Управление данными стало одним из направлений ИТ-рынка, на которые критически повлиял уход из России зарубежных вендоров. При этом перемены в наибольшей мере коснулись именно компаний, являющихся лидерами различных отраслей. Внимание управлению данными уделяют организации, уже достигшие определенного уровня зрелости, они требовательны к возможностям решений и были склонны ориентироваться на известные западные продукты. Однако уже спустя год после санкционного кризиса ситуация стабилизировалась, резкий рост спроса стимулировал развитие существовавших и появление новых отечественных решений. С прошлого года тема импортонезависимости стала ключевой в рамках ежегодной конференции «Управление данными», организуемой издательством «Открытые системы». В преддверии «Управления данными 2023» мы попросили партнеров форума поделиться взглядами на состояние и перспективы рынка.

В ожидании зрелости?

Практика показывает, что российский бизнес не торопится отказываться от внедренных зарубежных систем, пытаясь по возможности продлить их использование. Как складывается ситуация с внедренными инструментами управления данными?

«Проекты в области управления данными имеют важную особенность: заказчику необходимо пройти определенный путь развития, чтобы осознанно приступить к решению этих задач», — считает Иван Новоселов, генеральный директор компании «ДатаКаталог». Для этого организация должна столкнуться с проблемами, связанными с инфраструктурой хранения данных, регулированием инцидентов в области качества данных и организации ролевой модели. Также важно иметь общее понимание ценности управления данными. До тех пор, пока заказчик не столкнется с многочисленными ошибками в отчетности, расхождениями контрольных показателей, задержками в подготовке новых аналитических отчетов, он не осознает необходимость внедрения инструментов для управления данными.

Иван Новоселов
Иван Новоселов: «Проекты в области управления данными имеют важную особенность: заказчику необходимо пройти определенный путь развития, чтобы осознанно приступить к решению этих задач»

«Наша разработка Arenadata Catalog для организации работы с данными вызывает значительный интерес со стороны рынка, — продолжает Новоселов. — Мы можем разделить всех заказчиков на три категории». Первая категория включает тех, кто ранее не имел опыта работы с управлением данными и только начинает внедрять подобные инструменты – естественно, отечественные. Вторая категория состоит из тех, кто уже экспериментировал с зарубежными продуктами и решил переключиться на российские. И, наконец, третья категория включает тех, кто разрабатывал свои собственные решения на основе открытых исходных кодов, но принял решение перейти на коммерческие продукты. Самыми осторожными из этих трех категорий являются заказчики, которые имели опыт работы с зарубежными решениями. Они ждут, когда российские продукты станут более зрелыми. Работать с этой категорией заказчиков наиболее интересно, так как их опыт помогает нам качественно развивать наш продукт.

«Бизнесу в любом случае придется заставить себя мигрировать на отечественные решения или open source. Чем раньше компании начнут планировать миграцию и связанные с ней бюджеты, тем лучше», — уверен Владимир Озеров, генеральный директор компании «Кверифай Лабс». Российский рынок исторически достаточно сильно зависел от зарубежных решений. Ряд компаний своевременно начал мигрировать на российские решения после 2014 года, но многие, включая некоторые компании с государственным участием, до сих пор занимают выжидательную позицию из-за высоких рисков и расходов на миграцию. При этом продолжает нарастать давление как со стороны западных вендоров (например, компания Microsoft, которая на днях отказалась продлевать подписки), так и со стороны регуляторов (требование миграции систем управления данными на отечественные аналоги в государственных компаниях к 2025 году).

«Отечественные программные продукты отлично себя чувствуют. На решения стоит очередь как из заказчиков, так и из партнеров», — утверждает Игорь Ломакин, директор по развитию DATAREON. По его словам, «все идет своим чередом», и российские компании отказываются от импортных систем, переходя на отечественные аналоги или ПО с открытым исходным кодом.

«Мы специализируемся на управлении данными и еще до официально объявленного курса на импортозамещение занимались им активно и по-настоящему, реализуя MDM-проекты в крупных государственных и частных компаниях», — отмечает Владислав Каменский, генеральный директор Universe Data. Сейчас помимо замещения иностранных MDM-систем появился большой спрос на продукты Data Governance, позволяющие выстроить целостную и комплексную стратегию управления корпоративными данными.

