Но не думаю, что многие из наших читателей уже сталкивались с ним в повседневной жизни. Компании Intel и AMD гораздо известнее как производители ЦП. Если о планах первой из них мы рассказали ранее («Мир ПК», №4/05, с. 54), то теперь пришла пора обратить внимание и на AMD.

Несмотря на то что в нашу тестовую лабораторию первым попал двухъядерный Athlon 64 X2, партнерам AMD сначала стали доступны двухъядерные процессоры Opteron для двухпроцессорных (модели 265, 270, 275) и для восьмипроцессорных систем (модели 865, 870, 875). Отличительной чертой двухъядерных процессоров Opteron будет цифра «пять» в конце модельного номера. Естественно, они имеют несколько меньшие частоты, чем быстрейшие одноядерные кристаллы, так как приходится отводить тепло от удвоенного количества транзисторов (модель 865 — 1,8 ГГц, 870 — 2 ГГц, 875 — 2,2 ГГц), однако позиционируются выше самой высокоскоростной одноядерной модели 852, функционирующей с частотой 2,6 ГГц. Новые процессоры Opteron совместимы с существующими 940-контактными системными платами, поддерживающими 90-нм процессоры, требуется только обновить BIOS. У них объем кэша составляет 1 Мбайт для каждого ядра.

Дирк Мейер, исполнительный вице-президент департамента вычислительных решений фирмы AMD, пояснил позицию своей компании по отношению к двухъядерным серверам. Первыми были выпущены серверные процессоры, поскольку наиболее эффективно использовать двухъядерные кристаллы в системах, работающих с многозадачными средами, там, где выполняются несколько программ одновременно. Чаще такая ситуация встречается на серверах, поэтому сначала, в апреле, и был анонсирован Opteron и лишь в конце мая — Athlon 64 Х2. Постепенный вывод процессоров для разных секторов рынка также объясняется ограниченными ресурсами компании. В первую очередь были запущены процессоры на том рынке, где они принесут наибольший прирост производительности. Но Дирк уверен, что проникновение двухъядерных систем в настольные ПК и даже ноутбуки — вопрос времени. К сожалению, представитель компании AMD не только затруднился ответить на вопрос о том, когда выйдут двухъядерные процессоры для ноутбуков, но и не сказал о тех сроках, на которые AMD может публично прогнозировать выход процессоров. Досадная неуверенность, особенно на фоне Intel, которая на весеннем IDF представила свои планы на год вперед. Тем не менее из официальных источников стало известно, что мобильные двухъядерные процессоры AMD намерена представить в 2006 г. Для сравнения напомним, что Intel также относит их выпуск на первую половину следующего года.

По словам Дирка, корпоративные пользователи могут рассчитывать на то, что имеющееся ПО готово для работы с двухъядерными процессорами; для программы он будет представлять собой просто двухпроцессорную станцию. Важным вопросом является и лицензирование ПО. Если производители программ станут настаивать на лицензировании по числу ядер, то это войдет в противоречие с законом Мура и вызовет резкое удорожание БД и подобного крупного ПО. В качестве положительного примера Дирк приводит действия корпорации Microsoft, уже обещавшей лицензировать по числу разъемов. Он сообщил также, что есть сведения об аналогичном решении IBM.

Что касается набора микросхем, то компания AMD предпочитает выпускать только первый набор микросхем для каждого нового семейства процессоров, а затем отдавать этот бизнес в руки партнеров. В будущем она собирается больше внимания уделять подобным программам партнерства, а сейчас такую работу ведет с компаниями Broadcom, nVidia и др. Производство же фирменных системных логик по-прежнему не входит в ее планы.

