Реклама

И не только для появления, но и для практического их применения.

Электронный бизнес вовлекает в свою орбиту все большие массы продавцов и покупателей. Обороты онлайновой торговли исчисляются миллиардами долларов. Так, по данным ActivMedia, в 1999 г. через Интернет только потребительских товаров было приобретено на сумму 3,8 млрд долл., а всего электронные продажи товаров и услуг составили 66 млрд долл. Прогноз на 2000 г. — 9,1 и 160 млрд долл. соответственно. А руководитель компании Intel Энди Гроув оценивает будущие обороты электронной коммерции еще выше: в 2000 г. — в 400 млрд долл., а в 2004 г. — в 7 трлн. Не исключено, что его прогноз несколько завышен и призван в основном стимулировать продажи новинки Intel — процессора Itanium. Тем не менее нельзя не признать, что электронная коммерция — одна из самых быстроразвивающихся сфер мировой экономики.

Конкуренция с офлайновым сектором и между собой заставляет владельцев Интернет-магазинов искать новые подходы в организации электронной торговли. Один из основных способов повысить уровень продаж — улучшение сервиса и информационной поддержки покупателей. Это подтверждается результатами опросов, согласно одному из которых решающими факторами при совершении покупок в Интернет-магазине являются следующие:

Удобство выбора товара и заказа30%
Цена27%
Удобство и оперативность доставки25%
Любопытство8%
Богатство ассортимента6%
Приверженность моде1%
Другое3%
(Источник: «РосБизнесКонсалтинг»)

В опросе участвовала российская аудитория Интернета. Думается, зарубежный пользователь, традиционно ценящий сервис, дал бы по первой позиции еще более высокий процент положительных ответов.

Представление товара в обычных электронных магазинах не идет дальше его текстового описания или плоской фотографии. Покупателю же хочется подержать товар в руках, чтобы рассмотреть его более детально. Сложные древовидные текстовые каталоги товаров также могут оттолкнуть неподготовленного к онлайновой покупке посетителя. Исследования Net Effect Systems говорят о том, что приблизительно 6% посетителей сетевых магазинов решаются на покупку, но только 1/3 из них успешно заканчивает этот процесс. Другие 2/3 из-за нехватки информации о товаре и невысокого уровня сервиса уходят ни с чем.

Трехмерность помогает решить указанные проблемы. Современные технологии 3D-визуализации позволяют не только создавать и размещать в Интернет-магазинах трехмерные модели продаваемых товаров, но и сам магазин строить в виде связанных между собой 3D-сцен с возможностью полноценной навигации по ним, как в интерактивных компьютерных играх.

Трехмерность в Интернете появилась не сегодня. Еще в 1994 г. начались работы по созданию языка VRML (Virtual Reality Modeling Language — язык моделирования виртуальной реальности), который уже признан стандартом Международной организации стандартизации (ISO). Язык VRML 2.0 — это формат файла для описания трехмерных интерактивных миров и объектов. Он может быть использован в сочетании с сетью WWW, а также для создания трехмерных представлений сложных сцен, например иллюстраций, описания товаров и услуг, презентационных роликов и т. д. VRML-файл является обычным текстовым файлом в кодировке ASCII или UTF-8, интерпретируемым браузером. Поскольку большинство браузеров не имеет встроенных средств поддержки VRML, для просмотра VRML-документов необходимо подключить вспомогательную программу, например Cortona, Live3D, Cosmo Player, WorldView.

В 1995 г. компания ParaGraph (paragraph.ru) выпустила первый в мире редактор трехмерных виртуальных миров VHSB (Virtual Home Space Builder) — программу для создания трехмерных мультимедийных миров не на профессиональном оборудовании, а на обыкновенных персональных компьютерах. Современный конструктор виртуальных миров фирмы Parallel Graphics (московское подразделение ParaGraph) — это ISB (Internet Space Builder), 3D-редактор, подходящий и для опытных Web-дизайнеров, и для новичков.

До недавнего времени распространению 3D в Интернете препятствовали недостаточные скорости передачи данных. Сейчас, особенно в американской части Интернета, положение стало кардинально меняться. Появились новые технологии, способные увеличить пропускные способности телекоммуникационных линий в несколько раз. Так, технологии xDSL могут передавать данные по телефонным линиям с максимальной скоростью 1,5 Мбит/с, а системы кабельного телевидения — до 30 Мбит/с. С недавнего времени такие «киты» Интернета, как компании America Online и Microsoft, стали развивать направление спутниковой связи, которая в состоянии обеспечить скорость передачи данных при подключении к Интернету до 40 Мбит/с. Они организовали совместные предприятия с фирмами, специализирующимися на спутниковых технологиях, — Hughes и Gilat соответственно.

