Дефицит специалистов в области работы с данными  —  международная проблема, и рынок Казахстана не исключение. Компании пытаются решить кадровый вопрос самостоятельно, собственными силами доучивая выпускников вузов. Процесс теряет академичность: комплексных образовательных проектов пока не так много.

Программа Alfa Data School, за которую взялся  «Альфа-Банк Казахстан»,  стартовала  весной  2019 года. Банк готовит специалистов для себя и попутно формирует казахский рынок дефицитных специалистов. Максат Нуриденулы, управляющий директор и Chief Data&Operating Officer банка,  номинировал  этот проект на  премию  CDO Award . В интервью он рассказывает, почему школа так важна для стратегии управления данными и какое влияние она оказывает на культуру работы с данными в банке и в Казахстане в целом.

— Откуда пришла идея создания Alfa Data School?

Я присоединился к команде  «Альфа-Банка»  в качестве CDO в январе 2017 года.  На протяжении 2017–2018  годов шло формирование блока по управлению данными, создавалась инфраструктура для работы с  ними,  была полностью выстроена архитектура данных банка, централизованы все коммуникации и все процессы управления данными. И мы сразу  же  столкнулись с проблемой острой нехватки специалистов с соответствующими компетенциями  —  исследователей данных (data scientist) и инженеров данных. А тех сотрудников, в обучение и развитие которых мы вкладывались, быстро перекупали другие крупные организации Казахстана. Сегодня специалисты по данным нужны всем: и квазигосударственному сектору, и частным компаниям. По примерным  оценкам,  в стране не хватает минимум тысячи топ-менеджеров и около 10 тыс. специалистов.

Я постоянно изучал ситуацию, анализировал множество публикаций, в том числе зарубежных, и статья эксперта Forbes подсказала идею создания собственной школы для подготовки сотрудников с нужными компетенциями. Предложение прозвучало в январе 2019-го,  а  в конце января мы уже подготовили концепцию, 15 февраля ее  утвердили и  через полтора месяца, 1 апреля 2019  года,  открыли Alfa Data School.

  Инвестиции для  запуска потребовались  минимальные,  поскольку уже  была готова  инфраструктура для работы с данными,  подготовлены  теоретические и практические материалы. Инициативу поддержали несколько партнеров  —  ИТ-вендоров, заинтересованных в том числе в том, чтобы  получить подготовленных специалистов  из этой школы.

О наборе слушателей было объявлено в конце марта  2019 года  лишь по двум  каналам:  на сайте банка и через внутренние коммуникации  «Альфа-Банка Казахстан».  Мы предполагали, что  эта тема вызовет  большой интерес, и не ошиблись. За первую неделю мы получили более 500 заявок, а всего на стартовый поток их было подано 652. Обучение запускалось по трем  направлениям:  аналитики данных, исследователи данных, инженеры  данных. На  каждом направлении формировалась одна группа из 10 человек, а кандидаты  проходили  отбор с помощью тестирования и собеседований.

— Как организовано обучение в школе?

Учебные программы по каждому из трех направлений длятся три месяца. Материалы курсов готовили совместно с партнерами школы (DIS Group, SAP, IBM и казахская ИТ-компания Prime Source),  они  помогали нам организовать практические занятия. Наши студенты работают с реальными маскированными данными банка. Преподаватели  —  сотрудники банка и компаний-партнеров.

К концу 2019 года прошли три потока обучения, то есть  было  подготовлено 90 человек по трем специальностям. По  итогам  несколько выпускников взяты на работу в  «Альфа-Банк»,  причем не только в мой блок по управлению данными и операционной деятельностью, но и в другие  подразделения:  ИТ-департамент, блок рисков, блок массового бизнеса. Кроме того, после  обучения  первого потока мы поняли, что есть потребность  создать  еще  один курс —  «углубленный Excel», и за это время обучили около ста человек по такой дополнительной программе.

— Каковы итоги первого неполного года работы школы?