Роль догоняющих

Зарубежные решения приобрели популярность неслучайно – они действительно выделялись своим качеством. Насколько велико отставание российских инструментов сейчас?

Игорь Ломакин
Игорь Ломакин: «Основная проблема, на мой взгляд, в том, что мы ‘долго запрягали’ и сейчас находимся в роли догоняющих»

«Основная проблема, на мой взгляд, в том, что мы ‘долго запрягали’ и сейчас находимся в роли догоняющих», — говорит Ломакин. Однако и эта роль имеет свои плюсы: можно использовать функциональные, архитектурные, бизнесовые наработки западных конкурентов. У зарубежных решений была естественная фора по времени в несколько лет, но она сокращается. Кроме того, отечественный ИТ-рынок в последние годы начал активное развитие. При этом сейчас в российских решениях используются собственные ноу-хау, которые учитывают нашу специфику и выгодно отличают их от зарубежных.

«Российские инструменты по управлению данными появились сравнительно недавно. Но за последние полтора года они прошли колоссальный путь развития», — констатирует Новоселов. Сейчас они уже могут и поддержать новые проекты, и полноценно импортозаместить зарубежные решения.

«Наша сильная сторона – это советская и российская математическая школа, проявляющая себя в оптимальных алгоритмах и логике решений», — утверждает Каменский. А вот преимущество западных коллег – это огромный рынок, крупные инвестиции в проекты, огромное число внедрений. Это позволяет им выстроить эффективную систему сервиса, очень хорошо развивать продукт на основе полученного опыта. Это тот аспект, где важно не отставать. «Упаковка» и продажа продукта, взаимодействие с заказчиком – это зоны роста для любого российского вендора.

«Российские вендоры в значительной мере строят свои решения на основе проектов с открытым кодом, которые уже имеют достаточно мощный функционал. Это дает хорошую стартовую базу, но не является серебряной пулей», — признает Озеров. Для активного развития коммерческих продуктов на основе open source необходимы инженерные команды с соответствующими компетенциями. Такие команды являются достаточно дорогостоящими и при этом работают на примерно в 100 раз меньший рынок по сравнению с западными компаниями. Ситуацию усугубляет продолжающаяся «утечка мозгов».

Владимир Озеров
Владимир Озеров: «Российские вендоры в значительной мере строят свои решения на основе проектов с открытым кодом, которые уже имеют достаточно мощный функционал. Это дает хорошую стартовую базу, но не является серебряной пулей»

Озеров считает, что российские вендоры смогут закрыть критический функционал, но все равно в обозримом будущем будут отставать по определенным направлениям функционала от западных аналогов в силу объективных экономических причин. Бизнесу придется смириться с некоторой «просадкой» по возможностям, однако с основополагающим функционалом отечественные вендоры справятся. Например, по сравнению с хорошими результатами в области транзакционных СУБД и аналитических систем, успех в направлениях ETL, BI и каталогах данных менее заметен, но и здесь постепенно начинают проявляться лидеры.

Платформенный подход

«Ожидания российских компаний от инструментов Data Governance кардинально изменились, — полагает Новоселов. — Возросли требования к качеству интеграции с другими продуктами: требуется все больше разнообразных коннекторов, позволяющих корректно интегрировать инструменты по управлению данными, например, с различными отечественными BI-системами». Кроме того, вызывает интерес построение data lineage в изменяющемся ландшафте, поддержка проектов миграции хранилищ данных и аналитических систем за счет интеграции метаданных старых и новых систем, документирования результатов миграции. Нужно отметить, что современные требования к управлению данными также связаны с повышенными требованиями к безопасности данных. Компании все чаще обращают внимание на защиту данных, требуют возможности контроля и мониторинга доступа к данным, а также возможности аудита и отслеживания изменений.

