Способы дистанционного оповещения о критических событиях в компьютерных системах.

Несколько лет упорного труда -

десять тысяч лет счастья.


Мао Цзэ-Дун

Одной из важнейших обязанностей администратора (системного, сетевого, резервного копирования, баз данных и т. д.) является поддержание подведомственной ему системы в работоспособном состоянии. Но чтобы выполнять эту функцию, администратор должен быть в курсе всех основных событий, происходящих внутри системы, в особенности тех, которые относятся к разряду критических и аварийных.

Когда администратор находится на своем рабочем месте, то для мониторинга состояния компьютерных систем лучше всего использовать одну из платформ управления. В крупных корпоративных и гетерогенных сетях активно задействуются такие мощные платформы, как HP OpenView, IBM Tivoli, CA Unicenter и др. Для мелких и средних сетей подобные решения слишком дороги и избыточны; здесь нашли применение более «легкие» системы управления сетью: Novell ManageWise, Microsoft SMS и т. д. Немалое распространение получили системы низшего уровня для контроля лишь небольшой части параметров оборудования. Например, программа Compaq Insight Manager позволяет управлять серверами и рабочими станциями производства Compaq.

К великому сожалению, в большинстве российских сетей платформы управления не применяются, а мониторинг состояния компонентов информационной инфраструктуры вообще отсутствует как таковой. Контроль осуществляется «дедовским» способом: при очередном ЧП возмущенные пользователи звонят администратору, и только тогда он узнает о проблеме и начинает ею заниматься. В подобных ситуациях администратор неизбежно оказывается козлом отпущения. Несмотря на это, администраторы средних и небольших сетей не горят желанием устанавливать системы сетевого управления. Во-первых, это требует достаточно серьезного обучения работе с ними, во-вторых, влечет за собой немалые финансовые и организационные затраты. Но самое, пожалуй, главное — это неадекватное увеличение объема забот администратора при использовании платформ управления. Не случайно при выборе лучшей платформы года LAN уже в который раз отметил, что независимо от того, сколько денег вы готовы потратить, ни одна из существующих платформ не позволяет интегрировать имеющееся ПО, во всяком случае легко и без проблем. Поэтому-то большинство администраторов и предпочитает работать по старинке.

Тем не менее для нетривиальных сетей альтернативы платформам управления нет. Тем паче что они позволяют не только отслеживать текущее состояние дел, но и прогнозировать наступление неблагоприятных явлений в сетевой инфраструктуре.

Обычно при разговоре об управлении ресурсами сети все сводится к случаю, когда администратор находится на своем рабочем месте. Никто не спорит, что такая постановка вопроса действительно отражает самую типичную ситуацию, но вместе с тем это допущение слишком ограничивает сферу ответственности администратора, так как нередко он находится и не на своем рабочем месте. В последнем случае он сталкивается с проблемой получения предупреждений о критических событиях в системе и удаленного управления, что значительно смещает акценты в отношении применяемого программно-аппаратного обеспечения.

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

В небольших и средних по размеру сетях круглосуточное дежурство администраторов обычно не организуется, т. е. после окончания рабочего дня, а также в выходные и праздничные дни за сетью никто не следит. Вместе с тем нередко часть пользователей продолжают работать и в неурочное время. Кроме того, многие важные и ресурсоемкие приложения, в частности резервное копирование, передача данных, электронная почта, обработка информации, выполняются именно в нерабочие часы. Это ставит проблему оповещения администратора о серьезных авариях в системе для того, чтобы он мог идентифицировать сбой и попытаться его устранить.

В крупных сетях положение несколько иное. Там обычно администраторы дежурят и в ночное время, и в выходные дни и контролируют ситуацию с помощью платформы управления сетью. Вместе с тем основные администраторы могут отсутствовать на работе. В результате проблема оповещения актуальна и для таких сетей. Во-первых, дежурные администраторы не имеют столь высокой квалификации, какой обладают специалисты. Например, при наступлении критических событий в СУБД вряд ли без администратора баз данных дежурный администратор способен справиться со всеми проблемами и даже просто диагностировать их. Во-вторых, крупные компании обычно имеют сеть филиалов, и дежурные администраторы центрального офиса не могут владеть всей информацией по работе филиалов. В таких случаях администраторов филиалов необходимо информировать об аварийных событиях в их локальных сетях.

Каким же образом администратор вне рабочего места может узнать о проблемах в компьютерных системах? Если у администратора дома имеется компьютер, то с его помощью он может идентифицировать и устранить проблему, подключившись к Internet или к серверу удаленного доступа, находящемуся в сети организации. В данном случае администратор должен тщательно продумать схему подключения, в особенности наличие избыточных каналов подключения. Так, например, при отказе сервера удаленного доступа или маршрутизатора на стороне локальной сети ни идентифицировать, ни устранить проблему будет невозможно.

