменения, вызванные нажатием клавиш или перемещением мыши. Такой трафик способен пропустить любой модем. По одному каналу могут асинхронно работать несколько пользователей, поэтому требования снижаются примерно до 10 Кбит/с на одного пользователя. Впрочем, требования к каналу связи варьируются в зависимости от самого клиента и типа приложения, с которым он работает.

Говоря «с любого устройства», имеют в виду, что размещенные на сервере приложения доступны с каждого клиентского устройства. Клиенты написаны практически для всех ОС — для DOS, UNIX, Linux, Mac OS, всех версий Windows, начиная с серии Windows 3.1 и заканчивая Windows XP, — всего более 20 клиентов (например, есть клиент для операционной системы коммуникатора Nokia 9210). Таким образом, с сотового телефона можно получить доступ к серверам Windows и UNIX, а затем работать с приложениями так же просто и быстро, как при реальной передаче трафика по сети.

ПРОТОКОЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Microsoft приобрела у Citrix Systems только технологию Multiwin, но не протокол взаимодействия между сервером и клиентом (Independent Computing Architecture, ICA). Поэтому в дальнейшем специалисты Microsoft разработали собственный протокол удаленного рабочего места (Remote Desktop Protocol, RDP). Оба протокола работают на презентационном уровне и реализуют примерно одинаковые функции. Вся логика приложений запускается на сервере, от клиента к серверу передаются движения мыши или нажатие клавиш на клавиатуре, а обратно — реакцию на эти движения (обновления экрана). Протокол ICA работает на предпоследнем, шестом, уровне модели OSI, а в качестве четвертого транспортного уровня он использует протоколы TCP/IP, IPX/SPX (Novell) и NetBIOS (Microsoft). Для протокола RDP транспортным протоколом является только TCP/IP. Отчасти данное отличие связано с тем, что Citrix Systems стремилась охватить как можно более широкий сегмент рынка, а перед Microsoft стояла несколько иная задача. В 2003 г. Microsoft выпустила RDP для серверов Windows 2003.

С самого начала ICA разрабатывался в расчете на каналы с небольшой пропускной способностью. Он сжимает в максимально возможной степени большое количество цветов, звук и различную служебную информацию с целью ее скорейшей передачи. ICA способен динамически регулировать коэффициент сжатия в зависимости от производительности сервера (при большей загрузке процессора этот параметр выше). Одно из удачных усовершенствований протокола ICA — технология «быстрого экрана» (speed screen), благодаря которой удается существенно снизить задержки за счет использования интеллектуальных агентов, работающих «на опережение» команды ввода текста. Кроме того, для увеличения производительности ICA реализована технология кэширования изображений, что позволяет, в частности, не запускать всякий раз графическое изображение на странице портала, а хранить его в быстрой памяти.

Какой протокол работает быстрее, сказать трудно, поскольку и тот и другой постоянно развиваются, а независимых тестеров не существует. Разница в их производительности зависит от различных факторов: например, от той части экрана, где происходят изменения, либо от типа исполняемого приложения.

ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ

Каковы же совокупные затраты владения (Total Cost Ownership, TCO) при внедрении архитектуры тонкого клиента? Термин «совокупные затраты владения» — такой перевод представляется более точным, чем обычно используемый «общая стоимость владения», — включает стоимость приобретения решения и его эксплуатации на протяжении определенного периода времени. Тонкий клиент относится к затратной части в статье бюджета подразделения ИТ, причем первоначальные затраты могут оказаться выше по сравнению с использованием традиционной распределенной архитектуры вычислений. Но решение эффективно окупается в процессе эксплуатации. И чем больший интервал времени рассматривается при расчете затрат на эксплуатацию, тем нагляднее становятся преимущества «тонкого подхода» к клиенту. Практика показывает, уже через пять лет затраты на поддержание инфраструктуры могут оказаться на 70% ниже, чем если бы подобное решение не внедрялось. К сожалению, добиться немедленной экономии затрат с помощью этого решения не удастся, поэтому его применяют только те, кто просчитывает свои инвестиции на долгий срок.

