Что общего между логистикой, безопасностью и качеством данных? Они влияют на эффективность бизнеса торговой сети. С развитием новых технологий все изощреннее становятся и способы хищения товаров, поэтому требуются новые методы повышения безопасности цепочек поставок. Перед тем как выдать водителю товар для перевозки, необходимо обработать большой объем информации, проверяя сведения о нем и его транспортном средстве. Как это сделать быстро и эффективно? Как из этого процесса исключить пресловутый человеческий фактор, который создает основные риски? На эти вопросы Андрей Кочнев, руководитель проектов по безопасности цепочки поставок «Леруа Мерлен», ответит 5 февраля на конференции «Качество данных 2020», организуемой издательством «Открытые системы». Он расскажет о реализуемом совместно с компанией IDX проекте автоматизированной верификации информации на основе анализа данных из доступных источников.

- Каких результатов вы ждете от проекта?

Расширение торговой сети сопровождается ростом объемов перевозок. Чтобы обеспечить качественную доставку, необходимо автоматизировать соответствующие бизнес-процессы. Большинство транспортных компаний начинают сегодня задумываться о повышении безопасности. В частности, многие внедряют автоматизированную систему проверок персональных данных водителей. Из процедуры такой проверки требуется исключить человеческий фактор: даже проверяя документы по заранее написанному плану, человек все равно что-то упустит, а автоматизированная система не только обойдется значительно дешевле (не нужно содержать большой штат cлужбы безопасности), но и сработает надежнее. Среди целей проекта: повышение безопасности перевозок, сокращение хищений, рост лояльности клиентов, обеспечение надежности поставок товара, выявление неблагонадежных водителей.

- Как возникла идея проекта?

Количество хищений груза при перевозках постоянно растет. В основном преступников привлекает высоколиквидный товар: строительные и отделочные материалы, оборудование, товары для дома и сада. Наша компания тоже сталкивается с такими проблемами. Несмотря на то что ответственность по договорам перевозки лежит на транспортных компаниях, «крайними» становимся мы — помимо финансовых потерь, получаем еще и репутационные: товар, предназначенный для продажи только в наших магазинах, может появиться в других торговых точках или даже продаваться с рук. Ну а с претензиями покупатели обращаются к нам. Сокращение ассортимента из-за недопоставок приводит к потере клиентов — ведь часть товаров заказывается для конкретных покупателей. Не видя товара на полках, люди уходят в другие магазины. Кроме того, есть и сопутствующие потери: время, которое можно было бы посвятить развитию бизнеса, уходит на разбирательства и урегулирования в соответствующих инстанциях, подготовку пакетов документов на каждую машину и на каждый вид груза, на запросы поставщикам.

Мы поставили задачу уменьшить подобные потери, и это можно сделать несколькими способами. Например, набрать в штат сотрудников, которые будут проверять данные по каждой машине и каждому водителю, чтобы вовремя обнаружить признаки фальсификации документов. Поскольку в месяц мы отгружаем больше 12 тыс. машин, организовать такие проверки было бы весьма затратно, а штат сотрудников вырос бы в разы. Обычно водителей проверяют сами транспортные компании, и мы не можем контролировать этот процесс.

Другой вариант — завести собственный автопарк и нанимать своих водителей, но при наличии 103 магазинов по всей России это тоже потребует больших затрат. С учетом того, что, помимо Москвы и Московской области, наши распределительные центры и склады расположены в Самаре, Санкт-Петербурге и Новосибирске, это приведет к увеличению стоимости перевозок и росту численности персонала. Да и человеческий фактор никуда не денется: службе безопасности придется проверять водителей вручную.

Оказалось, что на рынке нет готового решения, позволяющего исключить человеческий фактор из процесса обеспечения безопасности перевозок. И тогда у нас родилась идея. Перед отгрузкой транспортные компании предоставляют нам все данные на водителя и на машину, что в 99% случаев позволяет при проверке отсечь шоферов с сомнительной репутацией. Так почему бы не проверять такие данные сразу при их поступлении?

- С какими трудностями пришлось столкнуться?