Вторая важная задача — выбор средств мониторинга и диагностики. Сам по себе удаленный доступ к локальной сети не решает эту проблему. Администратору необходимо иметь консолидированную среду мониторинга (а возможно, и управления) для контроля за всеми важнейшими участками сетевой инфраструктуры, включая систему электропитания. В качестве таковой может выступать платформа управления ресурсами или система управления сетью. К сожалению, недорогие системы управления сетью (например, Novell ManageWise и Microsoft SMS) не вполне подходят для работы по медленным телефонным линиям связи. Тем не менее если один компьютер на стороне локальной сети выделить в качестве консоли системы управления сетью и установить на него серверную часть программы удаленного доступа типа Symantec pcANYWHERE, а на домашнем компьютере администратора поставить клиентскую часть pcANYWHERE, то удаленный мониторинг можно выполнять через промежуточное звено в локальной сети. Обратной стороной подобного подхода является снижение отказоустойчивости работы ввиду появления нового «узкого места» при управлении сетью. При отказе консоли управления администратор потеряет возможность мониторинга.

Мощные платформы управления наподобие HP OpenView более приспособлены к данному режиму, так как позволяют создавать многоуровневые иерархические схемы управления с фильтрацией событий вверх по иерархии. Правда, необходимость использования не очень хорошо приспособленной для работы в коммутирующих сетях общего доступа X Window System несколько портит картину.

Для удаленного управления (именно управления, а не мониторинга) могут быть использованы самые разные способы доступа, в том числе и те, что перечислены в статье «Удаленное управление сетевыми ОС» в майском номере LAN за 1999 год.

Очевидно, что домашний компьютер администратора неплохо подходит для удаленного управления сетевыми ресурсами, но гораздо хуже — для мониторинга состояния ресурсов. Дело в том, что мониторинг подразумевает: во-первых, постоянное подключение домашнего компьютера администратора к локальной сети (во всяком случае, когда администратор уходит с работы), а во-вторых, постоянное нахождение администратора недалеко от этого компьютера. Вряд ли оба эти требования приемлемы для администраторов. Кроме того, длительное подключение компьютера к Internet предполагает довольно существенные затраты. Да и кому захочется иметь дома постоянно работающий компьютер, особенно в ночное время?! Я уж не говорю о требовании постоянного нахождения администратора вблизи компьютера.

Поэтому большинство администраторов при использовании домашнего компьютера для управления ресурсами локальной сети отдают предпочтение другой схеме, не связанной с постоянным мониторингом. В соответствии с ней при обнаружении каких-либо серьезных проблем пользователи звонят администратору по его домашнему телефону, а администратор в свою очередь через домашний компьютер идентифицирует и устраняет проблему. Вдобавок он периодически может осуществлять выборочную проверку работы компонентов сети.

Теоретически такой подход вполне приемлем, но, если присмотреться внимательнее, у него имеется ряд серьезных недостатков. Прежде всего, рядовые пользователи очень часто не могут корректно идентифицировать проблему. Всем администраторам знакомы случаи, когда пользователь жалуется на одно, хотя на самом деле проблема заключается совсем в другом (вплоть до того, что пользователь жалуется на зависание сервера, хотя у его компьютера отсоединился сетевой шнур). Вторым недостатком является невозможность обнаружения проблем в приложениях, с которыми пользователи непосредственно не работают. Например, для администратора будет очень неприятным сюрпризом, когда, придя в понедельник на работу, он обнаружит, что зависла программа резервного копирования, или «упал» почтовый сервер, или не выполнена важнейшая программа обработки информации. Еще один минус — это невозможность отследить неблагоприятные тенденции в сети без помощи платформы управления.

Наконец, при оповещении администратора по телефону телефонная линия может оказаться занятой. Так, если администратор в данное время работает в Internet, то пользователю невозможно будет до него дозвониться, во всяком случае, если у администратора всего одна линия. Заказывать же в наших условиях дополнительную телефонную линию домой ради управления сетью вряд ли кому-нибудь придет в голову. Правда, чтобы связаться с администратором, пользователь может прибегнуть к помощи электронной почты или ICQ, но только при условии, что почтовый сервер работает, а локальная сеть в текущий момент не отключилась от Internet вследствие аварии. А если администратора нет дома? Тогда пользователям остается лишь сетовать на свою судьбу, проклиная неудачную организацию труда.

Обсудив основные проблемы традиционного подхода к удаленному мониторингу и оповещению, мы рассмотрим более современные решения.

