Batman: Arkham Knight (PC) review: Holy squandered potential, Batman. PC World, июль 2015

Предупреждаем, в этом обзоре будут спойлеры! Или, по крайней мере, некоторым может так показаться, ведь я собираюсь обсудить злодеев, участвующих в игре. Перечислим их поименно. И коснемся некоторых особенностей сюжета. Почему? А потому, что здесь есть ряд специфичных примеров моего восприятия провалов «Рыцаря Аркхэма», и мне проще следовать сюжетной линии, чем рассказывать о них отвлеченно.

Все, что в «Рыцаре Аркхэма» есть действительно достойного, почерпнуто Rocksteady из двух предыдущих игр

Готовы? Тогда приступим.

Уфф! С чего бы начать? Проще всего, наверное, с того, насколько провальным оказался перенос этой игры на ПК. Компьютер с ней просто не справляется. Даже в «Ведьмаке 3» при максимальных настройках я получил более высокую частоту кадров, чем в «Рыцаре Аркхэма». А на самых мощных видеоплатах она едва достигает традиционных для консолей весьма скромных 30 кадр/с.

Впрочем, версию для ПК наверняка исправят и доработают. Может быть, на это уйдет несколько недель. Может быть, несколько месяцев. Но у меня нет никаких сомнений в том, что, в конце концов, Rocksteady приведет все в порядок. Стоило ли выпускать игру в таком виде? Естественно, нет, и в нашем обзоре мы даже не пытались выставлять ей какие-то оценки. Она не в том состоянии, которое можно оценивать. Однако одними лишь техническими проблемами недостатки «Рыцаря Аркхэма» не исчерпываются. К игре есть много других претензий, не имеющие отношения к частоте кадров, проработке текстур и т.д. Давайте рассмотрим их более подробно.

Наверное, это странно, но «Рыцаря Аркхэма» нельзя назвать большой игрой. Она представляет собой некий набор достаточно интересных боевых приемов, разбавленных диалогами, которые вызывают чувство неловкости, а также кучу бессмысленных побочных миссий. У нее неплохой основной сюжет с некоторыми нелогичными ответвлениями и масса автомобильных гонок, из-за которых легко забыть, что вообще-то нам рассказывают историю о Бэтмене.

Все, что в «Рыцаре Аркхэма» есть действительно достойного, почерпнуто Rocksteady из двух предыдущих игр — невероятной «Лечебницы Аркхэм» и чуть менее восхитительной, но по-прежнему очень хорошей «Аркхэм-Сити». Стоит признать, что воплощение Бэтмена в «Рыцаре Аркхэма» просто фантастическое. Никогда еще его движения не были такими пластичными. Скольжение по городу кажется гораздо более естественным, чем в «Аркхэм-Сити». Реализован новый трюк выпрыгивания из Бэтмобиля на высокой скорости с полетом в воздухе и последующим скольжением. Выглядит просто потрясающе. Но это последний положительный эпитет, которого заслуживает Бэтмобиль.

Судите сами, в «Рыцаре Аркхэма» Бэтмобиль превращается в проблему номер один. Компания Rocksteady хвасталась Бэтмобилем еще задолго до выпуска игры, и теперь мы понимаем почему, ведь он встречается практически в каждом эпизоде. Даже Загадочника к этому приобщили — он конструирует гоночные треки. Я вовсе не шучу. Возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, ЗАГАДОЧНИК КОНСТРУИРУЕТ ГОНОЧНЫЕ ТРЕКИ. Это настолько откровенная глупость, что я даже не в силах с нею спорить.

В других миссиях вы сражаетесь с легионами и легионами «дронов» — их здесь просто пруд пруди, но все они представлены в беспилотном варианте, потому что Бэтмен не убивает! Пока вам не станет совсем скучно. Ни одну из этих миссий нельзя назвать сложной. Они просто несколько утомительны.

Но главный грех Бэтмобиля не имеет никакого отношения к автомобилю. Просто разработчики выбрали направление, в соответствии с которым самое большое и неэффективное приспособление Бэтмена должно играть определенную роль практически в каждом эпизоде игры.

Одной из лучших идей в «Лечебнице Аркхэм» и «Аркхэм-Сити» я считаю появление так называемого «Логова Злодеев». В «Лечебнице» мы видим, как каждый из врагов Бэтмена создавал из отдельной секции Аркхема свою собственную вотчину в большом королевстве Джокера. В «Аркхэм-Сити» сохранилась та же идея, но здесь злодеи обладают уже целыми зданиями: «Вот Пингвин прячется в своем странном музее! Вот секция печально известного мистера Фриза! Вот логово Безумного Шляпника, облик которого был навеян видениями Пугала!».

В «Рыцаре Аркхэма» от этого отказались и практически не вспоминают о злодеях за рамками основного сюжета. Пингвин занимается контрабандой оружия, таская его из безликих складов. Светлячок поджигает все вокруг и разбрасывает огненные ловушки. Нужно надавать ему три раза, и тогда он успокаивается. Мен-Бэт не делает вообще ничего — просто летает кругами, пока вы не начнете искать его. Двуликий грабит обычные банки.

«Batman: Рыцарь Аркхэма»: Утраченный потенциал

А Дефстроук — о, бедный Дефстроук! Ему вообще не досталось собственной сюжетной линии. Одному из самых грозных злодеев Вселенной DC отводится здесь роль четвертого плана. Он превращается в очередного второстепенного злодея, с которым вы уже сталкивались. Что может быть хуже? Битва с Дефстроуком, оборачивающаяся привычным уже танковым сражением на Бэтмобиле, которое как две капли воды похоже на ранее проведенный в этой игре танковый бой.

