Год от года емкость Интернет-рынка устойчиво растет — достаточно посмотреть на взлет американского фондового индекса NASDAQ, битком набитого акциями Web-компаний. Бытовавшее до сих пор определение Интернета как вселенской библиотеки постепенно отходит на второй план. Во главу угла ставится коммерческий успех Интернет-проектов, и Сеть воспринимается в первую очередь как полноценная бизнес-среда. Один из лидеров российского информационного рынка — «РосБизнесКонсалтинг», чей сервер занимает верхние строчки в разного рода Интернет-рейтингах, счетчиках и каталогах, — пример предпринимательского успеха, основанного на последовательном выстраивании бизнеса в Сети.

Путь из офлайна в онлайн

Российское информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» (РИА РБК) зарегистрировано в мае 1992 г. и изначально специализировалось на предоставлении финансовой информации. Ее доставляли клиентам в печатном виде с собственными курьерами агентства, а также пересылали по факсу и электронной почте. К началу 1993 г. у РБК уже имелось более 100 клиентов. В августе 1993 г. была создана собственная электронная доска объявлений (BBS, Bulletin Board System), используя которую агентство рассылало информацию клиентам с помощью модема. Объем информации тогда составлял около 200 Кбайт в день.

С ростом российского финансового рынка набирало силу и агентство и к 1995 г. уже предоставляло подписчикам полный спектр данных по всем сегментам валютного, кредитного и фондового рынков, а также аналитические материалы. Старая система связи с клиентами начала себя изживать, к тому же себестоимость печатных материалов была слишком высока. В мае 1995 г. вступила в действие первая версия сервера rbc.ru. Конечно, ее нельзя было назвать глобальным стратегическим решением. Перед первым сервером РБК стояли совершенно конкретные задачи: во-первых, повышение оперативности предоставления информации, во-вторых, снижение издержек производства и доставки. Поэтому подход был исключительно утилитарным: информация только по подписке, ничего бесплатного; практически сразу сайт стал рентабельным. Постепенно накапливался опыт работы в Сети, поток информации и количество клиентов стремительно увеличивались, выпускались новые информационно-аналитические продукты, была создана англоязычная версия сервера.

В ноябре 1996 г. началась онлайн-трансляция торгов в РТС (Российская торговая система — система внебиржевой торговли акциями российских эмитентов) в режиме реального времени. К маю 1997 г. клиенты РБК имели доступ к информации о ходе торгов по ценным бумагам и валюте на восьми крупнейших российских торговых площадках, причем информационные онлайн-потоки сопровождались встроенным техническим анализом. В августе того же года была выпущена первая лента новостей. Интернет постепенно превращался для РБК в среду обитания.

Весной 1997 г. руководство агентства приняло стратегическое решение — Web-направление было признано ключевым, началась разработка нового сайта на принципиально ином уровне. Если первая версия создавалась с использованием внешних ресурсов (аутсорсинга), то вторая — исключительно собственными силами. Команда высококвалифицированных Web-дизайнеров и программистов (40 человек) трудилась в течение года. Первоначально сайт поддерживали 10 серверов, потом их количество выросло до 30.

Новая версия была представлена Интернет-общественности в апреле 1998 г. На сайте РБК впервые появилась бесплатная финансовая информация (такие показатели, как курс рубля к доллару и немецкой марке, фондовые индексы, ставки межбанковского кредитного рынка и др.), часть ленты новостей также стала общедоступной, добавились экономические игры и конвертер валют. В день дефолта на новый сайт пришло более 100 тыс. человек (значительная доля аудитории Рунета на тот момент).

К 1 октября 1998 г. общее число заходов на сайт превысило 3 млн, скорость передачи данных уже не удовлетворяла потребности агентства. Весной 1999 г. было принято решение о переносе основных серверов РБК на М9 (центр российского Интернета), где пропускная способность каналов максимальна. С тех пор посещаемость сайта РБК не опускается ниже 100 тыс. однозначно определяемых пользователей ежедневно, средний уровень составляет 150 тыс., а в отдельные дни число посетителей превышает 250 тыс. Ежедневный объем предоставляемой информации — около 5 Мбайт. Постоянно появляются новые информационные продукты, как по российскому финансовому рынку, так и по финансовым рынкам других стран («РосБизнесКонсалтинг» сотрудничает со многими международными информационными структурами — Bridge Telerate, Tenfore, Reuters и др.). Последняя версия сервера действует с февраля 2000 г.