Основной сложностью стало соблюдение законодательства о защите персональных данных. Чтобы передать данные водителя для проверки третьим лицам, необходимо запросить его разрешение. Но водители приезжают на склад только в момент отгрузки и заранее такого разрешения дать не могут. Мы долго обсуждали с юристами эту проблему и в итоге дополнили соответствующими пунктами договоры с транспортными компаниями, обязав их сразу собирать согласия на обработку персональных данных с возможностью передавать их нам и третьим лицам.

- Какие данные проверяются?

Проверяется подлинность личных документов. Не только, числится ли номер паспорта в списке недействительных (это можно посмотреть на сайте ФМС), но и выдавался ли паспорт с данным номером, а также соответствие, например, ФИО номеру паспорта. У физического лица, в частности, проверяется подлинность водительского удостоверения и паспорта, соответствие номера мобильного телефона и ФИО, паспорта и водительских прав. Для автомобилей и полуприцепов — соответствие свидетельства о регистрации транспортного средства и VIN на сайте ГИБДД, марки автомобиля в СТС данным на сайте инспекции, а также соответствие госномеров автомобиля и прицепа номерам, привязанным к VIN-кодам в официальных базах ГИБДД. При этом всегда есть вероятность некорректности информации. Обнаружив такие данные, мы будем сообщать о них в транспортные компании для оперативного решения проблемы.

- Как будет запускаться проект?

Запуск намечен на апрель 2020 года; мы планируем провести его в три этапа. Сначала будет реализована проверка физлиц, которая потом дополнится проверкой транспортных средств, а затем начнется третий этап — i-Parcing, когда мы будем моделировать определенные теги и искать в открытых источниках информацию о совершенных хищениях. Например, на сайте общероссийской автомобильной биржи, где отправители выставляют свои грузы, а водители вызываются выступить в качестве перевозчиков. Там есть форум, где публикуются сведения о случаях кражи или недопоставки товара. i-Parcing позволяет находить такие сообщения и определять, в положительном или отрицательном контексте упоминаются в них проверяемые нами данные.

Поддельные документы, как правило, используются злоумышленниками четыре-пять раз, а затем либо от них избавляются, либо через год они всплывают снова. Наша задача — не допустить к работе людей с поддельными документами, так как в случае хищения найти их будет очень непросто: поиск обычно обрывается на владельце машины, предоставившем ее в аренду мошеннику. В транспортных компаниях иногда вообще нет службы безопасности, либо там возлагают обязанности по проверке на неквалифицированный персонал или работают через региональных экспедиторов. Проверка в этих случаях происходит формально — по фото паспорта и его номеру.

Мы же выполняем двойной контроль — информационный и физический. Поэтому либо заблокируем отгрузку товара лицу с поддельными документами на этапе совместной с IDX проверки, либо выявим такие документы после приезда водителя на склад. Львиная доля подделок отсекается на первом этапе, если же в настоящий паспорт вклеена другая фотография, то это обнаруживается при очной проверке.

- Как будет выглядеть новый бизнес-процесс?

Перед планируемой перевозкой мы подаем заявку в транспортную компанию, представитель которой заходит на наш портал и вносит данные о водителе и транспортном средстве. После этого по выделенному API мы предоставляем эти данные в IDX для проверки. Через платформу IDX информация верифицируется с использованием эталонных источников (государственные базы, финансовые организации и т. д.). Для проверки данные передаются в зашифрованном виде, IDX возвращает ответ: верные данные или нет. Если ответ отрицательный, будем разбираться дальше. Например, случается, что у водителя на руках имеется рабочее водительское удостоверение, а на сайте ГИБДД оно числится как изъятое или несуществующее. Мы уведомим об этом водителя и отправим его решать проблему.

- Работаете ли вы с биометрическими данными, видео, отпечатками пальцев?

Пока не работаем, но уже есть мысли, как это внедрить в наш процесс.

- О чем планируете рассказать на конференции и чего ожидаете от участия в ней?

Расскажу об опыте, полученном в ходе проекта, выполненного вместе с нашим технологическим партнером — компанией IDX, специализирующейся на верификации личной информации, документов, проверке сотрудников и обладающей набором источников достоверных данных. Где взять качественные данные и как использовать их оптимальным образом? Эти вопросы интересуют всех.