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

В настоящее время основное направление развития систем оповещения и удаленного управления (ОиУУ) состоит в использовании средств мобильной связи, прежде всего пейджеров и сотовых телефонов. Система ОиУУ состоит из подсистемы оповещения и подсистемы удаленного управления. Следует иметь в виду, что подсистема удаленного управления является необязательной, более того, удаленное управление можно осуществлять в обход системы ОиУУ. Помимо мобильных средств системы оповещения и удаленного управления могут задействовать традиционные способы связи: стационарные телефоны и даже громкоговорители.

Ориентированные на мобильные средства связи системы ОиУУ пользуются на Западе большой популярностью, чего никак не скажешь о нашей стране. Более того, я специально провел небольшое исследование на выставке «Связь-Экспоком-99» и на конференции Novell BrainShare?99 среди компаний, называющих себя сетевыми и системными интеграторами. Оказалось, что опытом внедрения подобных систем почти никто из них не обладает (вернее, мне удалось узнать только о двух примерах успешного внедрения, но, правда, в представительствах западных компаний). В качестве причины подобной ситуации интеграторы указывают на незаинтересованность клиентов в подобном сервисе, а также малую развитость услуг операторов мобильной связи.

Что касается невостребованности этой службы клиентами, то здесь все поставлено с ног на голову. Клиенты не заказывают такие системы часто просто потому, что даже не догадываются о таких возможностях. Задача интеграторов как раз и состоит в объяснении достоинств (и недостатков) систем оповещения, а также выгод для клиента от их использования. К тому же результаты некоторых опросов свидетельствуют, что до 20% администраторов в Москве имеют пейджеры или сотовые телефоны.

Если же речь идет об ограниченном списке услуг операторов мобильной связи и дороговизне такой связи, то ситуация здесь не так печальна, как это пытаются изобразить интеграторы. Более того, в последнее время в этой области наметился качественный перелом. Это касается как спектра услуг, так и стоимости. Другое дело, что сами интеграторы порой не в курсе происходящих перемен.

Рисунок 1. Система оповещения и удаленного управления.

Основная задача системы оповещения состоит в автоматизированной обработке событий и передаче информации о важных событиях в компьютерных системах администраторам и пользователям без участия человека (см. Рисунок 1). Однако на самом деле услуги, предоставляемые системами ОиУУ, гораздо разнообразнее. Например, такие системы можно применять для централизованного оповещения большого количества сотрудников о важных событиях в компании. Но мы будем акцентировать внимание исключительно на потребностях администраторов компьютерных систем.

В общем случае система оповещения и удаленного управления задействует программно-аппаратные средства на стороне локальной или корпоративной сети, каналы связи между локальной сетью и оператором связи и находящиеся в пользовании администраторов средства связи. Мы начнем с характеристик средств мобильной связи администраторов.

ПЕЙДЖЕРЫ

Стандартный пейджер представляет собой устройство для приема алфавитно-цифровой (а сейчас и графической) информации. Такая разновидность пейджеров, как бипперы, позволяет принимать лишь цифровую информацию, но они не получили признания в России. Еще об одном варианте пейджера, работающем в режиме приема и передачи информации (двусторонний пейджер), мы поговорим позже.

Передача сообщений на пейджер может осуществляться следующими способами: с помощью оператора, посредством тонового набора, по электронной почте и через сервер Web.

Самый распространенный и популярный способ передачи сообщений с помощью оператора не подходит для систем оповещения, поскольку он подразумевает интерактивное взаимодействие с человеком-оператором пейджинговой компании. Тем не менее такой способ может пригодиться для передачи сообщений администраторам от пользователей, если в компьютерных системах обнаружились проблемы. Плюсом здесь является то, что, в отличие от домашнего телефона, пейджер всегда находится при администраторе. Минус состоит в том, что администратор не имеет связи с отправителем сообщения; для этого он вынужден искать телефон. Кроме того, если администратор находится вне пределов досягаемости пейджинговой системы, например в метро, то он так ничего и не узнает о сообщении. Но это общая проблема одностороннего пейджинга.

Гораздо больше для целей автоматизированной обработки подходит передача посредством тонового набора. Правда, такой метод позволяет передавать только цифровые сообщения. Передача сообщения осуществляется по следующей схеме. При звонке в пейджинговую компанию по определенному номеру звонящему абоненту дается подсказка. Далее он переходит в тоновый режим, вводит номер абонента, символ # и затем цифровой код сообщения. При реализации такой системы оповещения каждому событию необходимо назначить свой уникальный код. Таким образом, отличительными особенностями передачи сообщений с помощью тонового набора являются: во-первых, использование телефонной линии и, во-вторых, поступление сообщения в виде цифр.