Как окупается один из наиболее успешных Рунет-проектов

Продажа содержания сайта

По мере развития Интернет-технологий растет удельный вес информации в свободном доступе (на сайте РБК доля такой информации — около 50%), поэтому необходимо поддерживать и развивать интерес клиентов к получению платной информации. На конец 1999 г. у РБК было более 2 тыс. Web-пользователей платной информации (на конец 1998 г. — 1,7 тыс.). Агентство почти полностью перешло в онлайновый режим (доля подписчиков, получающих информацию в печатном виде, не превышает 10%). Продажа содержания сайта дает РБК около 4/5 балансовой прибыли.

В настоящее время в РИА «РосБизнесКонсалтинг» существует несколько категорий платной Web-информации:

• Текущая информация (ленты финансовых, отраслевых, макроэкономических новостей, финансовые индикаторы и ход торгов по различным финансовым инструментам на различных — биржевых и внебиржевых — торговых площадках и т. п., а также оперативные аналитические материалы) — та информация, которая через какое-то время станет неактуальной.

• Структурированная информация (различные архивы и базы данных и специализированные информационные системы, например, «подшивки» периодических изданий, сборники по законодательству, тематическая библиография, а также любая систематизированная информация по запросу пользователя) — специфическая информация, интересующая определенные, достаточно узкие категории клиентов.

• Мультимедийная информация (комплекты изображений, фотографий, видео- и аудиофайлов для профессионального дизайна, программное обеспечение для обработки, анализа, хранения и экспорта данных, обучающие программы и т. д.).

Платная информация РБК обладает следующими важными характеристиками:

• оперативность (текущая информация предоставляется в режиме реального времени);

• качество (гарантия от сбоев: например, РБК имеет две выделенные линии связи с главной биржевой площадкой России — ММВБ);

• интегрированность и возможность обработки данных с помощью специального программного обеспечения (все ленты новостей снабжены функциями тематического поиска, фильтрации, сортировки и т. п. На биржевом терминале RBC-Shell клиент имеет возможность на одном экране просматривать новости и получать данные с различных торговых площадок, при этом данные поддаются сортировке и фильтрованию, на их основе можно строить графики и проводить технический анализ, их можно экспортировать в другие программы и т. д.);

• наличие обратной связи (незамедлительная реакция на запросы клиента и по возможности упреждение этих запросов).

Почти все Web-подписчики РБК — корпоративные клиенты, т. е. с точки зрения электронной коммерции деятельность агентства относится к сфере B2B (бизнес — бизнес), или межфирменной е-торговли (необходимо отметить, что при оплате услуг РБК системы электронных платежей или онлайновые банковские услуги не используются).

Главный товар РИА «РосБизнесКонсалтинг» — текущая информация (такие виды информации, как структурированная и мультимедийная, играют подчиненную роль, в то же время они часто интегрированы в получаемый подписчиками продукт), а в рамках текущей информации интересы пользователей делятся примерно поровну между лентами новостей и трансляцией хода торгов с включением оперативной аналитики.

Реклама

В 1999 г. оборот российской Интернет-рекламы составил около 1,5 млн долл. (прогноз на 2000 г. по различным оценкам — от 2,5 до 3,5 млн долл.). 70% этого рынка приходится на первую тройку наиболее популярных сайтов Рунета (по данным известной исследовательской компании Gallup Media, РБК-сайт стабильно входит в эту тройку). Доход от рекламы, размещаемой на сайте РБК, составляет около 20% балансовой прибыли агентства (реклама стала значительным источником прибыли агентства после августовского кризиса 1998 г.).

Рекламодателей привлекает обширная аудитория сайта, причем это «качественная» аудитория — пользователи, которые заинтересованы в высоком качестве товаров и услуг и готовы платить за него. Основные характеристики посетителей сайта следующие (по данным опроса 190 тыс. посетителей, проведенного КОМКОН-2 в октябре 1999 г.): 46% — в возрасте 25 — 34 лет, 59% — с высшим образованием, 61% — основные кормильцы в семье, 62% — жители Москвы и Санкт-Петербурга, 69% — руководители и квалифицированные специалисты.