А главные враги Бэтмена вообще ни на что не годны. Занимаются каким-то мелким криминалом, в то время как весь город находится на грани вымирания. Двуликий ограбил несколько банков, а Пугало все грозит стереть Готэм с лица планеты своим токсином страха.

Пустышка. Просто скучно. В других играх из серии «Аркхэм» авторы еще как-то пытались сделать персонажи интересными. Взять хотя бы Календарного человека. Здесь же даже наиболее известные герои предстают просто шутами (в худшем случае) или пустыми заполнителями пространства (в лучшем). В том, что Пингвин продолжает заниматься контрабандой оружия, а Двуликий продолжает грабить банки, нет ничего уникального. Из-за того, что они помещены в эту среду, теряется аура «логова». Финальный бой с Двуликим происходит в банке, не отличимом от тех двух, которые он ранее ограбил. Нет ничего, подчеркивающего индивидуальность Двуликого. Все очень банально.

И это тем более странно, что город Готэм сильно изменился по сравнению с временами «Аркхэм-Сити». Повсюду блестят неоновые вывески. Здания отличаются необычной архитектурой и художественным оформлением. Все сделано, как в комиксах, и мне нравится летать по городу, но ни одно из этих интересных зданий не используется в сюжете. Они просто радуют глаз, когда вы пролетаете мимо.

Виноват в этом, на мой взгляд, Бэтмобиль. В «Аркхэм-Сити» был тот же открытый мир, что и в «Рыцаре Аркхэма», но игра воспринималась совершенно по-другому. Аркхем превращался в огромный центр, связывавший различные уровни. Сам город игра почти не затрагивала. Вы просто летели к месту очередной миссии, заходили внутрь, а затем в течение получаса исследовали здание.

«Batman: Рыцарь Аркхэма»: Утраченный потенциал

В «Рыцаре Аркхэма» вас боятся пускать внутрь домов. Вдруг вы забудете о Бэтмобиле? Наверное, 90% основного сюжета и 80% побочных миссий происходят в самом городе. А остальное? В основном это какие-то короткие набеги. Грабежи Двуликого, например, — вы попадаете внутрь здания максимум на пять-десять минут. А затем вас обратно выбрасывает на улицу.

В результате получилась игра, которая выглядит размытой. Вы переходите от одной пустой миссии к другой, обходя при этом злодеев. Если в «Аркхэм-Сити» появлялось ощущение, что злодеев слишком много, то в «Рыцаре Аркхэма» их слишком мало или, по крайней мере, меньше, чем нужно. По сути, мы имеем дело лишь с Пугалом (главным злодеем) и титульным Рыцарем Аркхема. Все остальное превращается в предмет одноразового пользования.

К счастью, Пугало все же занимает определенное место в этом повествовании. И здесь несомненная заслуга блестящего Джона Ноубла. Правда, повторяется, к сожалению, ситуация из «Звездных войн», когда талантливый актер вынужден произносить какие-то напыщенные, оторванные от реальности речи. С другой стороны, от него исходит такая угроза, что можно простить внезапные провалы сюжета и его нелогичные повороты.

«Batman: Рыцарь Аркхэма»: Утраченный потенциал

Сюжет же «Рыцаря Аркхэма» выглядит просто глупо. Но несмотря на предупреждение, сделанное в самом начале, мне не хотелось бы полностью убивать интригу.

Скажу лишь, что Пугало вынашивает свой очередной коварный план, согласно которому Готэм должен быть накрыт токсином страха. И это город, жители которого уже эвакуированы. Город, в котором остались лишь горстка полицейских, Бэтмен, Альфред и целая куча злодеев. Вперед, Пугало. Наполни город газом. Посмотрим, сумеем ли мы с этим справиться.

Заключение

При написании обзора игры «Рыцарь Аркхэма» я вовсе не испытывал к ней отвращения. Это типичный летний блокбастер. С попкорном и содовой. То, что проходит вполне гладко (за исключением идиотских танковых боев), но в конце вы ощущаете полную пустоту.

Перед вами большое логово Пингвина. Взгляните … для Пингвина как-то не очень подходит

 

Я вовсе не хочу сказать, что «Лечебница Аркхэм» и «Аркхэм-Сити» относятся к числу шедевров искусства, но это были достаточно удачные игры с супергероем. Возьмите стойкость Бэтмена, придуманного Ноланом, соедините его с приятным глазу Готэмом Тима Бертона, и зловещий образ темного рыцаря готов. Серия «Аркхэм» удалась, потому что в ней были обыграны сильные стороны Бэтмена — его брутальность, умение вызывать страх, ум и (что еще важнее) уникальные и лихо слепленные образы злодеев.

В «Рыцаре Аркхэма» ничего этого нет. Бэтмен перестал быть Бэтменом. Злодеи потеряли свой зловещий облик. За исключением общей сюжетной линии все достоинства предыдущих двух игр утрачены, а на смену тому, что я так любил, пришли бессмысленные заполнители. Уровни, которые я успешно прошел. Иногда чисто механически мне даже нравилось преодолевать все эти бандитские заслоны, радуя, как обычно, Бэтмена.

Но чаще всего игра «Рыцарь Аркхэма» напоминала мне ушедшего на пенсию профессионального атлета. Раздобревшего, потерявшего концентрацию и вечно хвастающегося своим действительно прекрасным автомобилем.