Наша гипотеза  подтвердилась:  сегодня школа Alfa Data School востребована.  Она обеспечивает банку  надежный кадровый резерв. Вкладываясь в обучение, мы тратим в несколько раз меньше, чем  заплатили  бы  за  готовых специалистов,  которых  к тому  же  очень трудно найти. Недавно мы презентовали Alfa Data School на уровне холдинга «Альфа Груп», объединяющего пять банков, и получили самые положительные отзывы. Многие банки группы заинтересованы в том, чтобы запустить у себя аналогичный проект. В конце ноября мы провели первую в истории холдинга внутреннюю конференцию Alfa Data, посвященную управлению данными, на которой рассказали о школе во всех деталях.

Хочу заметить, что Alfa Data School открыта для всех желающих, а не только  для  сотрудников  «Альфа-Банка». Обучение  у нас бесплатное. Подготовка кадров для банка  —  ключевая задача школы,  но,  кроме того, она помогает формировать отрасль данных в Казахстане.

— Образовательная программа требует серьезного подхода к содержанию программ, методикам обучения, подбору преподавателей. Только тогда можно рассчитывать на качественный результат. Как это происходило у вас?

Чтобы направить работу школы в правильное русло, мы привлекали коллег из HR-подразделения. Будущие преподаватели  —  сотрудники банка прошли в нашем обучающем центре специальные курсы. Мы совместно разрабатывали программы  подготовки,  советовались с партнерами, каким образом лучше выстроить  учебный процесс,  изучали зарубежный опыт аналогичных проектов.

В таком проекте важен научный подход, и мы рассчитываем его реализовать в Alfa Data School 2.0, которую планируем запустить в феврале 2020 года. Мы учли плюсы и минусы созданной программы и будем ее развивать  —  дорабатывать концепцию, добавлять онлайн-курсы, совершенствовать офлайн-обучение. В том числе планируем заключить соглашения о долгосрочном сотрудничестве с рядом  университетов — как казахских, так  и  европейских  и  североамериканских.  Это  обеспечит  научный фундамент  для наших практических программ. 

— Каковы критерии и процедуры отбора слушателей?

Абитуриенты Alfa Data School проходят  тестирование для выявления уровня  их подготовки в области данных и аналитики. Кандидаты на программы по data science и data engineering должны выполнить сложные тесты, программа по анализу данных предполагает базовый уровень знаний.

  Прошедших  тестирование  кандидатов приглашают  на собеседование, цель которого  —  понять, есть ли у человека желание развивать свою карьеру в банке после завершения обучения в школе и  понимание того,  каким образом он сможет это сделать.

— Если выпускник не остается работать в  «Альфа-Банке»,  какой вес имеет его диплом на рынке Казахстана?

  Выпукники получают документы разных категорий.  Обязательной частью курса является выполнение итогового проекта. Если курс пройден и проект сдан, студент получает диплом об успешном  окончании школы  и мы сразу предлагаем ему работу в банке. Если курс пройден, но итоговый проект сделан не лучшим образом,  учащемуся  будет выдан диплом о прохождении курса.  А  если студенту вообще не удалось сдать итоговый проект, он получает  документ о том,  что прослушал курс. Таким образом, мы явно даем понять, какой уровень человек имеет по окончании школы.

Мы  рассчитываем на то,  что сотрудничество с вузами даст возможность включить диплом Alfa Data School в государственный реестр документов об образовании. Кроме того, в рамках концепции Alfa Data School 2.0 планируется создать собственный  информационный  ресурс, где можно будет проверить оригинальность диплома и получить  сведения  о выпускнике.

— На каких данных студенты учатся и делают  проекты? Насколько  они связаны с реальным бизнесом банка?

Все задачи  — это  конкретные бизнес-кейсы банка, и несколько реализованных студентами проектов уже нашли применение в нашей работе.

— Как проект Alfa Data School увязан  со  стратегией банка в области  работы с данными? 

