Наблюдаемое в последнее время бурное, всеобъемлющее, но никем особо не контролируемое развитие Интернета подразумевает некоторый сумбур и неопределенность связанной с ним терминологии. Несмотря на то что практически все знают те или иные службы «Яндекса» или Yahoo и пользуются ими, мало кто может внятно объяснить значение слова «портал». То есть объяснит-то почти любой, но по-своему, основываясь на личном жизненном опыте. Для одного это стартовая страница в браузере, для другого — просто сайт с большим количеством информации. Третьи скажут вам, что портал — это страница со множеством ссылок на разные ресурсы в Интернете, ну а четвертые будут утверждать, что портал — это сайт, который объединяет группы людей по интересам. И все они в некотором роде правы, потому что на сайтах такого рода, как правило, красуется гордый слоган, что-нибудь вроде «информационно-развлекательного портала». Некоторые считают прямо-таки своим долгом назвать сайт порталом, видимо, полагая, что это положительно скажется на посещаемости. Понятно, происходит это оттого, что сетевой грамотности (как и сетевому этикету) нигде не учат в силу молодости самого Интернета.

Как известно, для разрешения вопросов терминологии принято обращаться к энциклопедиям. Оказывается, энциклопедия «Яндекса» — единственная, объясняющая значение слова «портал» не в архитектурном, но в Интернет-контексте (видимо, положение обязывает). Согласно «Яндексу», главная особенность сайта как портала — это его большая аудитория. Такая большая, что она растет самостоятельно и сайт уже не нуждается в дополнительной рекламе. Естественно, достигается это путем «...соответствия потребностям большого количества пользователей» и создания некой «критической массы сервисов». То есть портал, по «Яндексу», это страница, с которой пользователь начинает работу в Интернете, но не потому, что уверен в исключительной приспособленности ее для отображения как home page, а просто потому, что URL этой страницы первым приходит ему в голову!

Что же получается? Одна из главных особенностей портала и его отличие от «простого сайта» — это раскрученность и известность? Не слово «портал» увеличивает посещаемость, а рост посещаемости дает право называться порталом! Поэтому, как написано все в той же энциклопедии, подавляющее большинство порталов выросло вокруг поисковых машин и Интернет-каталогов просто в силу того, что пользователи на них часто заходили. Эти термины даже частично подменили друг друга в сознании простого пользователя Интернета. Действительно, где сейчас найдешь Интернет-каталог, на котором нельзя будет бесплатно получить почтовый ящик, прочитать последние новости, на худой конец, просто увидеть бородатый анекдот? Да будет ли кто вообще искать какой-либо Интернет-каталог, когда и так у всех на слуху «Рамблер» и «Яндекс», с лихвой обеспечивающие потребности Рунета? Здесь мы видим еще одно свидетельство специфики порталов — в каждой нише информационного пространства их немного, потому что у каждого своя очень большая аудитория, а число пользователей Интернета все же ограничено.

Вот парадный подъезд...

Видимо, следуя навеянному архитектурным происхождением слова «портал» образу мысли, различают порталы двух типов: горизонтальные и вертикальные. Нетрудно сообразить, что они отличаются соответственно широтой и глубиной охваченных тем.

Горизонтальный портал — это сайт, насыщенный самой разнообразной, но поверхностной информацией, стремящийся удовлетворить любые интересы всех категорий посетителей. Примером типичного большого горизонтального портала в Рунете может служить «Яндекс», а в Интернете в целом — www.msn.com. Как правило, такой портал предоставляет широкие возможности персонализации, начиная от изменяемых информационных блоков на заглавной странице и заканчивая такими тонкими настройками, как изменение внешнего вида каждого блока в отдельности, способ представления содержимого в нем и т. д. «Яндекс» в этом плане ушел дальше всех — в настройках «Моего Яндекса» можно даже выбрать количество информационных колонок на странице, т. е. серьезно поиграть с html-версткой. И хотя наверняка до подобных тонкостей дело ни у кого из посетителей не доходит, все равно иметь возможность в такой степени контролировать внешний вид своей стартовой страницы весьма приятно и полезно.

