Удаленная работа, которую когда-то превозносили как новую парадигму повышения производительности труда и удовлетворенности сотрудников, постепенно теряет популярность. Все больше предприятий и государственных организаций требуют от работников возврата в офис – как минимум, частичного. Новые данные Бюро статистики труда США свидетельствуют о том, что после объявления об отмене в начале текущего года чрезвычайных мер, связанных с пандемией COVID-19, производительность труда снизилась. С учетом этого руководство предприятий переходит к ужесточению норм пребывания сотрудников в офисе.

Аналитики Gartner Research отмечают, что большинство инноваций, сервисов и дисциплин развиваются по цикличной схеме, включающей в себя этапы ажиотажа, принятия и разочарования. Определяющим же фактором станет повышение эффективности. Период разочарования наступает, когда производительность труда перестает соответствовать ожиданиям, а поляризация мнений в отношении гибридной и удаленной работы наряду с неясностью ее эффективности приводят к тому, что гибридная работа начинает терять свои позиции.

Государственные органы за рубежом требуют от работников чаще возвращаться в офис. Так, в Федеральном управлении гражданской авиации США ожидают, что с 9 октября работники будут возвращаться в офис три раза в неделю. В министерстве транспорта США то же самое произойдет с 10 сентября. Ряд известных компаний также скорректировали свою политику в отношении удаленной работы. По иронии судьбы, последним это сделал поставщик сервисов видеоконференций Zoom, обязавший всех сотрудников, находящихся в радиусе 80 км от офиса, приезжать на работу не реже двух раз в неделю. В Google большинство сотрудников должны находиться в офисе не менее трех дней в неделю. В июне сообщалось, что те же требования предъявляет к своим работникам и Meta (признана экстремистской и запрещена в России. — Прим. ред.).

Впрочем, пока, даже с учетом резкого ужесточения требований к местонахождению в рабочее время, заполняемость офисных зданий по-прежнему остается ниже уровня, существовавшего до пандемии. По данным компании Kastle Systems, отслеживающей данные о рабочих местах, средний уровень заполняемости в десяти мегаполисах США на текущий момент не превышает половины (48,6%). Показатели заполняемости офисов существенно меняются в зависимости от дня недели. Самыми популярными рабочими днями, проводимыми в офисе, являются вторник, среда и четверг. В США и других странах организации переходят от свободного графика гибридной работы, при котором сотрудникам позволялось самостоятельно выбирать дни своего пребывания в офисе, к структурированному. В среднем работники должны находиться в офисе 2,6 дня в неделю.

Руководство организаций все чаще называет удаленную работу потенциальной причиной снижения производительности труда. По данным Бюро статистики труда, за последние два года производительность труда снизилась на 1,9%, что стало «самым резким двухлетним спадом за последние 75 лет». Опрос Microsoft, в котором принимали участие 20 тыс. человек из 11 стран мира, показал, что 85% руководителей сомневаются в полной отдаче сотрудников при гибридной работе. Кроме того, гибридная работа наносит ущерб рынку недвижимости, поскольку все меньше компаний, придерживающихся такого режима, продлевают договор аренды или покупают офисную недвижимость.

Так или иначе, в условиях, когда безработица близка к рекордно низкому уровню, и найти талантливых людей становится все сложнее, люди не склонны прислушиваться к дискриминационным указам. В январе 2023 года канадское правительство издало распоряжение, в соответствии с которым государственные служащие должны были работать в офисе два-три дня в неделю, причем в дальнейшем долю очной работы планировалось увеличивать. Проведенный сразу после этого опрос показал, что более трети канадских государственных служащих рассматривают возможность увольнения по собственному желанию, а 120 тыс. человек объявили забастовку, выразив недовольство условиями гибридной работы и оплаты труда. Возможно, нечто подобное мы увидим и в других странах.