Добрая половина стратегических ИТ-трендов на 2024 год по версии аналитиков Gartner так или иначе связана с искусственным интеллектом или стимулируется им: это демократизация генеративного искусственного интеллекта (GenAI), постоянное управление киберуязвимостью, машинные клиенты, отраслевые облачные платформы, технологии устойчивого развития и платформенная инженерия. Однако на российском рынке искусственному интеллекту, похоже, по-прежнему не уступает в популярности прошлогодняя тенденция — импортозамещение. Для российского ИТ-сектора 2023 год стал периодом радикальных изменений. Компании всех отраслей экономики, осуществляющие цифровую трансформацию, были вынуждены в срочном порядке пересмотреть свои стратегии, приоритеты и бюджеты. В условиях непрекращающихся киберугроз и масштабной утечки специалистов, они адаптировались к росту требований потребителей и нестабильности рынков, активно искали альтернативы зарубежным решениям и занимались импортозамещением.

Текущую ситуацию и актуальные приоритеты российского бизнеса в области ИТ обсудили участники форума «Пульс цифровизации», организованного FCongress. Как подчеркнул управляющий директор Ozon Сергей Беляков, сегодня ИТ — это та сфера, где государство в высшей степени компетентно не только реагировать, но и задавать тренды, создавать условия для развития индустрии, направляя рост в ту или иную сторону. В Ozon работает 5 тыс. ИТ-специалистов, это примерно 10% общей численности сотрудников, и это единственная категория работников, которая не подвергалась сокращению даже в кризисные времена, потому что от нее зависит работоспособность всей «машины бизнеса». По словам Белякова, важными приоритетами для компании сейчас являются развитие систем искусственного интеллекта и акцент на безопасность.

«Хочется говорить про блокчейн и искусственный интеллект, а приходится говорить про импортозамещение», — посетовала Наталья Воеводина, председатель правления Росбанка. По ее словам, удовлетворение потребностей бизнеса с помощью ИТ-инструментов, к сожалению, слегка отодвинулось на второй план, а тема импортозамещения вышла на первое место. В банке решили первую волну задач по замещению западного ПО: заместили систему для работы на финансовых рынках, систему для управления активами и пассивами банка, платформу роботизации. Однако проблема импортозамещения и операционных рисков, связанных c использованием ПO, которое не поддерживается вендором, все еще никуда не исчезла. «Но на следующий год мы, к счастью, будем выбирать для импортозамещения те решения, что приносят еще и бизнес-ценность для клиентов», — отметила Воеводина.

Директор по информационной инфраструктуре госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов полагает, что иметь полностью суверенный весь технологический стек пока невозможно. А для такой огромной структуры как «Росатом», нельзя отказаться и от создания собственных решений.

«Мы обречены иметь все больше своих разработчиков, которые закрывают лакуны. Очень надеемся, что нас спасет искусственный интеллект с точки зрения трансформации бизнеса и рутинизации — у нас огромное количество задач», — резюмировал он.