Для горизонтального портала наличие столь мощных функций персонализации — это вовсе не прихоть Web-программистов, которым нечем оправдать свою зарплату, а жизненная необходимость. Поместить на странице одни только новости на все имеющиеся в арсенале портала темы просто невозможно, а если и возможно, то крайне нежелательно, возникнет информационное перенасыщение страницы. Между тем посетитель должен сразу видеть то, что ему будет интересно, а не теряться в выборе ссылок на доступные ресурсы. Портал обязан соответствовать принципу, согласно которому пользователь видит нужную информацию, а не находится в ее поиске. Не надо показывать ему ссылки, по которым он заведомо не пойдет. Ведь по большому счету горизонтальные порталы воплощают в жизнь красивые слова: «в Интернете есть любая информация», и это вовсе не значит, что они дают ссылки на все сразу. Они просто предоставляют возможность до этой информации добраться. Выбрав единожды направления и области своих интересов, пользователь заходит на персонализированную страницу портала, и последний просто обязан предоставить ему широкий выбор интересующих его материалов, причем регулярно обновляющихся.

Вертикальный портал — это сайт, стремящийся охватить множество материалов в Интернете или какой-то его части (обычно по языковому признаку) на определенную тему (так называемый тематический портал). Таких сайтов гораздо больше, поскольку в отличие от горизонтальных (которые вынуждены захватывать внимание всей доступной им аудитории, что довольно сложно) вертикальные порталы занимают свою, часто свободную нишу. Типичным примером вертикального портала может служить один из самых популярных сайтов в Интернете — imdb.com, посвященный кино и всему, что с ним связано: от описаний фильмов до последних сплетен из жизни кинозвезд.

Легко понять, что вертикальные порталы создаются для объединения людей по интересам либо сферам деятельности. Из этого следует, что основная задача сайта, внезапно «осознавшего себя» вертикальным порталом, — предусмотреть для посетителей возможность контактировать друг с другом. Здесь самое главное — создать впечатление, будто мнение каждого человека очень важно и интересно. Может быть, для этого на сайте стоит организовать форум, или целую систему конференций, или просто предусмотреть функцию «оставить свое мнение» в новостях, или что-то еще. Посредством корпоративного портала (он, несомненно, будет вертикальным) может протекать некоторая часть производственного процесса в больших компаниях, где сотрудники не имеют возможности (а может быть, и желания) обсудить все лично, либо, наоборот, в маленьких или некоммерческих организациях, вообще не имеющих кроме этого самого портала никакого другого офиса. Существует даже такой термин, как «портал знаний». Это своего рода единое (но персонализированное) рабочее пространство для многих людей, в котором они имеют доступ к одной и той же базе знаний согласно своим правам и положению и могут обмениваться данными. В общем, всячески взаимодействовать.

Сколько стоит портал построить?

Когда простые люди вроде нас с вами говорят о построении Интернет-портала, то речь почти наверняка идет именно о вертикальном портале. Действительно, создать горизонтальный Интернет-портал в наше время возможно лишь в масштабах большой закрытой локальной сети либо в «местечковых» масштабах. Небольшими местными горизонтальными порталами вполне можно назвать сайты провинциальных провайдеров, которые те рекомендуют своим абонентам в качестве стартовой страницы (в основном по соображениям качества связи — страница провайдера грузится почти мгновенно в отличиие от того же «Яндекса», демонстрируя невиданную доселе скорость доступа в Интернет). Никто, разумеется, не запрещает вам на досуге заниматься разработкой собственного горизонтального Интернет-портала, призванного завоевать Рунет и убить «Яндекс», обладающий супернавигацией, предоставляющий супервозможности и имеющий невероятно удобный

супердизайн. Однако все, что в состоянии сделать собственными руками один-единственный человек, не превратит сколь угодно хороший сайт в портал, чьей самой главной особенностью, как мы уже отметили, является его огромная посещаемость, которая достигается во многом благодаря большим финансовым затратам. Как вы думаете, сколько стоил рекламный щит Yahoo! на прошедшем чемпионате мира по футболу? Или ролик «Яндекса», демонстрируемый ОРТ? Качественная реклама довольно сильно способствует превращению просто хорошего сайта в Интернет-портал. И так же, как самодельные самолеты никогда не достигнут уровня аэробуса, малобюджетный проект одного человека никогда не станет горизонтальным порталом.

Раз дощечка, два дощечка...

Итак, рассмотрим детально основные задачи, стоящие перед создателем портала (в общем случае это человек, ответственный за написание технического задания). Первое — решить, какие сервисы сайта персонализировать. Так, важно сразу определить, создавать ли регистрационные записи (логин, пароль) или обойтись одними «пряниками» (cookies). Очевидно, что хотя второй метод и проще с точки зрения программирования, но сильно уступает первому как по части безопасности, так и по части правильной идентификации пользователя. Применение «пряников» оправдано лишь в самых простых случаях персонализации. Там же, где существует какой-то форум, переписка, анкета, т. е. фигурирует частная информация, использование регистрационных записей непосредственно на сервере просто необходимо.

