Как известно, компания nVidia довольно долго тянула с выпуском очередного поколения графических адаптеров. В то время как ее главный конкурент, компания AMD, представила новый производительный ГП на 40‑нм кристалле с поддержкой DirectX 11 еще осенью прошлого года, nVidia до последнего откладывала обновление своего модельного ряда. В результате весной этого года компания наконец-то представила два новых графических адаптера, которые маркетологи nVidia почему-то причислили не к серии 300, как можно было ожидать, а сразу к 400. Две новые видеокарты получили имена GeForce GTX 470 и GeForce GTX 480.

В основе обоих устройств лежит новая архитектура nVidia Fermi, названная так в честь итальянского физика. Главным ее отличием от предыдущих разработок nVidia стало то, что она является вычислительно-графической. Проще говоря, возможность использования вычислительной мощности ГП для ускорения работы прикладного ПО была предусмотрена уже на стадии проектирования «железа». Так что новые графические платы, вероятно, будут еще более эффективными в приложениях, применяющих технологию CUDA, чем устройства предыдущих поколений, созданные исключительно для работы с графикой.

Обычно после выхода нового ГП первые видеоплаты, выпускаемые различными производителями, полностью соответствуют эталонному дизайну и различаются по большому счету лишь маркировкой. Именно такие образцы и попали к нам в руки: GeForce GTX 480 компании Leadtek и GeForce GTX 470 фирмы Zotac. Внешне GTX 480 отличается от GTX 470 массивным радиатором, имеющим в верхней части площадку для пассивного рассеяния тепла. Кроме того, плата GTX 480 больше, чем GTX 470, длина которой составляет всего 24 см, что позволит без труда установить ее в сравнительно тесный корпус. Энергопотребление составляет 250 и 215 Вт для GTX 480 и GTX 470 соответственно.

В основе обеих видеокарт лежит микросхема nVidia GF100. Различия между ними заключаются в том, что у GeForce 470 из имеющихся 480 активны только 448 ядер CUDA, снижены частоты работы ГП и памяти, а также количество микросхем GDDR5. Кстати, площадь 40‑нм кристалла GF100 составляет 529 мм2, а число транзисторов, размещенных на нем, равно 3 млрд. Для сравнения: 32‑нм кристалл новейшего шестиядерного центрального процессора Intel Gulftown с 12 Мбайт кэш-памяти содержит «всего лишь» 1,17 млрд. транзисторов. Как и положено современному ГП, GF100 поддерживает DirectX 11, OpenGL 4.0, Direct CL, Direct Compute и CUDA.

Архитектура графического процессора действительно подверглась значительным изменениям по сравнению с предыдущим поколением. Потоковые процессоры, в прошлом называвшиеся шейдерными ядрами, а теперь — ядрами CUDA, объединены в 16 текстурных кластеров, или TPC (Texture Proccesing Cluster), каждый из которых имеет собственную кэш-память и блок, управляющий вычислениями. По четыре таких кластера, в свою очередь, объединены в кластер более высокого уровня, называемый GPC (Graphics Proccesing Cluster). Все кластеры GPC имеют собственный растеризатор и доступ к общему кэшу.

Новая технология 3D Vision Surround, доступная в последней версии драйвера nVidia выпуска 256, дает возможность задействовать в играх совместно несколько мониторов подобно тому, как это позволяет делать технология AMD Eyefinity. К тому же применение трехмерных очков nVidia 3D Vision сделает ощущения от игры еще более реалистичными. Правда, использовать 3D Vision Surround можно только в системах с несколькими графическими платами или с двухпроцессорной видеокартой GeForce GTX 295.

* * *

По производительности GeForce GTX 480 в большинстве тестов обошел плату Radeon HD 5870, однако отстал от 5970. Если сейчас вы планируете собрать систему с одной видеокартой, разумно обратить внимание на GeForce GTX 470, поскольку цена на это устройство вполне вменяемая, а ее производительности достаточно для современных игр. А купив Radeon HD 5870 по такой же цене, вы соберете еще более мощную видеоподсистему, но тогда придется отказаться от технологии CUDA, получившей в настоящее время весьма широкое распространение, чем, к сожалению, пока не отличаются ни ATI Stream, ни открытый программный интерфейс OpenCL, ни Direct Compute, разработанный компанией Microsoft.

Методика тестирования

Исследование проводилось на нашем привычном тестовом стенде на основе ЦП Intel Core i7 965. Мы оценивали производительность обеих видеокарт с помощью синтетических тестов FutureMark 3DMark Vantage и Unigine Heaven Benchmark 1.0 (в режиме DirectX 11), а также в играх World in Conflict:Soviet Assault и Colin McRae: Dirt 2. В таблицах наряду с данными, полученными для видео­карт nVidia Fermi, приведены результаты для AMD Radeon HD 5870 и 5970, взятые из предыдущих тестирований. Стоит учесть, что с того времени, когда мы испытывали эти устройства, ОС тестового стенда сменилась с Windows Vista на Windows 7, вследствие чего сравнивать полученные результаты не вполне корректно. Однако этого все же достаточно для того, чтобы ориентировочно соотнести производительность новых ГП nVidia, о которых идет речь в данной статье, с соответствующими показателями их главных конкурентов, изготовленных AMD.

Результаты тестирования производительности видеоплат программой FutureMark 3DMark Vantage в различных режимах, баллы

Технические характеристики видеоплат

Результаты тестирования программой Unigine Heaven Benchmark v. 1.0 (DirectX 11), кадр/с / баллы

Результаты тестирования производительности в игре World in Conflict: Soviet Assault (DirectX 10.0), кадр/с