Для РБК важен имидж серьезной площадки, поэтому на сайте не размещается «неподобающая» реклама и сайт не участвует в баннерном обмене (из-за невозможности контролировать содержание используемых в обмене баннеров). Услугами агентства по размещению Интернет-рекламы пользуются многие известные компании (Acer, CCI, Comstar, Compaq, Hewlett-Packard, Epson, IBM, Intel, Microsoft, 3M, «Белый ветер», МСС, МТС, «Ренессанс-Страхование» и др.). Большинство рекламодателей (60%) не ограничиваются разовым размещением рекламы, самое популярное место (в левом верхнем углу главной страницы) обычно занято на месяц вперед.

Если привлечение рекламодателей на сайт РБК — существенный источник прибыли агентства, то размещение рекламы РБК на других сайтах — важное средство увеличения посещаемости сайта РБК, в конечном итоге также способствующее росту оборота и прибыли «РосБизнесКонсалтинга». Доля расходов на рекламу в общих расходах достигает в отдельные месяцы 20%.

Баннеры РБК можно увидеть на всех крупных рекламных площадках, особенно эффективна реклама под ключевые слова в поисковых системах и каталогах (например, реклама РБК-сайта, появляющаяся в поисковой системе Яndex под запрос «курс доллара», имеет очень высокий для Рунета отклик баннера — 4%). Последнее изобретение РБК в области внешней рекламы — графический элемент «информер», на котором помещается автоматически обновляемая бесплатная информация о важнейших финансовых индикаторах, погоде, ценах на бензин и т. п. Этот элемент ставится по желанию пользователя на его Web-странице вместе со ссылкой на сервер РБК. С момента появления информера в июле 1999 г. более 4 тыс. пользователей воспользовались этой информационно-рекламной услугой.

Особая рекламная акция была проведена агентством в ноябре 1999 г. на специальном семинаре «Коммерческий успех в Интернет-проектах» — 50 участников семинара получили возможность бесплатного размещения рекламы на сайте РБК. Сиюминутной выгоде агентство предпочло долгосрочный эффект от установления связей с клиентами, которые со временем могут стать постоянными рекламодателями, и одновременно был сделан значительный шаг в направлении формирования положительного имиджа агентства.

Разработка Web-проектов и Интернет-маркетинг

Время, когда содержимое корпоративного сайта ограничивалось информацией о компании, давно прошло. Теперь создание своего сайта в Интернете означает осуществление комплекса мероприятий по нескольким направлениям: Web-консалтинг, планирование и проведение рекламных кампаний в Сети, PR- и маркетинговые Интернет-исследования, совершенствование Web-дизайна (разработка концепции, фирменного стиля и сложного программного обеспечения), электронная коммерция (решения B2B и B2C), поддержка и сопровождение информационного наполнения сайта, техническая поддержка и услуги размещения Web-страниц и т. д.

В начале ноября 1999 г. в РБК создан специальный департамент сетевых маркетинговых коммуникаций, который реализует накопленный агентством опыт в разработке Интернет-проектов для крупнейших российских компаний. Самой заметной удачей в этом направлении стал открытый 30 ноября 1999 г. сайт компании «Ренессанс-Страхование» renins.com, полностью разработанный специалистами РБК. На нем впервые в Рунете клиентам была предоставлена возможность онлайнового страхования. В настоящее время названный департамент работает над переводом ряда крупных компаний в режим электронного бизнеса.

Инвестиции в перспективные Интернет-проекты

В ноябре 1999 г. «РосБизнесКонсалтинг» приобрел у компании «Маркетинг в Интернете» 25% акций российской Интернет-газеты «Yтро» (utro.ru), остальные 75% купила американская компания Media Press Corp. РБК удалось найти для этой электронной газеты определенную нишу — данное Интернет-издание максимально приближено к обычным офлайновым СМИ и рассчитано на читателей, не только интересующихся виртуальной жизнью, но и желающих иметь источник информации, подаваемой интересно, свободно, беспристрастно и в то же время собранной отнюдь не по принципу «обо всем понемногу». Выбор оказался удачным — после перехода к новым владельцам популярность газеты выросла и продажи рекламной площади на этом сайте стали быстро увеличиваться. Планируется, что данный проект станет рентабельным примерно через год.

* * *

Итак, прибыльный бизнес в российском Интернете — не миф, а реальность сегодняшнего дня. «РосБизнесКонсалтинг» убедился в этом на собственном опыте.

ОБ АВТОРЕ

Ольга Карташова — пресс-секретарь РИА «РосБизнесКонсалтинг»,
e-mail: helga@mail.rbc.ru