В конце 1960-х ученые предложили теорию двойного кодирования, согласно которой информация в графической форме запоминается лучше, чем в словесной, поскольку мозг спонтанно снабжает изображения «метками»: в памяти сохраняются два кода, визуальный и вербальный, тогда как для каждого слова чаще запоминается лишь один код, вербальный.

Специалисты Университета Ватерлоо (Канада) провели серию экспериментов с участием 1100 испытуемых, чтобы уточнить роль символов в памяти человека. Участникам показывали символ или его значение в виде слова, например, $ или «доллар», и проверяли, сколько символов и слов им удается запомнить. Во всех случаях выяснилось, что символы запоминаются лучше, чем слова, что соответствует теории двойного кодирования. Авторы предполагают, что причиной также может быть возможность обозначить абстрактную идею конкретным значком, например, любовь — сердечком. Кроме того, символы обычно обозначают одно понятие, а слова часто многозначны. По результатам экспериментов была также разработана модель машинного обучения, прогнозирующая запоминаемость различных символов.