Если помните, на весеннем IDF-2005 активно освещался новый тип памяти — FB-DIMM. Для AMD каждый новый тип памяти — головная боль, так как встроенный контроллер фиксирует набор типов памяти, поддерживаемых данным процессором, конкурентам же достаточно разработать новый набор микросхем. Тем не менее Дирк Мейер считает FB-DIMM очень интересной технологией и обещает включить ее поддержку в будущие ЦП компании AMD. При этом он не забыл злорадно добавить, что из-за топологии существующих систем FB-DIMM более необходима для Intel, а вследствие высокого энергопотребления этого типа памяти системы AMD будут некоторое время находиться в заведомо выигрышном положении.

В конце мая компания AMD наконец официально анонсировала свою технологию виртуализации Pacifica. Как всегда, есть две новости: хорошая и плохая. Хотя данная технология оптимизирована для использования на двухъядерных процессорах, она будет поддерживать и одноядерные решения (очевидно, в многопроцессорных конфигурациях). Однако доступной она станет только в 2006 г., когда выйдет многообещающая ОС Microsoft — Longhorn. Реализация технологии — программная, рассчитанная на 64-разрядные процессоры, т.е. возможна поддержка в любой 64-битовой ОС. Уже точно известно о ее применении для Linux, Solaris и Windows. По мнению Дирка, «сейчас виртуализация — один из самых эффективных шагов для повышения производительности системы, поскольку такие привычные методы, как увеличение частоты ядра и размера кэша, уже очень трудно использовать. Кроме того, пока неясно, насколько быстро удастся наращивать количество ядер в кристалле». И еще он отметил, что будут продолжать развиваться технологии программно-аппаратной защиты системы от атак злоумышленников типа EVP (Enhanced Virus Protection — защита памяти от атак, использующих переполнение буфера), уже реализованной в Athlon 64 и Opteron. Актуален также вопрос разработки компиляторов и другого ПО, оптимизированного для процессоров AMD. Компания по-прежнему не собирается разрабатывать фирменные решения, ориентируясь на поддержку партнеров, — не хватает ресурсов.

Дирк Мейер в Москве

Интересно, как Дирк отозвался о партнерах AMD. Деликатно отказавшись от выбора лучшего из них, он отметил, что компания Sun уникальна установкой в серверах только процессоров Opteron (имелось в виду, что она не использует Xeon и Itanium, хотя, конечно, UltraSPARC никто не сбрасывает со счетов). Также Дирк отметил, что Sun имеет фирменную ОС и платформу, оптимизированную под процессоры Opteron. Компания НР была отрекомендована им как давний партнер AMD. Кроме того, он полагает, что именно поддержка НР процессору Opteron неоценима: «Без них было бы невозможно убедить корпоративный мир принять 64-разрядную архитектуру х86-64». Сейчас НР — самый крупный покупатель процессоров AMD. Естественно, и с IBM американский процессоростроитель имеет хорошие отношения — они вместе разрабатывают технологии литографии. Ранее IBM применяла Opteron лишь в высокопроизводительных кластерах, а теперь готова устанавливать его и в blade-серверах.

Что касается технологии литографии, то Дирк Мейер полагает, что она исчерпает себя к 2015 г. Однако он отметил, что отрасль развивается очень динамично и трудно предугадать ее прогресс на 10 лет вперед, который будет более непредсказуемым, чем в предыдущие 40. Хотя закон Мура в этот период еще продолжит выполняться, все же придется озаботиться изобретением новых материалов, так как счет идет уже на молекулы: диэлектрический слой в современных полупроводниках имеет толщину всего 10—15 нм, т.е. четыре—пять слоев молекул. Что же касается оптической литографии, то Дирк ожидает только ее модернизацию, он уверен, что даже переход на дальний ультрафиолет с фокусировкой с помощью вогнутых зеркал вместо линз породит локальные проблемы. А вот смена принципа литографии пока не актуальна: «Двадцать лет назад считалось, что будущее за рентгеновской литографией, однако оптическая справилась с проблемами; думаю, и сейчас будет происходить то же самое: в ближайшее время замены ей не потребуется».