Все это создало отличные предпосылки для появления трехмерных миров в Интернете. И если поначалу 3D-технологии использовались в Интернете для имитации путешествия по какой-нибудь виртуальной трубе или экскурсии по Красной площади в Москве, то сейчас настало время практических решений.

Вот некоторые из них.

Для фирм, торгующих недвижимостью, представление товара в трехмерном виде — хороший способ увеличить продажи. Потому что это удобно покупателю — он сможет обойти дом со всех сторон, заглянуть в любую комнату или подсобное помещение и даже на крышу. Если дом находится в городе, то уместно будет создать и 3D-модель соответствующего жилого квартала, разместив в нем соседние здания и деревья. И все это потенциальный покупатель сможет увидеть, не отходя от своего компьютера.

Офисное и промышленное оборудование требуют постоянного ухода, замены расходных материалов, профилактики и ремонта. Этим должны заниматься специалисты, которых прежде еще нужно обучить. А если техника какой-либо фирмы работает в городе или другой местности, где нет представительства фирмы? Посылать в командировку специалиста не всегда выгодно. В этом случае фирме-производителю можно предложить организовать дистанционное обучение через Интернет или другую компьютерную сеть. Для этого создаются 3D-образы заданной техники, доступные для изучения со всех сторон и изнутри. Создание демороликов по разборке, сборке, замене различных деталей сложного оборудования позволит более оперативно и качественно о нем заботиться.

С помощью 3D-дизайна легко повысить привлекательность любого ресурса в Интернете, будь то корпоративный сайт или виртуальная художественная галерея. Путешествуя по такому объекту, пользователь ощутит себя находящимся в удобном и красивом офисе или на улицах сказочного города. Трехмерная навигация облегчит и ускорит поиск информации. Текстовые материалы будут возникать только на конечном этапе поиска. Роль гиперссылок смогут играть дома, двери, окна, тумбочки, картины на стенах... Все зависит от фантазии Web-дизайнера.

Почти все туристические компании имеют свои представительства в Интернете. На сайтах они рассказывают о себе и дают информацию о местах предлагаемых путешествий. Эта информация значительно обогатится, если будет представлена в трехмерном виде. Кроме зданий и сооружений, 3D-планы можно создать для окружающего ландшафта, что интересно и актуально, если продаются путевки в какой-нибудь примечательный уголок природы. На 3D-ландшафтах можно сразу отметить и стандартные туристические маршруты.

Чтобы повысить конкурентоспособность своих отелей, гостиничные менеджеры идут на различные рекламные и маркетинговые ухищрения. 3D-представительство в Интернете поможет привлечь дополнительных посетителей, создав гостинице имидж современного, открытого и высококлассного предприятия. Не секрет, что наличие представительства в Интернете с возможностью забронировать место уже стало одним из правил хорошего тона в гостиничном бизнесе. Но кто-то станет «первым среди равных», если создаст с помощью современных технологий 3D-планы гостиничных номеров и других помещений. Посетитель подобного сайта сможет подробно изучить интерьер и расположение помещений своего будущего номера. Заглянет и в ванную комнату, чтобы узнать ее размер, откинет одеяло с постели и посмотрит, какого цвета постельное белье, выглянет в окно, чтобы и вид из окна не стал для него новостью после вселения в гостиницу.

Весьма разнообразны возможности применения 3D и для онлайновых предприятий торговли потребительскими товарами. Если создать Интернет-магазин в виде трехмерных торговых залов, наполненных 3D-моделями продаваемых товаров, то это придаст ему оригинальный и запоминающийся вид. Покупателям такого магазина будет легко и приятно ориентироваться в предлагаемом ассортименте товаров. По трехмерным залам можно передвигаться, в них все понятно на интуитивном уровне. А возможность исследовать выбранный товар со всех сторон, покрутить ручку, открыть крышку, выдвинуть ящик окончательно склонит посетителя к покупке. В 3D-Интернет-магазине шансы товара оказаться купленным значительно повышаются.

Пока в Интернете есть только один полностью трехмерный (3D-сцены плюс 3D-модели) VRML-магазин, но уже существует инструментарий для легкого и быстрого конструирования таких магазинов. Это программный продукт компании UnitSpace (unitspace.ru) 3D Shop Designer. Первая версия программы умеет воспроизводить 3D-аналог существующего 2D-Интернет-магазина, сделанного по технологии InterShop (а на InterShop написано 70% всех электронных магазинов). Следующая версия, которая сейчас тестируется, способна создавать магазины и с нуля. Так, магазин 3DBOOM (3dboom. com) сконструирован как раз средствами UnitSpace.

Для интерактивных миров в Интернете годится не только технология VRML. Существуют и альтернативы.

