Lotus Notes шагает по планете уже более 20 лет – первая версия, работающая под DOS, вышла еще в 1989 году, и все эти годы Lotus Notes остается мистическим продуктом, который или любят, или ненавидят – среднего не дано. Много раз слышались предсказания о его смерти с такими комментариями, как «слишком велика конкуренция», «вчерашний день» и т.п. Однако каждый раз что-то происходит: то продукт оказывается под крылом у IBM, то появляется версия для Internet или «просто» новая версия с очень нужной пользователям функциональностью – и в результате платформа чудесным образом продолжает жить и удовлетворять запросы верных ей пользователей. Секрет Notes в том, что это не программный продукт или просто электронная почта, а именно платформа для разработки приложений средствами скриптов и языка формул. Созданные системы оказываются легко связанными друг с другом, с электронной почтой и другими стандартными приложениями, что и создает оптимальные условия для потока документов в бизнес-среде.

Помимо развитых функций и возможностей разработки бизнес-приложений, Lotus Notes представляет из себя единую среду коллективной работы, когда пользователь, не щелкая окнами множества других приложений, способен обмениваться почтой или сообщениями, совместно работать над документами с коллегами, раздавать поручения, получать необходимые данные из других бизнес-приложений, например кадровых, ERP-систем и т.д. Кажущаяся на первый взгляд сложность быстро перерастает в работу с действительно удобным инструментом, решающим практически все задачи по взаимодействию и совместной работе в коллективе, независимо от того небольшая ли это компания, состоящая из нескольких офисов, или большой международный конгломерат.

Lotus Notes можно представить в виде набора разноцветных кубиков всевозможных размеров, соседствующих друг с другом или вложенных друг в друга. У каждого кубика свой набор свойств, программ и триггеров. Неудивительно, что Lotus Notes ненавидят – если хочется получить простое средство, как например клиент электронной почты, то разбираться в кубиках нет никакого желания. Неудивительно, что любят – из набора кубиков можно создать все, что угодно, с любой степенью сложности.

Сегодня Notes перекочевывает в облака и предоставляется в виде приложений по модели SaaS (Software as a Service) под общим названием LotusLive.

Компоненты LotusLive

LotusLive представляет собой набор сервисов, таких как адресная книга, электронная почта, библиотека файлов, Web-конференция, сервис по проведению электронных опросников/голосования, система мгновенного обмена сообщениями и возможности по настройке интерфейса под требования пользователей. На аппаратном уровне LotusLive соединяет в одну группу несколько серверов: Apache, Sametime/Domino, Websphere, DB2 (см. рисунок). Пользователь отделен от системы двумя межсетевыми экранами, образующими три зоны надежности: красную, желтую и зеленую. В задачу расположенного за первым сетевым экраном прокси-сервера WebSeal, построенного на основе Tivoli Access Manager, входит проверка прав пользователя на запрашиваемый ресурс. Связь осуществляется по защищенному протоколу HTTPS. На этом этапе сервер мгновенных сообщений Sametime MUX (Multiplexor) обеспечивает бесперебойное прямое соединение с пользователями по протоколу TCP/IP, и только за следующим сетевым экраном второй сервер Sametime имеет право доступа к интерфейсным элементам LotusLive, работающим на включенных в кластер серверах Apache и WAS CE (WebSphere Application Server Community Edition). В систему также входят сервер бизнес-приложений (Business Support Systems, BSS), электронная почта и хранилище данных. За вторым сетевым экраном, в зеленой зоне, связь осуществляется по незащищенному протоколу HTTP (за исключением протокола SMTP для почты).

Рассмотрим теперь, какие сервисы доступны в рамках структуры облаков IBM, какие пакеты можно из них собрать и какова примерная стоимость предоставляемых услуг (см. таблицу).

Электронная почта

Для развертывания хостингового решения электронной почты корпоративного уровня LotusLive предлагает организовать домен для служебных адресов на основе сервера Lotus Domino. Таким образом, предприятие использует функциональность сервера без необходимости приобретать лицензию на его программное обеспечение – сервер уже находится в облаках. Традиционно Lotus Notes связывают прежде всего с электронной почтой, поэтому и облачная почта называется LotusLive Notes. Однако, клиент Notes для связи с облаком все еще необходим – это облачное решение c Notes-интерфейсом. Для того чтобы не устанавливать клиентскую программу на каждом компьютере, доступ к нему может быть реализован с помощью технологий виртуализации. Возможность создания пользовательских папок, делегация полномочий, почтовые фильтры, полнотекстовый поиск, календарь – все работает так же, как и в случае традиционной архитектуры, но только сервер Domino находится на облаках. Спам-фильтры и проверка на вирусы, а также и архивирование – все это задача провайдера облачных сервисов, которым в этом случае является компания IBM.