На Западе есть определенные нормы — один администратор должен обслужить 40 пользователей в нетерминальном режиме или 160 в терминальном. При одинаковой зарплате получается экономия в четыре раза. В России нормы труда на компьютерную технику не успели сформироваться ввиду развала базы стандартизации в период становления компьютерного рынка. К тому же в нашей стране и экономические закономерности несколько иные, хотя бы потому, что у администраторов другой уровень зарплат. Но все равно применение тонких клиентов позволяет переключить администраторов на решение других задач, на которые раньше у них не хватало времени. Когда заходит речь об экономическом обосновании, Citrix Systems применяет другую методику — подсчет затрат на cовокупное владение приложением (Total Cost of Application, TCA).

На сайте Citrix Systems этот подсчет выполняется автоматически — в полном и сокращенном варианте (в зависимости от того, какие приложения и сетевое оборудование будут использоваться, сколько составляет зарплата администратора). Расчет делается на три года. Предлагается и более сложный метод с большим количеством параметров. Например, в нем учитываются такие факторы, как стоимость всего оборудования и стоимость трафика передачи данных.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Стоимость лицензии зависит только от количества подключаемых пользователей. Продукты Citrix Systems можно устанавливать на любое количество серверов, система следит лишь за тем, сколько пользователей данной организации одновременно работает с серверами. 20 пользователей — минимальный порог вхождения, хотя есть одно исключение — начальный пакет Starting System с пятью пользовательскими лицензиями и возможностью установки только на одном сервере. Лицензии можно докупать пакетами для 5, 10, 20 и 50 одновременно работающих пользователей. Лицензии возвращаются в общий пул при завершении сеанса, а, кроме того, администратор может привязать их к конкретному серверу. Это делается, чтобы обеспечить постоянный доступ некоторой категории пользователей к ключевым приложениям, размещенным на сервере.

Надо иметь в виду, что при установке Citrix MetaFrame XP Presentation Server требуется приобрести еще две лицензии: серверную лицензию Microsoft и CAL/TS CAL. Последняя представляет собой лицензию доступа (Client Access Licence, CAL) или терминальную лицензию (Terminal Service CAL, TS CAL).

ТИПЫ ПОСТАВОК

Поставка Citrix MetaFrame Access Suite осуществляется в трех вариантах: XPS (Standard), XPA (Advanced), XPE (Enterprise). Стандартная базовая редакция XPS рассчитана на предприятия, где надо развернуть всего лишь несколько серверов, никак не связанных друг с другом. Расширенная редакция XPA включает полный функционал XPS и такую дополнительную возможность, как балансировка нагрузки серверов. Например, приложения Word можно установить на два сервера и задать правила, в соответствии с которыми будет определяться, какой из них будет менее загружен. В качестве меры может использоваться, в частности, степень загрузки центрального процессора. Если окажется так, что на одном сервере процессор загружен на 20%, а на другом — на 90%, то система динамически перераспределит нагрузку между серверами. Но такая проверка проводится только при открытии сеанса. При изменении нагрузки в процессе работы никакого переключения производиться не будет. Самый обширный функционал имеет корпоративная редакция XPE для предприятий с десятками и сотнями терминальных серверов, куда помимо функционала XPA включен ряд инструментов в помощь администратору Citrix, чтобы он мог удобно управлять фермой из сотни терминальных серверов.

Функциональные возможности терминальных служб Windows NT 4.0, Windows 2000 Terminal Server, Windows .Net Terminal Server, а также второй версии интегрированного пакета для терминальной работы MetaFrame XP for Windows приведены в Таблице 1.

