Благодаря революции IP мы потеряли не только деньги: мы потеряли перспективу.

Возможно, меня обвинят в политической некорректности. Помните новую экономику? Я предлагаю ее переименовать в «голую экономику» в честь героя сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля». А также ответить на вопрос, который пресловутый король наверняка задал себе после того, как обнаружилось отсутствие одежды: «Что же теперь делать?» Новая экономика была нацелена в будущее под знаком Internet и IP. Какие же технологии окажутся «у руля» теперь, когда Уолл-стрит разглядел эту «наготу»?

Самая первая и самая главная — АТМ. На протяжении двадцати лет АТМ был краеугольным камнем в международных стандартах, которые определяли многосервисную архитектуру. Он пригоден как для голоса, так и для данных — это признают и провайдеры, и конечные пользователи. АТМ любят региональные операторы Bell, а инвестиции RBOC в модернизацию широкополосных устройств доступа сигнализируют о том, что телекоммуникационная отрасль начала выходить из кризиса. Посчитайте количество установленных пограничных устройств доступа АТМ в США, и у вас получится не меньше 100 000 удаленных концентраторов, 15 000 коммутаторов на телефонных узлах, 6000 тандемных/региональных коммутаторов и 100 000 000 пограничных устройств АТМ — и это только в США.

Да, я знаю, что АТМ теперь не так привлекателен, но еще в 1990-х средствам массовой информации и читающей публи-ке — т. е. нам с вами — эта технология нравилась. Пришла пора научиться любить ее снова.

Второй претендент? Многопротокольная коммутация меток (Multipro-tocol Label Switching, MPLS) и Форум по мультисервисной коммутации (Multiservice Switching Forum, MSF). Успех пришел к MPLS, поскольку передача данных — это передача пакетов, а она позволяет быстро их коммутировать. Проблема в том, в какой мере удастся выполнить обещания, данные в определяющих ее документах, — о создании работоспособной сети передачи данных вне зависимости от протоколов маршрутизации и процессов управления. MSF исповедует те же принципы. Но, к сожалению, до последнего времени MPLS делала один большой шаг навстречу маршрутизаторам IP и всего лишь крошечный шажок во исполнение своей обещанной глобальной миссии.

Кто же третий? Это унифицированный обмен сообщениями. Сейчас у нас слишком много информационных приложений и каналов, а раздробленность на отдельные составляющие снижает уровень отдачи от каждой из них и общую выгоду в целом. И производители, и операторы ищут способы объединить эту массу принимающих устройств и упорядочить коммуникационные каналы.

Этот рынок привлекает реальной возможностью получить неплохую прибыль. Доход от голосовых услуг ожидается от таких вспомогательных функций, как голосовая почта, предоплаченные телефонные карты и т. д. Унифицированный подход к обработке голоса и данных увеличивает финансовый поток от применения этих возможностей, позволяет оператору быстрее получить отдачу от вложенных средств и, как следствие, ведет к росту продаж оборудования.

Не забудем и о коммутаторах сервисов. Эти устройства разбивают поток IP на части, с учетом конкретных приложений, которые маршрутизатор обрабатывает в соответствии с заданными инструкциями. Именно они и есть тот самый ключ к «премиальным» услугам на базе IP. Но те же самые устройства должны обрабатывать и «отличный от IP трафик». С появлением сетей доступа АТМ можно ожидать увеличения продаж услуг АТМ, в том числе и доставки аудио- и видеоданных в виде ячеек АТМ, а не только пакетов IP. Т. е. коммутатор сервисов должен представлять собой нечто большее, чем пограничное устройство IP.

И, наконец, управление услугами. Оно обычно рассматривается как высший уровень модели в международных стандартах управления сетью.

На самом деле все не совсем так. Услуги — это то, что мы покупаем у провайдеров услуг, и именно на управлении ими должно быть сконцентрировано основное внимание. Управление услугами не должно выходить на уровень консоли управления отдельными устройствами — оно осуществляется прежде всего для развития бизнеса, и только потом система управления запустит устройства на нижележащих уровнях в случае необходимости. Сегодня этот подход находит все больше последователей, и он, в конечном итоге, способен породить программный бизнес, измеряемый в десятках миллиардов долларов.

Ну а что же IP? То, что мы называем Internet, станет базисом для приложений, от которого будет зависеть потребление услуг передачи голоса, данных и видео уже сейчас и в будущем.

Модернизация ПК и программного обеспечения в результате распространения широкополосного доступа круто изменит и тот и другой бизнес и принесет сверхприбыль «игрокам» рынка, но она также изменит и наше делопроизводство, управление и даже те развлечения, к которым мы привыкли. Мы сделали ошибку, когда думали, что IP в качестве приложения клиент-сервер обязательно подразумевает полное отсутствие в сети всего, что отличается от IP.

Операторы и конкуренция? Магистральная инфраструктура общедоступной сети — поле деятельности для гигантов, и именно там их место. То же самое характерно для автомобильной индустрии, а ведь миллиарды долларов получают на продаже товаров для машин. И на этих рынках в роли главных игроков, как правило, выступают отнюдь не производители автомобилей. То же самое ожидает сети: конкуренция будет нарастать в области услуг, начиная с унифицированных сервисов обмена сообщениями и премиальных услуг на базе IP и передачи данных вплоть до аренды приложений, хранилищ информации, информационного наполнения и всего остального. Все это появится, но не через пару лет. Отрасль плохо спланировала свой рынок, и, к сожалению, многие выйдут из игры, не дождавшись вознаграждения.

Конечно, все это можно было предвидеть в 1998 г. Поэтому сейчас надо попытаться не отклониться от верного пути в угоду маркетинговым вымыслам. Мы живем в реальном мире, и в нем требуются реальные сети.

Том Нолле — президент CIMI, консалтинговой компании в области стратегического планирования. С ним можно связаться по адресу: tnolle@cimicorp.com.