Важно отметить, что определенная и б?ольшая часть сайта должна быть доступна безо всяких идентификаций. По крайней мере, все, что может без них обойтись, должно без них обходиться. Представьте себе, например, что вместо заглавной страницы «Яндекса» его пользователи встречали бы приглашение ввести свой логин и пароль, а остальным предлагалось бы пройти процедуру регистрации. Вряд ли этот сайт достиг бы такой популярности, начни он тормозить продвижение своих посетителей (а посещал бы вообще кто-нибудь сайты с «клубничкой», если бы там не было free tour?s?). Не стоит забывать, что пока человек не заинтересован в достаточной степени, он и пальцем не шевельнет, чтобы исследовать что-то самостоятельно. И уж тем более не станет просто так оставлять о себе какую-либо информацию, даже если это всего лишь его обычный логин (который наверняка уже занят, так что придется потратить некоторое время, выдумывая ему замену) или самый простой пароль, не имеющий особого значения.

Персонализация вовсе не предполагает того, что вы должны предусмотреть возможность «игры» с внешним видом вашего портала, который может изменяться сам в зависимости от роли пользователя, сразу после идентификации. Очевидно, что интерфейс администратора будет существенно отличаться от интерфейса простого посетителя. Хорошо еще, если его дизайном вообще хоть кто-нибудь займется. (На одном из моих сайтов на дизайн для модераторского интерфейса времени не хватило, а возвращаться потом к нему не очень хотелось — проект был бесплатный. Модератор, по совместительству еще и второй программист, ругался-ругался да и нарисовал все сам в меру своих дизайнерских способностей. Однако и его, и меня это вполне устроило.)

Продумать роли всех участников работы сайта и четко распределить между ними права тоже весьма важно. Разделить ли всех просто на администраторов и «юзеров» либо ввести роль менеджера или менеджера раздела? А может быть, отдельно добавить модератора форума, оператора чата или ответственного за противопожарное состояние? Внезапное добавление в техническое задание еще одного разграничения полномочий, скорее всего, не сильно усложнит жизнь Web-программисту, но наверняка отвлечет его от других, более важных задач.

Кто в тереме живет?

В теории портал предоставляет посетителям много разной полезной и регулярно обновляемой информации. Откуда она берется на сайте? Стоит сразу подумать о том, как вы собираетесь обновлять контент своего портала. Будет ли он создаваться определенными людьми — авторами и регулироваться редакторами? Или информация будет собираться с известных ресурсов в Интернете автоматически, с использованием SOAP или XML, а может быть, простым анализом результата HTTP-запроса? Часто имеет смысл объединение нескольких методов. Большой портал — это не просто набор страничек и Web-скриптов, связанных с базой данных. Это еще и отдельный модуль, отвечающий за сбор и обновление контента. К примеру, для поисковой машины это индексатор ресурсов, а для небольшого локального горизонтального портала — скрипт, по нескольку раз в день собирающий в Интернете последние новости, прогноз погоды и динамику изменения индекса NASDAQ.

Способ регулярного обновления контента — это второй очень важный вопрос, который нужно решить еще до того, как начнутся собственно работы по созданию сайта. Избитая истина — если не знаешь, что сказать, лучше молчи. Так же и здесь — если не продумал, как сайт будет обновляться, то уж лучше не тратить время и силы. Опять же нужно заранее сопоставить объемы каждодневных работ по поддержке проекта с имеющимися ресурсами — финансовыми (зарплата модераторам и редакторам) или временн?ыми (все сделаю после работы сам, попивая кофеек). В принципе все вышесказанное относится не только к порталам, но и вообще к любым информационным сайтам. Однако применительно к порталам проблема обновления стоит особенно остро.

Найти нужное

Теперь поговорим о доступности информации на страницах будущего портала — третьем важном моменте. Как известно, чем больше информации доступно, тем труднее увидеть в ней то, что именно в данный момент вас интересует. Часто человек уверен, что на этом сайте он видел что-то полезное, интересное и злободневное, но совсем не помнит, где конкретно. Для таких случаев на каждом большом сайте, в том числе и на портале, должен быть предусмотрен механизм поиска. Между прочим, читавшие Якоба Нильсена люди знают, что довольно большая часть Интернет-аудитории вообще не мыслит сайтов без возможности поиска по ним, а наша задача — привлечь всех, кто способен удержать наш URL в голове, не правда ли?