Политике продаж продуктов Citrix Systems и изменениям в программе обучения и сертификации специалистов посвящены врезки «В кругу партнеров Citrix Systems» и «Предъявите билет».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Только на первый, поверхностный, взгляд концепция тонкого клиента — философия для бедных, поскольку для его применения не нужно мощного ПК. Такое понимание представляется ошибочным. Данный подход решает сразу столько проблем, что при более близком рассмотрении становится понятно: основной круг потребителей — это солидные компании, нацеленные на долгосрочное ведение бизнеса. Перечисленные функциональные возможности Citrix MetaFrame Access Suite — лишь верхушка айсберга. Чтобы обосновать необходимость его применения, надо подробно выяснить, какие проблемы данному заказчику предстоит решить.

В условиях растущей экономики появляется масса приложений. Без технологии тонкого клиента трудно представить эффективную организацию работы сети магазинов, когда при большом ассортименте особенно важно поддержание актуальной информации и оперативное принятие решения о дополнительной закупке нового товара. На начальной стадии развития бизнеса технология позволяет эффективно организовать работу в удаленных офисах и площадках по коммутируемым соединениям либо с помощью выделенного канала. Это значительно дешевле, нежели устанавливать серверы в каждом из филиалов и нанимать администратора. Для компаний с развитой инфраструктурой предоставляется удобный инструментарий управления, высокий уровень соблюдения политики безопасного доступа и способ значительной экономии в течение длительного времени. В России эти продукты востребованы в солидных организациях — банках, нефте- и газодобывающих компаниях.

Реализованная программно, технология тонкого клиента существенно повлияла на развитие аппаратной части.

Наталья Жилкина — научный редактор «Журнала сетевых решений/ LAN». С ней можно связаться по адресу: nzil@lanmag.ru.


Дополнительные возможности

Помимо базовых продуктов Cirtix MetaFrame Presentation Server для Windows и UNIX, комплект Citrix Access MetaFrame Suite включает еще три дополнительных.

Первый, Citrix MetaFrame Secure Access Manager, обеспечивает безопасный, в том числе удаленный, доступ ко всем типам приложений, включая приложения Web. Потребность в этом продукте возникла в связи с увеличением в последнее время спроса на портальные приложения. Secure Access Manager представляет собой развитие Citrix NFuse — системы доступа через портал Web. NFuse создает страницу Web, при входе на которую запрашивается имя пользователя и его пароль для авторизации. Только после проверки прав доступа менеджер отображает опубликованные на его серверах приложения — те, на которые имеются права. Тем самым NFuse предоставляет возможность доступа внутри сети Intranet либо вне локальной сети.

Когда пользователь работает не за своим компьютером, например в командировке, у него может быть только браузер Web. Тогда при наборе адреса страницы загружается виртуальный клиент в виде апплета Java (если, конечно, такая возможность поддерживается пользовательским устройством), и на время сеанса он заменяет полноценного клиента Citrix. Это решение ориентировано на использование в таких приложениях, как, например, Internet-кафе, где запрещены какие-либо инсталляции. Предположим, какой-то сотрудник уезжает в командировку, и оттуда ему в оперативном режиме нужно получить доступ к конфиденциальной информации своей компании (например, к прайс-листу). При этом, если доступ осуществляется с чужого компьютера, на нем не должно остаться никакой информации. После обращения на портал своей компании и авторизации через Internet пользователь может загрузить в качестве клиента на текущий сеанс апплет Java. Таким образом, информация не перекачивается, транслируется лишь образ экрана, а на клиенте по завершении сеанса ничего не остается.

Citrix MetaFrame Secure Access Manager может использоваться по-разному, в зависимости от настроек и круга решаемых задач: в частности, он может пригодиться и тогда, когда пользователю понадобится контент других имеющихся в организации приложений — часть страницы Web данного предприятия или фрагмент результатов запроса бизнес-приложения. Например, начальник отдела кадров в динамической части этой страницы будет видеть информацию о том, сколько сотрудников пришло на работу, сколько опоздало.

