Как пишет в статье «Голос по Х» Павел Иванов, IP-телефония — далеко не лучшее с технической точки зрения решение по сравнению с другими способами пакетной передачи речи, в частности с VoATM. Однако помимо технического превосходства многое определяется конъюнктурой рынка, и здесь VoATM, не говоря уже о VoFR, не могут тягаться с VoIP. Впрочем, что касается АТМ, то в судьбе этой технологии не все так ясно, как казалось еще недавно. По мнению Тома Нолле, которое он высказывает в заметке «Переопределяя «новую эпоху», для ATM наступает эпоха Ренессанса, и он будет играть одну из ведущих ролей в эру пост-dot-com.

Как бы то ни было, IP-телефония претендует на большее, нежели первенство среди пакетных технологий, намереваясь составить конкуренцию традиционным технологиям коммутации каналов. Почва для этого в виде стандартов уже подготовлена. Однако для победы одного такого преимущества, как дешевизна, недостаточно.

О дешевизне стоит сказать несколько слов особо. Хотя в качестве стратегического преимущества IP-телефонии рассматриваются поддержка разнообразных сервисов и интеграция передачи речи и данных, возможность сделать почти бесплатный звонок остается главным стимулом для ее внедрения, во всяком случае в России. Так что третий этап в эволюции IP-телефонии, о котором рассказывается в статье Виктора и Натальи Олифер «IP-телефония в глобальном масштабе», может наступить очень нескоро. Здесь положение чем-то напоминает ситуацию с мобильной связью третьего поколения: да, третье поколение обеспечивает поддержку разнообразных сервисов, но реального спроса на них пока нет.

До сих пор, говоря об IP-телефонии, я имел в виду IP-телефонию в общедоступных сетях. Что касается ее применения в корпоративных сетях, то в них подобное решение обходится пока существенно дороже традиционных — 780 против 490 долларов в расчете на один телефонный аппарат, по данным Frost&Sullivan. Однако помимо экономии на оплате услуг связи такое решение позволяет предоставлять клиентам новые виды услуг, как о том свидетельствует проект, описываемый Аланом Джошем в статье «IP приходит в банк». То, что финансовое учреждение рискнуло установить у себя систему IP-телефонии, свидетельствует о ее достаточной зрелости и надежности.

Несомненно, IP-телефония переживает сейчас настоящий бум. Как бы скептически крупнейшие поставщики традиционных УАТС ни относились к IP-телефонии, все они за последний год выпустили соответствующие продукты либо в виде отдельных устройств, либо в качестве дополнения к имеющимся. Все это напоминает ситуацию вокруг того же ATM, когда все основные производители сетевого оборудования считали своим долгом предложить устройства с соответствующими интерфейсами, а впоследствии многие были вынуждены отказаться от их поддержки.

Хочется надеяться, что IP-телефонию не постигнет та же судьба. К сожалению, у нее много своих внутренних проблем, в частности отсутствие единого стандарта (помимо нескольких версий H.323 на сцену выходят новые протоколы, такие, как MEGACO и SIP). Впрочем, прогнозы американских аналитиков весьма оптимистичны: так, по данным той же Frost&Sullivan, к 2005 г. коммуникационным системам на базе IP будет принадлежать 50% рынка офисных и учрежденческих телефонных станций.