Для заполнения ниши SMB она предлагает облегченное решение LotusLive iNotes – электронную почту с Web-интерфейсом. Для работы с почтовым ящиком пользователю потребуется компьютер и доступ в Сеть, но можно организовать доступ и через Webmail, из клиента Notes на десктопе (POP3, IMAP и SMTP) и из мобильного устройства (используя POP, IMAP и IMAP IDLE). Благодаря простой консоли для создания новых пользователей или изменения паролей администратор не нужен. Несмотря на то что этот продукт ориентирован на небольшие предприятия, теоретически им может воспользоваться и крупная организация – ограничений на количество пользователей нет.

Web-конференция

Облачная Web-конференция LotusLive Meetings (известная ранее как Lotus Sametime Unyte Meeting) связана с электронной почтой через адресную книгу, и для того, чтобы пригласить участника, достаточно ввести его имя. В зависимости от выбора спикера участникам конференции могут быть доступны все или только избранные приложения десктопа. Если даже этого не потребуется, то для совместного использования могут быть опубликованы лишь отдельные файлы-отчеты, графики, таблицы. Таким образом, участники увидят только ту информацию, которую сочтет нужным показать выступающий. По желанию пользователей облачная конференция может происходить в видеорежиме. В течение виртуальной встречи может быть проведено голосование, результаты которого будут высланы инициатору опроса по электронной почте. Пока все участники конференции еще на связи, спикер имеет возможность тут же опубликовать результаты. LotusLive Meetings позволяет разграничить права участников конференции, делегировать право получать вопросы и ответы другому лицу, отличному от выступающего. В течение сессии к конференции могут быть подключены дополнительные файлы из десктопа пользователя, приглашены дополнительные участники. Во время выступления между участниками доступен чат.

Для того чтобы конференция в облаках состоялась, необходимо соединение с Internet, доступ по протоколам HTTP/HTTPS к сервису Unyte Meeting, обеспечивающему LotusLive Meetings. Конференция работает с Windows XP, Server 2003, Vista, Mac OS X, Linux, Solaris.

Социальная сеть

Посчитав, что социальные сети становятся объектом коммерческого использования, компания IBM ввела в Lotus сервис LotusLive Connections, представляющий собой набор сервисов поддержки контактов внутри и вне компании. Богатый опыт защиты, наработанный Lotus Notes, позволяет предоставлять внешним партнерам только ту информацию, которая им действительно необходима. В пакет Connections входят следующие компоненты.

My Network – адресная книга. При установлении связи пользователь получает доступ к реальному профилю своего партнера, и, если тот меняет свой номер телефона, это будет моментально известно всем, с кем он связан.

File – библиотека файлов, обеспечивает хранение информации в режиме одновременного использования. Пользователь решает, кто должен иметь доступ к каждому из размещенных им SSL-защищенных файлов. Имеются функции контроля версий, комментарии и фильтры для поиска нужного документа.

Activities – управление проектами/списками дел. К услугам пользователя список дел по проекту, даты и средства приоритизации. Облачные документы здесь оснащены тэгами и комментариями, и для того, чтобы пользователь не забыл о важных для проекта датах, реализован процесс автоматических уведомлений по электронной почте.

Instant Messaging – защищенная система мгновенных сообщений для использования в бизнес-среде. Это средство позволяет мгновенно обмениваться данными.

Коллективная работа

Пакет LotusLive Engage, ранее известный как BlueHouse, предназначен для обеспечения совместной работы как внутри одной организации, так и в смешанном коллективе. Engage включает в себя LotusLive Connections и LotusLive Meetings, а также дополнительно сервисы Forms и Chart. Первый позволяет пользователям создавать свои собственные формы, например, для опросов общественного мнения. На экране могут быть расположены элементы форм: поля, кнопки и заголовки, а сами формы автоматически отсылаются респондентам по электронной почте. Chart позволяет представить данные в виде графиков – традиционный Lotus Notes больше всего критикуют за слабую графическую поддержку, а в облаках имеется несколько видов графических изображений: таблица, линейный график, график-пирог, облако, дерево и др. По ходу появления новых данных способ их представления может меняться в реальном времени.