Поиск по сайту полезен практически везде, где есть регулярно обновляемые рубрики и список ссылок в архиве уже перевалил (или по плану перевалит очень быстро) за нижний край экрана, туда, куда нужно добираться «на колесах» (я про мышиное колесо, разумеется). Механизм поиска вовсе не обязательно делать навороченным, со множеством опций. Как я уже упомянул, для многих людей важен сам факт возможности поиска, пусть даже и очень гибкой. Однако в каждом конкретном случае стоит разобраться отдельно — ненавязчиво поспрашивать первых посетителей, не забыть рассмотреть этот вопрос на тестировании и т. д.

Все излишнее вредит

Доступность информации — это, разумеется, не только наличие или отсутствие механизма поиска или карты сайта. Немалую роль здесь играет и дизайн, и продуманность навигации. Очень важно также не путать пользователя непонятным для него «мусором» в адресной строке. Адресная строка, как учат мудрые, должна повторять навигацию «в глубину».

И еще несколько слов о дизайне портала. Как известно читателям «ководства» (www.design.ru/kovodstvo/), мы живем в эпоху текстового дизайна. Несмотря на всякие разные обещания и прогнозы многолетней давности, быстрого Интернета у нас до сих пор нет. Поэтому красивые большие картинки спросом и популярностью не пользуются. Оставим графику для промосайтов и презентаций. А своему не в меру работоспособному дизайнеру скажите, что если он будет хорошо себя вести, то графика ему еще успеет надоесть, но вот портал с тяжелой стартовой страницей точно долго не проживет.

Сайт должен быть легким и загружаться моментально. Это справедливо не только для дизайна порталов, а и для Web-дизайна вообще, но иногда скоростью загрузки можно пожертвовать, если идея сайта предполагает наличие красивой графики. Однако никакая идея портала не дает его страничкам права «весить» 300 Кбайт без баннеров. У портала не должно быть титульной страницы с логотипом и надписью «для входа нажмите здесь»! «Юзабилити» должно стать вашим любимым словом. Всегда помните, что портал — это сайт, на который заходят ЧАСТО. Если ваш сайт не подходит для многократного применения, то просто не называйте его порталом. Попробуйте пользоваться вашим сайтом в течение целого дня много раз, заходя на него как простой посетитель. Все, что вызовет хоть малейшее раздражение, должно быть переработано или хотя бы переосмыслено. Конечно, желательно бы использовать для этого настоящего «простого посетителя», но если такого под рукой не нашлось, то вы и сами вполне подойдете. Портал — сайт, не вызывающий отвращения даже когда на него заходишь в сотый раз: потому что он удобен, быстро загружается и информация на нем полезна.

Можно сказать, что создание Интернет-портала — это вершина Web-строительства. Портал — сайт, сложный со всех точек зрения, начиная от продумывания идеи, программирования и дизайна и заканчивая раскруткой и поддержкой. Не случайно во всех студиях Web-дизайна и компаниях, занимающихся Web-разработками, признают, что создание Интернет-портала — самый дорогой пункт в их воображаемом (а иногда и реальном, что реже) прайс-листе. Большие корпорации уже давно сообразили, где собака зарыта, и решили, что без них тут не обойтись. Microsoft, Lotus и другие компании, производящие программное обеспечение, давно предлагают технологии, призванные упростить создание порталов. Lotus Domino, к примеру, уже содержит в себе все необходимые инструменты для поддержки различных рабочих групп, объединяет в одной базе данных информацию из множества самых разнообразных источников и многое другое. Однако стоимость таких продуманных решений, как вы сами можете догадаться, далеко выходит за рамки обсуждения ее простыми сайтостроителями, не имеющими под рукой десяти программистов и двадцати дизайнеров. Поэтому, скорее всего, у вас не должно возникнуть вопроса об используемом инструментарии — придется обойтись самыми обычными средствами.

Конечно, эта статья не претендует на полное раскрытие всех вопросов, связанных с построением больших и серьезных порталов. Учитывая, что признаки портала есть практически в любом сайте и настоящие порталы отличаются от них лишь качеством и популярностью, можно сказать, что полное руководство по построению Интернет-портала представляет собой множество книг по Web-программированию, Web-дизайну, руководств о ведении проектов, литературы о «юзабилити». И конечно же больше всего о порталах вы сможете узнать, просто путешествуя по Сети, внимательно изучая и сравнивая разные сайты, пытаясь понять, в чем секрет успеха того или иного проекта, что дает этому порталу право называться порталом, и т. д. Интернет как явление еще очень молод, и в разработке Web-сайтов не может быть абсолютно верных и всеми опробованных путей. Даже самые опытные профессионалы могут дать вам лишь несколько общих советов. Как написано на сайте одного из самых авторитетных дизайнеров Рунета: «...истину вам предстоит найти самостоятельно».

С автором можно связаться по e-mail: rustle@smtp.ru.