Самым простым и доступным почти для всех сколько-нибудь опытных пользователей компьютера способом имитировать трехмерность является анимированный формат обмена графическими данными (GIF). Если у вас есть хотя бы десяток (а лучше несколько десятков) графических изображений какого-то предмета с разных сторон, то их можно свести в один GIF-файл, задав последовательность, скорость, фон их отображения и некоторые другие параметры. И любой браузер будет крутить у вас перед глазами этот ролик. Программ, умеющих создавать такие GIF-файлы, — великое множество, они разработаны самыми разными производителями.

Существенными недостатками для практического применения анимированного GIF’a в серьезных областях, таких как электронная коммерция, являются немалый объем файла и полное отсутствие интерактивности, т. е. возможности управлять процессом просмотра.

Если использовать язык JavaScript, то можно добиться кое-какой интерактивности. Можно запрограммировать и слайд-шоу, и последовательный поворот изображения по нажатию кнопки, и постоянное вращение с разной скоростью, и приближение с удалением... Но места это займет очень много, так как для каждой новой позиции рассматриваемого предмета нужна отдельная картинка. Да и сам код сценария может оказаться довольно объемным.

На языке Java, придавшем новый смысл интерактивным возможностям Сети, также конструируются 3D-объекты, и очень эффектно. Но Java — интерпретируемый язык программирования и не «приспособлен», как VRML, к созданию виртуальных миров. Вследствие этого выстраиваемые Java-приложения долго загружаются. Кроме того, Java-программы записываются в виде байт-кода и не могут быть отредактированы пользователем, например, для изменения каких-то параметров отражения 3D-сцены. Java сравним с VRML по возможностям создания трехмерности и в чем-то даже превосходит его, но несколько тяжеловесен и сложен для обычного Web-дизайнера. Интернет переживает такое мощное и быстрое развитие еще и потому, что язык разметки гипертекста HTML (Hypertext Markup Language) очень прост в изучении и использовании, благодаря чему в информационном наполнении Сети так много участников. VRML также претендует на роль массового инструмента создания Интернет-контента. Java остается языком для квалифицированных программистов, а VRML-сцены практически любой пользователь может сейчас создавать с помощью простых объектно-ориентированных программ, избавляющих пользователя от необходимости писать код).

У Java свои области применения, и трехмерность — только одна из них. Так, на сайте 3dshopping.com я нашел отдел по продаже дамских купальников. Мне предложили загрузить Java-модель. Загрузилась приятная девушка в цветном купальнике, и я немного повращал ее, чтобы увидеть с разных сторон. Но будь эта модель создана по технологии VRML, то, образно говоря, я смог бы этот купальник с нее и снять.

А на сайте Silicon Graphics sgi.com/fun/ java/ вы найдете ссылку на описание Java-системы VisAnimator, предназначенной для создания интерактивной визуализации и анимации в Интернете. Результат работы VisAnimator — это окно с вращающимся 3D-объектом, под которым находятся три кнопки управления: «Остановить», «Запустить», «Изменить скорость».

Продукты семейства Virtuoso призваны облегчить загрузку трехмерных интерактивных изображений. Эту технологию оптимизации и отображения 3D-объектов с 1997 г. развивает для рынка электронной коммерции израильская компания Virtue. На ее сайте virtue3d.com вы сможете посетить галерею трехмерных товаров небольшого онлайнового магазина. Для просмотра потребуется установить специальный интегрируемый программный модуль для браузера (plug-in) размерами всего 290 Кбайт. Просмотр предмета минимизирован по сравнению с настоящими VRML-объектами, но все же оставляет приятное впечатление. Virtue предлагает также Virtuoso Optimizer для превращения стандартного 3D-контента в легко загружаемые Web-объекты.

Еще одна 3D-технология, MetaStream, позволяет дискретно приближать и отдалять объект, перемещать его на плоскости, выделять область изображения, чтобы рассмотреть ее крупным планом. Образцы картинок, сделанных по этой технологии, вы найдете на сайте онлайнового магазина спортивных товаров styleclick.com. Интересно, что даже такая примитивная трехмерность способна поднять продажи. Один из владельцев этого сайта заявил, что те товары, которые демонстрируются в виде интерактивных картинок, продаются в 10 раз активнее, чем аналогичные товары, представленные обычным способом.

Эта технология хорошо себя зарекомендовала на рекламном рынке Интернета благодаря простоте и функциональности. Разрабатывать объекты MetaStream можно и стандартными средствами трехмерного моделирования, такими как 3D Studio Max со специальным интегрируемым программным модулем или RayDream Studio, сохраняя трехмерный объект в формате MetaStream (расширение mts). Разработчики этой технологии группа RTG (Real Time Group), подразделение фирмы MetaCreation, ввели новое понятие в 3D-терминологии — трикселы. Из них, как из кубиков, строятся объекты MetaStream. Триксел описывается декартовыми координатами X, Y, Z и цветом RGB. Количество трикселов, загружаемое в окно браузера пользователя, зависит от скорости канала и характеристик компьютера, в результате чего изображение можно начинать смотреть и управлять просмотром почти сразу после щелчка на определенной ссылке. Постепенно трикселы загружаются полностью, и изображение детализируется.