Наша стратегия управления данными интегрирована в общую стратегию  «Альфа-Банка» и  пронизывает все бизнес-инициативы по всем сегментам работы банка.  Одно  из направлений стратегии управления данными  — люди,  развитие  их компетенций. И  в рамках этого направления школе Alfa Data School принадлежит ключевая роль.

Кроме того, мы хотим использовать Alfa Data School как  R&D-лабораторию —  площадку для различных экспериментов, пилотирования самых смелых идей.

Мне повезло, что в блоке под моим руководством объединены два направления  —  управление данными и операционная деятельность. Для трансформации бизнеса это идеальная смычка. Статистика показывает, что цифровая трансформация банка на 60% эффективнее, если начинать ее с  бэк-офиса,  а не фронт-офиса. Имея в своем распоряжении все данные не только по клиентам банка, но и по процессам,  я могу  проще решить задачу  успешной трансформации операционного блока. 

— Какие здесь достигнуты результаты?

Большую часть своей 25-летней истории  в Казахстане  банк концентрировался на корпоративном и среднем бизнесе. Но около трех лет назад стратегия полностью  поменялась:  мы пошли в малый и розничный бизнес, стали работать с компаниями, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Новый курс заставил банк начать оптимизацию и цифровизацию, чтобы быть готовым к масштабированию бизнеса. А для этого необходимо понимание всех процессов. На текущий момент главная цель  —  полная автоматизация операционных процессов. Ежегодно объем транзакций, которые реализуются без участия сотрудников банка, возрастает на 10%.

— Есть ли в банке своя культура data-driven?

Наша стратегия по управлению данными именно так и называется  —  создание  data-driven-организации.  Любые управленческие решения, определяющие, в каком направлении развиваться, что оптимизировать и цифровизировать, должны приниматься на основе статистики и данных. Идея создания блока по управлению данными принадлежит СЕО банка, он является «амбассадором» этого направления, и зрелость культуры данных в банке очень быстро растет.

— Это означает, что знаниями в области данных, умением работать с ними должны обладать не только специалисты вашего департамента, но и сотрудники всех подразделений банка?

Верно. В банке принята agile-культура работы над продуктами, и мы ставим  условие,  чтобы каждый владелец продукта, такой  «мини-СЕО»,  имел как минимум базовые знания в области аналитики и управления данными. Для этого он должен пройти обучение в Alfa Data School.

— Таким образом, школа выпускает нужных вам специалистов с глубокими знаниями и одновременно влияет на культуру работы с данными в банке?

Alfa Data School  —  флагман с точки зрения внедрения культуры data-driven. Одного CDO, который  на каждом совещании  говорит о данных, недостаточно. Нужно, чтобы культура росла внутри организации. Школа  —  очень хороший фундамент для  такого роста. Мы хотим,  чтобы все сотрудники банка говорили на языке данных.

— Давайте  резюмируем:  какую роль играет проект Alfa Data School в реализации стратегических целей банка и как планируется его развивать?

Прежде  всего  банк получает собственный кадровый резерв в области работы с данными в условиях острого кадрового голода на рынке. Во-вторых, благодаря этой программе мы в целом влияем на развитие отрасли и формирование профессий будущего. Но есть и обратный  эффект:  Alfa Data School создает банку очень хорошую репутацию на рынке, позволяет сформировать HR-бренд, узнаваемый как в Казахстане, так и за пределами страны.

В обновленной версии Alfa Data School 2.0 будет расширен  перечень  курсов, появится возможность онлайн-обучения. Но обязательно сохранится и традиционный  формат. Обучение  будет смешанным, потому что студенты должны делать проекты на реальных  данных —  чтобы результаты этих проектов могли применяться в бизнесе.

Кроме того, мы хотим увеличить число партнеров,  участвующих  в проекте. У нескольких крупных международных компаний есть желание присоединиться,  поступили  предложения от телекома об участии в организации школы.