Послания на пейджер можно передавать и по обычной электронной почте. Для этого пейджинговая компания должна установить специальный шлюз. Номер абонента в одних случаях указывается в поле адреса до символа @, в других — в поле темы Subject. Например, для абонентов компании «Мульти-Пейдж» сообщения необходимо посылать по первой схеме (<абонент>@pager.multi-page.ru), тогда как для абонентов «Вессо-Линк — Единая пейджинговая» — по второй (адрес: pager@vessolink.ru, Subject: <абонент>).

В отличие от тонового набора отдельной телефонной линии в этом случае не требуется, поскольку сообщение передается через Internet. Кроме того, послание может содержать не только цифры, но и символы, включая кириллические. Надо сказать, что настроить систему оповещения на передачу сообщений по электронной почте проще всех остальных вариантов.

Рисунок 2. Пример посылки сообщения на пейджер через сервер Web.

Передавать сообщения на пейджер можно также через серверы Web пейджинговых компаний (см. Рисунок 2). Но для систем оповещения такой способ не совсем пригоден, поскольку он предполагает интерактивное взаимодействие человека с сервером. Правда, при минимальном знании технологии Web администратору не составит труда написать сценарий автоматического заполнения формы передачи сообщений через сервер Web, после чего такой сценарий остается только подставить в систему оповещения. Так же как и в случае электронной почты, отдельной телефонной линии не требуется, а ограничения на используемые символы отсутствуют.

Если организация планирует внедрить систему оповещения на базе пейджеров, то ей имеет смысл одновременно реализовать по крайней мере два варианта подключения, ориентированные на разные среды передачи. Обычно в качестве таковых выбирают тоновый набор и электронную почту. Тогда при выходе из строя канала доступа в Internet или при отказе почтового сервера сообщения будут передаваться по телефонной линии посредством тонового набора. И наоборот, при отказе УАТС сообщение все равно дойдет до заинтересованного лица по электронной почте.

В России число пейджинговых компаний превышает несколько десятков, только в Москве их насчитывается около 30. Пейджинговой сетью охвачено около 100 городов России, и это число постоянно увеличивается. Тем не менее администратору необходимо с осторожностью подходить к вопросу выбора оператора пейджинговой связи и обращать внимание не только на зону покрытия, но и на спектр предоставляемых услуг. К счастью, передача сообщений с помощью тонового набора, электронной почты и серверов Web уже давно перестала быть экзотикой. Во всяком случае подобный перечень входит в стандартный набор услуг таких компаний, как «Таском», «Вессо-Линк — Единая пейджинговая», «Информ-Экском», «Мобил Телеком», «Радио-Пейдж», «Мульти-Пейдж».

Что касается стоимости услуг, то она сильно варьируется от одной компании к другой и, в свою очередь, зависит от характеристик пейджера. Если назначение пейджинга ограничивается лишь сферой оповещения о событиях в компьютерных системах, то двухстрочных и даже однострочных пейджеров оказывается более чем достаточно. Такие устройства обойдутся в 10—15 долларов в месяц, а порой и того меньше (здесь и далее стоимость самого пейджера не учитывается). Если же пользователь пейджера хочет получать сообщения об автомобильных пробках, погоде, курсах валют, местах отдыха, спортивных новостях, событиях в бизнесе, то имеет смысл обратить внимание на четырехстрочные пейджеры. Такое решение может потянуть на 18—25 долларов в месяц.

Общим недостатком пейджинговой связи для систем оповещения является отсутствие гарантии доставки сообщений. Как уже было сказано, если администратор находится в метро либо вне зоны действия связи, то он сообщения не получит. Даже при возвращении в зону покрытия связи он не имеет какого-либо простого способа проверить факт отправки сообщения. Справедливости ради стоит сказать, что практически все операторы пейджинговой связи могут повторить передачу сообщений, но это происходит только после обращения по телефону владельца пейджера к оператору (некоторые операторы позволяют сделать это через сервер Web). А для этого владелец пейджера должен, как минимум, догадаться, что ему могли послать сообщение, а кроме того, иметь под рукой телефон для звонка оператору связи.

Но все не так страшно. Системы оповещения всегда можно настроить так, чтобы они передавали сообщения несколько раз, через некоторые промежутки времени.

Еще одним недостатком традиционной пейджинговой связи (предназначенной, как известно, исключительно для приема сообщений) можно назвать то, что она совершенно не подходит для удаленного управления компьютерными системами. Правда, сейчас на рынке стали доступны двусторонние пейджеры (твейджеры), но они рассматриваются скорее как экзотика, чем как реальный прорыв. Во всяком случае поддерживающие двусторонний пейджинг компании можно пересчитать по пальцам, а цены на них совсем не скромные и ничем не уступают ценам на сотовые телефоны. Но основным недостатком твейджеров является их ориентация на посылку сообщений на пейджеры, твейджеры или сотовые телефоны, притом обычно того же оператора связи. Хотя пейджер или сотовый телефон нетрудно подключить к компьютеру, большинство все же предпочло бы обычный модем. Если же не использовать твейджеры, то удаленное управление можно выполнять с домашнего компьютера, таким образом минуя систему ОиУУ.

СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Последние несколько месяцев ведущие операторы сотовой связи России «Мобильные Телесистемы» (МТС) и «ВымпелКом» (сеть «БиЛайн») пошли на резкое снижение стоимости услуг мобильной связи. Цена телефонных аппаратов снизилась до уровня менее 100 долларов, а месячная плата — до 20 долларов, включая оплату 40—60 минут телефонных разговоров (Когда готовилась статья «БиЛайн» снизила плату до 10 долларов в месяц с учетом 25 мин. разговоров.) Благодаря усилиям МТС и «ВымпелКом» сотовая связь в центральных регионах России стала общедоступной. Ее могут себе позволить даже те, кто раньше и не помышлял о подобной услуге. Только в московском регионе количество абонентов сотовой связи приближается к полумиллиону. Это тем более удивительно, что подобное явление наблюдается после тяжелейшего финансового кризиса августа прошлого года. Благодаря этим обстоятельствам ориентированная на использование сотовых телефонов система оповещения и удаленного управления становится все более и более привлекательной. Ситуацию в России мы обсудим позже, а пока поговорим об основных особенностях сотовой связи.

Разумеется, основное назначение сотового телефона состоит в обеспечении мобильной речевой связи. В нашем случае благодаря такой возможности при появлении проблем пользователи всегда могут связаться с администратором. Если же вызываемый абонент находится вне пределов досягаемости, то оператор сотовой связи проинформирует об этом звонящего.

Но главное преимущество сотовой связи для систем оповещения заключается в возможности использования службы передачи коротких сообщений (Short Message Service, SMS). Иначе говоря, сотовый телефон может выступать в качестве приемника и передатчика алфавитно-цифровых сообщений. Сообщения выводятся на экран сотового телефона, максимальная длина одного сообщения зависит от используемого стандарта сотовой связи и доходит до 160 символов.

В мире существует множество стандартов сотовой связи, но наиболее широкое распространение получили GSM 900/1800/1900, CDMA, D-AMPS/AMPS, NMT-450.

Поддержка службы SMS изначально встроена в системы GSM и CDMA. Для D-AMPS служба коротких сообщений может быть реализована в сетях, где поддерживается стандарт IS-136B. Что касается систем NMT, то этим стандартом поддержка SMS не предусмотрена. Тем не менее ряд зарубежных операторов сетей NMT реализовал такую возможность.

В сетях перечисленных стандартов сотовый телефонный аппарат может выступать не только в качестве телефона, но и как двусторонний пейджер (твейджер). Между тем служба SMS может предоставлять нечто гораздо большее. Особенностью SMS по сравнению с пейджинговой связью является то, что она гарантирует доставку сообщений. В случае, если абонент недоступен, центр обработки запоминает сообщение и, когда абонент вновь возвращается в зону охвата, отправляет его на мобильный телефон. Вторая особенность SMS состоит в том, что в ряде стандартов сотовой связи (в частности, в GSM) доставка сообщений производится по сигнальному каналу связи. Такой режим позволяет принимать сообщения даже в момент телефонного разговора. Еще одной специфической чертой SMS является то, что принимающие сообщения абоненты не платят за это ни копейки (ни цента). Они оплачивают (обычная цена — 0,1 доллара за сообщение) лишь передачу сообщений с сотового телефона. Это утверждение справедливо практически для всех операторов сотовой связи в мире. Т. е. за 20 долларов в месяц абонент имеет возможность приема любого количества сообщений SMS и вдобавок сможет говорить по телефону 40—60 минут.

По аналогии с пейджерами передавать сообщения SMS на сотовый телефон можно следующими способами: с помощью тонового набора, по электронной почте или через сервер Web. (Вариант передачи сообщений через оператора, по понятным причинам, не нашел признания в сотовой связи.) Эти способы мы уже обсуждали и не будем повторяться.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что сотовая связь прекрасно подходит для оповещения о важных событиях в компьютерной сети.

Как и в случае твейджера, передача сообщений SMS с сотового телефона может осуществляться на пейджеры, твейджеры и сотовые телефоны. Но это еще не все. Имеющиеся шлюзы для сотовых сетей обеспечивают трансляцию сообщений SMS в сообщения электронной почты.