Сitrix MetaFrame Secure Access Manager предусматривает дополнительные меры безопасности, в том числе при работе через Internet. В частности, он позволяет миновать proxy-сервер, обеспечивая безопасную передачу данных с помощью системы разрешений и кодирования SSL. Сам по себе протокол ICA поддерживает шифрование до 128 бит. Пороги шифрования можно выставлять от 0 до 128 бит. Кодирование SSL подразумевает, что, во-первых, правила шифрования меняются (настраиваются), а во-вторых, по аналогии с VPN адресуется конкретный пользователь.

Второй дополнительный продукт из пакета Citrix MetaFrame Access Suite — Citrix MetaFrame Conferencing Manager. Он позволяет совместно обрабатывать документы, например создавать конференции. Но принципы его работы не имеют ничего общего с видеоконференц-связью. Передача видеоизображения предполагает широкие каналы передачи данных, в то время как основной принцип Citrix Systems — обеспечение работы практически по любым каналам. Когда-то в Citrix Systems разрабатывался собственный продукт — VideoFrame, и накопленные наработки в области сжатия динамических изображений пригодились при разработке основного продукта — Citrix MetaFrame Presentation Server.

Главный акцент Citrix MetaFrame Conferencing Manager — одновременная работа над документом, правила работы с которым настраиваются в конференции: различным участникам конференции администратор может предоставить разные права. Кто-то будет находиться в роли наблюдателя, а кто-то активно работать. Всем потенциальным участникам рассылается извещение о том, какой документ и в какое время будет разрабатываться.

Третий дополнительный продукт в составе Citrix MetaFrame Access Suite — Citrix MetaFrame Password Manager. Как видно из названия, он предназначен для управления паролями. Чтобы пользователь мог начать работать, ему надо авторизоваться — ввести имя и пароль. Но всякий раз, когда этот же пользователь запускает очередное приложение, ему опять требуется ввести имя и пароль, причем они могут быть уже другими. Безопасная организация тонкого клиента позволяет указать на сервере все имена и пароли доступа этого пользователя к приложениям. Так существенно экономится время на большом предприятии, где много пользователей, и у каждого есть свой пароль на каждое приложение. Password Manager ведет базу паролей данного пользователя и сам подставляет их при обращении к конкретному приложению.


Ресурсы Internet

Подробная информация о терминальных службах Microsoft размещена на сайте компании http://www.microsoft.com.

Информацию о продуктах, решениях и технологиях Citrix Systems на английском языке вы найдете на сайтe http://www.citrix.com и http://www.thecitrixexperience.com.

Набрав адрес: http://www.citrix.ru, вы попадете на сайт компании OLLY, ведущего дистрибьютора компании Citrix Systems в России и странах СНГ.

Компания Citrix Systems организовала выпуск ежемесячного информационного бюллетеня http://www.citrixnews.ru, в котором сообщаются региональные новости. С этого же сайта можно загрузить клиента Citrix ICA и получить полное собрание электронных документов на продукты Citrix. В дополнение к региональным бюллетеням существует англоязычная версия региональных новостей Citrix http://www.citrixnews-ee.cz.

Информация о перечне курсов по обучению продуктам и технологиям Citrix Systems размещена на сайтах факультета переподготовки специалистов Санкт-Петербургского Государственного университета http://www.avalon.ru и учебного центра компании SoftLine http://www.softline.ru/education.

Информация о расписании курсов, графике экзаменов и условиях сертификации в ближайшее время будет размещены на сайте http://www.citrix.com/edu.


В кругу партнеров Citrix Systems

Общая политика продаж продуктов Citrix Systems через канал Cirtix Solution Network распространяется и на Россию. В каждой группе стран Citrix Systems выбирает дистрибьютора, в задачу которого входит организация партнерской сети. В России и странах СНГ у компании Citrix Systems два дистрибьютора: компания OLLY и LANIT Distribution. В ноябре этого года компания Citrix Systems объявила компанию OLLY самым быстрорастущим дистрибьютором в Центральной и Восточной Европе. Престижная награда вручена представителям компании OLLY на прошедшей в ноябре в Будапеште дистрибьюторской конференции Citrix.

