лет назад в школьную программу и ввели новый предмет под названием «Экология», а совсем недавно Центром ТСТО УГТУ и издательством «Образ» выпущен и компакт-диск, посвященный данной теме, — «Экология. Общий курс».

Программа работает в среде Microsoft Internet Explorer. Экран разбит на три части: сверху — навигация по программе, слева — содержание текущей главы, справа — основная часть, или собственно учебник. Последний отвечает всем требованиям мультимедийного жанра: гипертекст с иллюстрациями, видеофрагментами и анимацией (правда, по ссылкам на термины попадаешь в словарь, а не на другие страницы, где они упоминаются). Иллюстрации можно увеличить до размеров окна учебника, а если они не помещаются — просмотреть по частям. Анимации, как правило, непродолжительны по времени, озвучены и заканчиваются быстрее, чем успеваешь понять, о чем же там говорилось. Представленные видеофрагменты зачастую бывают довольно сумбурны: как в калейдоскопе мелькают города, поля и луга, свалки и стройки. Эти виды сопровождаются рассказами об экологии в целом но, к сожалению, текст почти не связан с тем, что происходит на экране.

Курс включает восемь глав, каждая из которых подразделяется на параграфы, состоящие, в свою очередь, из нескольких пунктов.

Наряду с учебным материалом в каждой главе содержится около 20 вопросов для самопроверки, а также тесты. После тестирования программа подсчитает рейтинг и покажет, на какие вопросы были даны неверные ответы.

Работая с курсом, имеет смысл пользоваться словарем, а также библиотеками иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, причем все это можно вызвать как из самого учебника, так и отдельно. Однако несколько странным показалось отсутствие системы поиска. Элементы управления Internet Explorer скрыты от глаз пользователя, поэтому нельзя изменить настройки программы (например, размер, цвет или начертание шрифта) или использовать стандартные средства поиска. Кроме того, непонятно, зачем пользователю в ReadMe предлагается включить поддержку JavaScript, если в программе не работают кнопки управления. Весьма сомнительно, что он сможет сделать это без дополнительных советов.

Еще одна особенность программы — практически полное отсутствие справочного аппарата. Несмотря на простоту и доступность навигации, остается неясным, каким образом можно распечатать текст и иллюстрации, а также как настроиться на сетевую работу. Ответы на эти вопросы пользователю приходится искать самостоятельно. Однако невзирая на все недостатки, можно сказать, что программная часть курса выполнена неплохо — продукт работает достаточно быстро и не конфликтует с приложениями. Текстовые и графические элементы можно легко перетащить мышью в другие программы.

Хуже, к сожалению, обстоит дело с построением теоретической части учебника. Она написана «канцелярским» языком и слишком длинно. Читать ее сложно, и в потоке слов теряется смысл. Главный же недостаток учебника — отсутствие основополагающей идеи. Также не рассмотрены конкретные вопросы типа: как школьник или студент может изменить экологию того места, где он живет? Что больше всего отравляет окружающую среду и что является опасным в городе и селе? Как человеку приспособиться к среде обитания, какие болезни называют техногенными и каким образом они проявляются? Курс изобилует общими фразами, например: «осознавать меру опасности экологического кризиса», «личная ответственность за существование биосферы», «грамотная политика, направленная на сбережение природных ресурсов» и т. д.

Для кого же предназначена такая программа? В школе экология, как ни прискорбно, предмет далеко не основной, его обычно не сдают при поступлении в вузы. Поэтому, скорее всего, ученики самостоятельно работать с этим диском просто не будут — у них и так слишком большая нагрузка. Да, можно использовать материал для составления докладов или рефератов, к тому же в редактор очень легко копируются текст и картинки. Конечно, с курсом можно работать и на уроках в школе, особенно когда экология стоит по расписанию последней, ведь мультимедиа-уроки обычно проводятся в кабинетах информатики. Но в таком случае следует несколько иначе разбить курс, а также разработать систему проверки знания теории и обеспечить возможность возвращаться к плохо усвоенному материалу. Следовало бы включить еще достаточно большое количество тестов, выбираемых случайным образом, вести сетевой журнал, где проставлялись бы оценки учеников, разработать вспомогательные блокноты, а также обеспечить возможность расширять и дополнять курс. Этого, к сожалению, пока не сделано. И все-таки, несмотря на все недоработки, курс выполняет возложенную на него функцию — представляет экологию не просто как школьную дисциплину, но и как неотъемлемую составляющую нашей жизни.

Об авторе

М.А. Пчелин — координатор детской тестовой лаборатории журнала «Мир ПК»,
тел.: (095) 144-45-21, 197-66-43, 192-11-97,
факс: (095) 197-36-36

Коротко о продукте

Экология. Общий курс
? Представлен курс экологии в виде гипертекста, дополненного иллюстрациями, анимацией и видеофрагментами, для ее самостоятельного изучения школьниками и студентами
? Системные требования: 486DX, 16-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800Ё600 точек при отображении 65 536 цветов, 4Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х

Детская тестовая лаборатория журнала «Мир ПК» благодарит компанию «Вист» за техническую поддержку.