Дистанционно управлять компьютерными системами можно посредством электронной почты. Удаленное управление возможно и с помощью тонового набора, при применении программ компьютерной телефонии. Управление компьютерными системами средствами мобильной связи будет рассмотрены ниже в разделе, посвященном системам оповещения и управления.

Россия является уникальной страной в том смысле, что у нас используются сразу четыре стандарта сотовой связи: GSM 900/1800, D-AMPS/AMPS, NMT-450 и CDMA. Как уже было отмечено, все эти стандарты (с некоторыми оговорками для NMT) поддерживают службу SMS. Но одно дело стандарты, а другое дело — поддержка SMS операторами мобильной связи. В первую очередь нас интересует возможность посылки сообщений на мобильные телефоны с помощью тонового набора, по электронной почте или через серверы Web. (Сообщения можно посылать с одного сотового телефона на другой, но такая возможность нас не интересует, поскольку ее трудно или дорого использовать в системах оповещения.)

Как это ни странно, нам удалось отыскать двух операторов сотовой связи в России, у которых поддержка SMS была бы реализована хоть в сколько-нибудь приемлемой форме (или по крайней мере была обещана). Это уже упоминавшиеся МТС (оператор сети GSM 900/1800) и «БиЛайн» (оператор сетей D-AMPS и GSM 900/1800). Но даже у них имеются проблемы.

В МТС передача сообщений SMS возможна с использованием сервера Web (http://www.mts.ru/sms). Притом, как написано на заставке, сервер работает в пробном режиме. Наверно, поэтому периодически данный сервис оказывается недоступен. Как заявили нам в МТС, в ближайшем будущем эта проблема будет устранена полностью. МТС поддерживает также передачу сообщений SMS через электронную почту. Кроме того, компания планирует реализовать поддержку передачи с помощью тонового набора, хотя окончательные сроки и не оговорены.

Что касается «БиЛайн», то одно время Web-сервер компании (http://www.beeline.ru/sms) содержал страницу для передачи сообщений SMS по сети GSM. Однако сколько мы ее ни тестировали, она никогда не работала, а совсем недавно эту страницу вообще убрали (вернее, изменив адрес системы на http://www.beeline.ru/sms.ru.html). Тем не менее, по словам пресс-секретаря АО «ВымпелКом» Михаила Умарова, в ближайшее время компания намеревается реализовать поддержку пересылки сообщений SMS через сервер Web не только для сети GSM, но и для D-AMPS. Более того, до конца 1999 года для обоих стандартов сотовой связи будут реализованы шлюзы «тоновый набор — SMS» и «электронная почта — SMS». Остается надеяться, что этим планам суждено сбыться.

Честно говоря, на мой взгляд, операторы сотовой связи уделяют явно недостаточное внимание вопросам развития службы коротких сообщений. В России из многих десятков операторов сотовой связи поддержку SMS обеспечивают считанные единицы. И дело тут не только в интересах администратора компьютерных систем. Очевидно, что они составляют лишь небольшую долю от общего числа абонентов, — поэтому вряд ли операторы связи будут брать их в расчет. Хуже то, что обычные абоненты не могут воспользоваться всеми возможностями сотовой связи. В развитых странах Запада и Дальнего Востока сотовые телефоны уже давно поддерживают все функции пейджеров. На них пользователи получают сообщения об автомобильных пробках, финансовые новости, актуальную информацию и многое другое. Кстати говоря, за счет поддержки SMS операторы сотовой связи могли бы серьезно потеснить операторов пейджинговой связи.

Выше речь шла о сотовой связи. Но конечно же понятие мобильной связи нельзя свести только к пейджинговой и сотовой связи. При желании для систем ОиУУ можно задействовать даже транкинговую связь. Но это уже полная экзотика, о которой вряд ли стоит даже упоминать. К экзотике можно отнести и спутниковую мобильную связь. Правда, по функциональным характеристикам она с точки зрения систем оповещения ничем не уступает и даже превосходит обычную спутниковую или пейджинговую связь. Но вот цена... Например, минимальная стоимость подключения к системе Iridium составляет 3000 долларов, а стоимость минуты переговоров доходит до 3 долларов. Справедливости ради стоит заметить, что в 1994 году минимальная стоимость подключения к сотовой сети «БиЛайн» тоже составляла 5200 долларов, а сейчас она меньше 100 долларов. Но все-таки не верится, что операторам спутниковой связи удастся так же резко снизить цены. Хотя кто знает?!

СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УДАЛЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

К сожалению, поскольку информационная инфраструктура каждой организации имеет специфические, неповторимые особенности, очень трудно говорить о типичных подходах к реализации той или иной схемы оповещения и удаленного управления, так как каждое решение практически уникально и должно брать в расчет множество параметров. В частности, решение должно учитывать используемые активное сетевое оборудование, сетевые операционные системы, приложения, платформы и системы сетевого управления, топологию сети, схему электропитания, оборудование УАТС... и т. д. и т. п. Список можно продолжать очень долго. Поэтому ниже в этой статье мы будем говорить только о рекомендациях самого общего плана.

Систему оповещения и удаленного управления можно либо реализовать собственными силами, либо приобрести уже готовую коммерческую версию. Но в любом случае использование платформы или системы сетевого управления способно кардинально упростить внедрение системы оповещения и удаленного управления. И чем мощнее платформа, тем проще будет развернуть такую систему.

При развертывании системы ОиУУ необходимо обеспечить ее высокую отказоустойчивость и постараться заранее устранить «узкие места». Очевидно, что если компьютер, где размещается система, не имеет источника бесперебойного питания, то при отключении электропитания администратор не узнает о проблеме. Таким образом, компьютер системы удаленного оповещения должен быть подключен к ИБП со временем автономной работы не меньшим, чем у ИБП любого сервера сети.

Или если передача сообщений осуществляется по Internet, то при отказе пограничного маршрутизатора администратор будет находиться в сладком неведении о проблеме. То же самое случится, если на компьютере стоит «падучая» Windows 95/98 и произойдет сбой в работе ОС.

Почему же наличие платформы управления ресурсами (сетевого управления) так важно, ведь сейчас рынок предлагает немало программ, имеющих модуль отправки сообщения на пейджер (через тоновый набор) или посылки электронных писем при наступлении некоторых событий внутри программы? Но хотя такие функции и могут оказаться полезными в ряде случаев, вряд ли они достаточны для серьезных решений. Например, известная антивирусная программа InocuLAN for NetWare компании Computer Associates позволяет посылать сообщение на пейджер при обнаружении вируса. Но это приводит к необходимости подключать модем и выделять отдельную телефонную линию для каждого сервера, а ведь число серверов может превышать несколько десятков. При этом администратор столкнется с тем, что ему и днем и ночью будут поступать сообщения о вирусах. Но если администратора и волнует получение сообщения о вирусах, то исключительно тогда, когда он находится на рабочем месте. Запрограммировать же посылку сообщений по расписанию и назначить приоритеты событиям программа не позволяет.

Вообще же реализация посылки сообщений на пейджер на уровне каждой прикладной программы, сама по себе, является ущербной. (Справедливости ради стоит сказать, что не многие программы предоставляют такую возможность, что лишь подчеркивает отсутствие целостности концепции.) Среда для приема и обработки событий должна быть консолидированной. Именно в таком качестве выступает платформа управления ресурсами или система сетевого управления. Сюда стекается вся информация о событиях в сетевой инфраструктуре, в приложениях, в системе электроснабжения и т. п. Система оповещения и управления осуществляет лишь взаимодействие между платформой управления и средствами связи администратора.

Рисунок 3. Схема реализации системы оповещения и удаленного управления.

На Рисунке 3 представлена типичная схема реализации системы оповещения и удаленного управления. Систему ОиУУ следует установить на тот же компьютер, что и консоль платформы управления сетью. Через подключенные к ним модемы этот компьютер получают выход в телефонную сеть общего пользования (ТфОП). Один модем может служить для входящих звонков подсистемы удаленного управления, а второй — для отправки сообщений на пейджеры и сотовые телефоны с помощью тонового набора. Посылка сообщений возможна также через Internet с помощью электронной почты или сервера Web оператора мобильной связи. Компьютер системы ОиУУ должен работать под управлением надежной операционной системы: UNIX или, в крайнем случае, Windows NT.

Как уже было отмечено, систему оповещения и удаленного управления можно реализовать собственными силами или с помощью коммерческого продукта. Особенно просто собственными силами (с помощью встроенных средств ОС) реализовать подсистему оповещения. Дело в том, что любая платформа управления ресурсами или система управления сетью позволяет при наступлении заданных событий в сети запускать внешнюю программу на консоли, причем в эту программу можно передавать аргументы. Написать же программу для передачи сообщения посредством тонового набора, электронной почты или сценариев браузера Web не составляет труда. Легче всего это сделать для платформы UNIX, где можно создавать исключительно мощные программы на языке shell с учетом приоритета событий, расписания посылки сообщений (чтобы ночью администратора не будили сообщения о некритичных событиях) и многое другое. В случае Windows NT из-за ее ориентации на графический интерфейс администратор может столкнуться с определенными проблемами, но при некотором знании основ программирования для Windows их вполне можно преодолеть.