Два системных интегратора — BCC (специализируется на крупных проектах) и компания SoftLine (специализируется на выполнении проектов и массовой поставке коробочных решений) — имеют статус Citrix Gold Solution Provider. В число имеющих статус Citrix Silver Solution Providers входят компании Lanit Systems, WIAT Info, SoftIntegro.

Первый авторизованный учебный центр компании Citrix Systems открылся в Санкт-Петербурге на базе факультета повышения квалификации Государственного Политехнического университета. В начале сентября нынешнего года учебный центр компании SoftLine первым в Москве реализовал новое направление: курсы для системных администраторов и менеджеров проектов по Citrix MetaFrame XP. Обучение на этих курсах позволяет подготовиться к сдаче экзаменов на сертификат Citrix Certified Administrator (CCA) и Citrix Certified Enterprise Administrator (CCEA).

Корпоративная лицензионная программа Citrix Systems предполагает выполнение некоторых требований; минимальный порог подключения пользователей, преодоление которого позволяет получить определенные скидки, составляет 375 пользователей. Следующие планки: 450, 1500, 6000 пользовательских лицензий. Тот факт, что в России уже появился спрос на лицензии для 450 и выше пользователей, свидетельствует о растущем интересе к данной технологии.

В настоящее время во всем мире более 50 млн пользователей из более чем 120 тыс. компаний используют в своей работе пакет программных решений Citrix Metaframe Access Suite. В число клиентов Citrix входят все 100% компаний из рейтингового списка Fortune 100, 99% из списка Fortune 500 и 92% из списка Fortune Global 500.


Предъявите билет

Объявление в марте 2003 г. новой стратегии — интеграции всей вновь выпускаемой компанией Citrix Systems продукции с комплектом Citrix MetaFrame Access Suite — повлекло за собой модернизацию программ сертификации и, соответственно, обучения технических специалистов и специалистов по продажам продуктов Citrix Systems. Изменения, о которых было официально объявлено 2 декабря 2003 г., касаются организации обучения и сертификации специалистов по всем продуктам и технологиям MetaFrame Access Suite: Citrix MetaFrame Presentation Server, Citrix MetaFrame Secure Access Manager, Citrix MetaFrame Password Manager и Citrix MetaFrame Conferencing Manager. Новая программа предоставляет дополнительные возможности по выработке навыков работы с отдельными продуктами Citrix, позволяя сконцентрировать внимание на новейших версиях именно тех продуктов, которые представляют для заказчика наибольший интерес.

Сертификация Citrix Certified Administration (CCA) и Citrix Certified Enterprise Administrattor (CCEA) предназначена для технических специалистов: сетевых администраторов, консультантов, системных инженеров и аналитиков. Новая система получения сертификатов CCA и CCEA подразумевает прохождение предварительного отборочного тура на знание продуктов MetaFrame Secure Access Manager или MetaFrame Password Manager, а также MetaFrame Presentatin Server. Соискателям на получение сертификатов для подготовки к экзаменам рекомендуется пройти специальный курс обучения под руководством инструкторов. Курс для подготовки к отборочному туру включен в программу дистанционного обучения eLearning.

Сертификация Citrix Certified Sales Professional (CCSP) ориентирована на специалистов по продажам продуктов и технологий Citrix. Для этой категории специалистов предусмотрена серия тренингов в рамках программы eLearning, на которых изучается специфика продаж и позиционирования пакета MetaFrame Access Suite, основы организации сетевой инфраструктуры и способы выбора экономичных решений. В рамках программы eLearning специалисты CCSP могут также пройти обучение в дистанционном формате по продуктам пакета MetaFrame Access Suite, остановив свой выбор на любых двух из четырех его продуктов.