С помощью технологии IPIX (ipix.com) компании Interactive Pictures можно создавать и отображать панорамные фотоизображения, обеспечивающие 360-градусный обзор в любую сторону. Система работает с восьмимиллиметровым объективом «рыбий глаз» с охватом 180o. Фотографу надо сделать два снимка в противоположных направлениях, а затем «сшить» эти кадры на программном уровне (IPIX Builder) и обеспечить навигацию по панораме.

Похожая на IPIX технология Be Here Portal S1 Imaging System позволяет получить в одном кадре 360-градусную панораму, а также то, что находится на 50o выше и ниже линии горизонта. Изображения, полученные посредством Be Here Portal, можно вывести в форматах PICT, BMP или JPEG, сохранить в форматах QuickTime VR фирмы Apple или RealSpace фирмы Live Picture и опубликовать в Интернете. В итоге фотографию можно просмотреть с помощью браузера, содержащего соответствующий внешний программный модуль или встраивемое Java-приложение фирмы Be Here. Мышь позволяет передвигаться внутри плоского изображения по осям X и Y. Формат RealSpace допускает также изменение масштаба изображения.

Стоит отметить молодой (создан в 1998 г. и еще не стандартизирован) язык разметки третьего измерения 3DML (3 Dimensional Markup Language). Он выполняет те же задачи, что и VRML, но не описывает сами объекты, а лишь строит из готовых блоков сцену. 3DML проигрывает VRML в гибкости и мощности, но выигрывает в простоте освоения и скорости передачи информации. Язык прост для понимания, а для тех, кто знаком с HTML, вообще не представляет никакой сложности. 3DML разработан компанией Flatland Online Inc. как усеченная альтернатива VRML (он имеет ограниченный набор «кубиков», из которых собирается SPOT — трехмерная сцена по терминологии 3DML). Может быть, язык и найдет свою нишу в трехмерном Интернете, но для этого он нуждается в существенном улучшении. Например, значительным недостатком 3DML является неудовлетворительная поддержка языка JavaScript, — без этого страдают функциональность, динамика и интерактивность страниц.

К 3D-Интернет-технологиям относятся также cult3D (сайты, где рекламируемый товар представлен в cult3D, перечислены на странице cult3d.com/gallery/beos/) и Shout3D (интерактивный показ мод на сайте excitextreme.com/fashion/ демонстрирует, на что способна эта интересная технология).

В последнее время дизайнеры по-новому взглянули на возможности технологии Flash фирмы MacroMedia. Все чаще она используется для придания отражаемым объектам трехмерности и интерактивности. Так, всемирно известная компания Siemens построила свой сайт siemens.com/en2/flash/ полностью на Flash-технологии и демонстрирует на нем свою продукцию, в частности мобильные телефоны, в виде динамических Flash-картинок.

Думаю, есть и другие технологии, предназначенные для отражения трехмерных объектов в Сети, но неизвестные автору. Буду признателен, если кто-нибудь проинформирует меня о них.

Пока 3D-визуализация — это высокопрофессиональный труд, и без серьезного спроса трехмерность не завоюет Интернет на одном энтузиазме свободных художников, как его завоевали текстовые и плоскографические массивы. Созданию HTML-страничек может научиться любой школьник после нескольких часов подробных объяснений. С VRML, Java и рендерингом (визуализация и обсчет изображения) дело обстоит сложнее, но не трагически. Такие программы, как Internet Space Builder компании Parallel Graphics, trueSpace фирмы Caligari, позволяют быстро создавать трехмерные изображения. Internet Scene Assembler (Parallel Graphics) и 3D Shop Designer (UnitSpace) строят трехмерные сцены. Вышеупомянутый язык 3DML также призван облегчить проникновение 3D-миров в Интернет. Создание Java-приложений автоматизировано в нескольких объектно-ориентированных приложениях, например в JBuilder фирмы Inprise/Borland или в продуктах компании Sun, но эти программы — не для начинающих.

Я полагаю, что электронная коммерция может стать локомотивом продвижения новых технологий, в том числе 3D, в Интернете. Как раз в этом секторе Интернета есть финансовые ресурсы, которые могут быть использованы на приобретение мощных серверов, каналов связи и программного обеспечения для разработки, поддержки и защиты Интернет-магазинов в рамках крупных сетевых проектов.

В статье использовались материалы журналов «Бизнес в промышленности», PC Magazine, «Компьютер Пресс».

ОБ АВТОРЕ

Анатолий Опарин — ведущий специалист компании «Юнитспейс»,
е-mail:oparin@unitspace.com