Что касается подсистемы удаленного управления, то здесь трудностей гораздо больше. Правда, когда говорят об удаленном управлении через систему ОиУУ, то несколько перегибают палку. Как правило, управление можно реализовать не для всех ресурсов, а только для самых важных и критических, например, когда требуется перегрузить сервер или остановить выполнение какого-то приложения.

Как работает типичная подсистема удаленного управления? Она может быть настроена на обработку входящих телефонных звонков с сигналами в тоновом режиме либо поступающей электронной почты (как уже отмечалось, почту можно отправлять с сотовых телефонов через специальные шлюзы).

В первом случае управление осуществляется с помощью программы компьютерной телефонии, позволяющей с телефона задавать некоторые действия в компьютерной системе. Администратор набирает номер телефона и в тоновом режиме передает код операции. Программа компьютерной телефонии идентифицирует принятый код и запускает соответствующий модуль подсистемы удаленного управления. Та в свою очередь посылает команду TRAP по протоколу SNMP на консоль платформы сетевого управления, консоль же обрабатывает информацию и инициализирует выполнение команды в соответствующем компоненте сети.

Для ясности мы рассмотрим следующий пример. Некий сервер подключен к ИБП, и этим ИБП можно управлять по сети посредством SNMP. Администратор получил на сотовый телефон сообщение, что сервер завис. Тогда он звонит на входящий телефон системы ОиУУ и набирает код, соответствующий операции перезагрузки данного сервера (для примера, 501). После приема кода программа компьютерной телефонии передает параметр в подсистему удаленного управления, а та посылает сигнал на консоль платформы сетевого управления. Последняя отправляет сигнал перезагрузки на ИБП, тем самым вызывая и перезагрузку сервера.

Аналогичным образом подсистема удаленного управления может обрабатывать и входящую электронную почту (для этого ей нужно выделить специальный адрес электронной почты).

Очевидно, что написать подсистему удаленного управления рядовому администратору будет очень непросто, так как от него потребуется наличие хороших навыков программирования и знание работы оборудования. Кроме того, само по себе удаленное управление через систему ОиУУ выглядит достаточно ущербно. Самым лучшим вариантом удаленного управления остается удаленный доступ к ресурсам сети через домашний компьютер, а для этого система ОиУУ не нужна. Но не стоит забывать, что администратор может не иметь под рукой компьютера в момент аварии.

Несмотря на то что многое можно сделать собственными руками, лучшим решением все-таки является применение коммерческих систем ОиУУ, причем некоторые из них имеют бесплатные (облегченные) версии.

Наибольшее распространение среди систем ОиУУ получила TelAlert компании Telamon (http://www.telamon.com). Эта система позволяет посылать сообщения любым способом на пейджеры и сотовые телефоны, а также на обычные телефоны (посредством преобразования текста в речь, правда, только для английского языка). При этом система может обслуживать одновременно множество администраторов и пользователей. Ею поддерживается также электронная почта, голосовая почта, громкоговорители и электронные табло. При оповещении администратор может задавать расписание, назначать приоритеты событиям, устанавливать иерархию пользователей и средств мобильной связи. В состав TelAlert входит подсистема удаленного управления для обработки входящих телефонных звонков (тонового набора). Система имеет открытый интерфейс, благодаря которому она может интегрироваться с прикладными программами.

TelAlert поддерживает основные платформы управления ресурсами: HP OpenView (NNM и IT/O), IBM NetView, Tivoli Enterprise Console и др. Более того, она входит в комплект поставки ManageX компании Hewlett-Packard для управления сетями Windows NT.

Система состоит из серверной и клиентской частей. Серверная часть обрабатывает события, следит за расписанием, иерархией пользователей, событий и средств связи. Клиентская часть посылает запросы оповещения на сервер TelAlert. Клиентскую и серверную часть можно размещать на одном компьютере. TelAlert можно инсталлировать более чем на 13 операционных систем, включая Windows NT, AIX, Linux, HP-UX, Solaris, Digital UNIX, SCO UNIX и др.

Система поставляется в трех версиях:

  • TelAlert поддерживает все функции, кроме голосовых сообщений;
  • TelAlert/SE — бесплатная версия TelAlert, она ограничивается поддержкой трех средств связи (три пейджера или сотовых телефона);
  • TelAlert Complete. Самая полная версия системы.
Для большинства некрупных сетей подойдет даже бесплатная версия TelAlert.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Удешевление средств мобильной связи и расширение спектра услуг операторов связи ставит на повестку вопрос о широком внедрении в России систем оповещения и удаленного управления. Такие системы позволят при минимуме усилий значительно снизить затраты на поддержание компьютерных сетей в работоспособном состоянии.

Константин Пьянзин — обозреватель LAN. С ним можно связаться по адресу: koka@lanmag.ru.