Как отмечает Ломакин, потребности заказчиков и партнеров зачастую меняются даже в процессе общения. Например, в ходе обсуждения возможностей продукта в части интеграции приложений, заказчиков могут заинтересовать решение задач построения хранилищ данных, управление качеством данных и т.п. Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что все потребности заказчиков в сфере управления данными можно закрыть без использования импортного ПО.

Произошедшие глобальные изменения, скорее всего, необратимы, поэтому наблюдается повышенный спрос на продукцию российских вендоров. Компании планомерно подбирают инструменты импортозамещения, этот процесс набирает силу со временем, поскольку продукты сложные и комплексные, их замена требует тщательного анализа.

«Все серьезные игроки и у нас, и на Западе стремятся создать линейку продуктов, или даже целую экосистему. Это сложно и требует долгосрочных инвестиций и стратегии», — подчеркивает Каменский. Внедрение единой западной платформы ранее было легким выходом для отечественных компаний (если не считать финансовой стороны вопроса), так как давало проверенное решение и некую иллюзию гарантии успеха. Сейчас, когда плюсы применения западных платформ нивелируются возросшими рисками, заказчики приходят к системному сотрудничеству с российскими вендорами не только в применении решений, но и в их дальнейшем совершенствовании, совместном росте компетенций всех участников процесса.

Владислав Каменский
Владислав Каменский: «Все серьезные игроки и у нас, и на Западе стремятся создать линейку продуктов, или даже целую экосистему. Это сложно и требует долгосрочных инвестиций и стратегии»

«В России также распространен платформенный подход», — согласен Новоселов. Платформы имеют высокую популярность благодаря тому, что заказчику не требуется разрешать конфликты, возникающие между модулями, разработанными различными вендорами, и разбираться в областях ответственности. В рамках такой платформы компания может предложить заказчику эффективное использование инструмента для работы с данными, избегая необходимости создавать смесь из различных продуктов, напоминающую «творение Франкенштейна».

По мнению Озерова, рынок находится в достаточно хаотическом состоянии, так как многие компании одновременно начали работать над собственными решениями. «Ввиду ограниченного объема рынка места всем не хватит, поэтому в ближайшие годы нас ждет активная консолидация, многие компании будут поглощены или вовсе закрыты, а значительное количество усилий крупных компаний по разработке собственных решений в конечном итоге окажется экономически неоправданным. Нам придется пройти этот путь и альтернативы, скорее всего, нет», — говорит он.

Слишком большое число поставщиков увеличивает риски и расходы компаний, а слишком маленькое – наоборот, приведет к монополизации, росту расходов и ухудшению качества сервиса. Индустрии еще предстоит найти точку равновесия. Озеров считает, что идея «всеобъемлющей отечественной платформы» не является жизнеспособной ни с технической, ни с экономической точек зрения. Отрасли необходима как здоровая конкуренция, так и вендоры с глубокой экспертизой в конкретных направлениях.

Искусственный интеллект поможет?

В каких ключевых направлениях можно ожидать развитие отечественных инструментов управления данными?

«Мы будем развиваться в объединении функционала каталога данных, бизнес-глоссария и качества данных, в том числе с ориентиром на масштабируемый продукт, способный поддержать требования крупных заказчиков», — делится планами Новоселов. Планируется поддерживать домены данных, специфические для России, в том числе предоставлять инструменты мэппинга и профилирования данных с учетом российской специфики (например, паспорт, ИНН, адрес, регион). Уже сейчас «ДатаКаталог» активно проверяет гипотезы о том, как можно применить технологии искусственного интеллекта для управления данными.

«Думаю, что тема применения искусственного интеллекта в сфере управления данными достаточна интересна, и следует ожидать развития ее использования для автоматизации принятия решений и помощи человеку», — считает Ломакин.

По мнению Каменского, можно с уверенностью сказать, что направление Data Governance сейчас наиболее востребовано. Сохраняется интерес и к управлению мастер-данными, и к качеству данных, но выходит на первый план тенденция к импортозамещению ETL-систем.

В любом случае индустрия не будет отставать от мировых трендов: мир технологий все равно остается глобальным. При появлении новой тенденции и новых запросов заказчиков отечественные вендоры будут продолжать свою работу и принимать новые вызовы.