Управление мероприятиями

Пакет LotusLive Event предназначен для управления мероприятиями и в дополнение к LotusLive Meetings предоставляет средства регистрации и управления информацией до и после конференции, как и средства анализа ее итогов. Event берет на себя всю рутинную работу по организации мероприятия: отсылает участникам приглашения и автоматические анонсы по электронной почте, помогает участникам зарегистрироваться, производит репетицию мероприятия и ведет лог, хранит выводы организаторов. Регистрационные данные могут быть импортированы и использованы для других мероприятий в будущем.

Интеграция

В начале 2009 года IBM анонсировала новые планы по интеграции LotusLive с продуктами других провайдров облачных сервисов – Skype, LinkedIn и Salesforce.

Сотрудничество со Skype будет проходить в двух направлениях. В первую очередь речь пойдет об инициализации видео- и аудиозвонков через Skype с использованием информации из LotusLive, что позволит избежать двойной регистрации. Во вторых, планируется реализовать импорт списка контактов из Skype для использования в LotusLive.

Для интеграции с социальной сетью LinkedIn планируется создать плагин, позволяющий одним кликом мышки высветить LinkedIn-профиль контактного лица, находясь в ящике электронной почты LotusLive. Поиск будет происходить по электронному адресу. Другой путь интеграции – предоставить пользователю LinkedIn возможность инициирования Web-конференции LotusLive, не покидая сайта LinkedIn.

Salesforce, лидер на рынке в области SaaS-решений по управлению отношениями с клиентами, планирует предоставлять своим клиентам доступ в LotusLive из своих CRM-приложений. Таким образом, для многомиллионной аудитории Salesforce станут доступны электронная почта, чат, а также социальная сеть LotusLive.

Конкурентоспособность

Рынок облачных сервисов многогранен, и корпорация IBM не стремится конкурировать со всеми существующими провайдерами. Например, решения Oracle, созданные в сотрудничестве с Amazon, ориентированы на хранение большого объема данных и предоставляют соответствующие средства Oracle в облачной среде, а IBM, напротив, пока ориентируется не на хранение, а на режим совместной работы. Именно поэтому в фокусе LotusLive – электронная почта, мгновенные сообщения и конференция. Вполне возможно, что IBM сможет составить здесь какую-то конкуренцию в будущем, когда реализует модель «платформа как сервис» (Platform as a Service, PaaS) и пользователи смогут создавать свои уникальные приложения. Lotus Notes привлекает удобным интерфейсом как разработчиков, так и конечных пользователей, и обеспечивает связь со всеми своими элементами, что привносит гибкость при создании уникального документооборота. Вероятно, эта расстановка сил будет унаследована и облаками. IBM при работе в облаках руководствуется стратегией, ориентированной на клиента, делая ставку на «виртуальное рабочее место», в котором соединяется вся необходимая для поддержки ежедневных бизнес-процессов информация и предоставляется удобная связь с сотрудниками и партнерами.

Прямыми конкурентами IBM в нише SaaS являются Microsoft с Windows Live и Google с Apps, однако LotusLive – это не совершенно новый продукт, а логичное развитие апробированной платформы Lotus Notes, переходящей от традиционной архитектуры клиент-сервер к облакам. В свое время, начиная с версий 4 и 5, в Lotus Notes была обеспечена работа с данными с помощью браузера, сохраняя надежную защиту, однако Internet-версии не предоставляли возможности мгновенной синхронизации между данными, отображаемыми браузером и Domino-сервером, – окно обновлялось каждый раз, когда происходили даже небольшие изменения. Поэтому практически одновременно с предоставлением Web-версии в IBM начали работать над тем, чтобы текущее состояние документа отражалось браузером незаметно для пользователя. Этого удалось добиться с использованием DHTML и AJAX. В версии электронной почты iNotes, вышедшей еще в 2001 году, был предусмотрен «фоновый» обмен данными с сервером, но если раньше это происходило в рамках одной компании, то сегодня та же технология перекочевывает в облака.

Решение электронной почты iNotes является сегодня одним из самых конкурентоспособных. Подобные услуги предлагает Google Apps, предоставляя почтовый ящик в 25 Гбайт вместо 1 Гбайт у iNotes, однако стоимость Google Apps на порядок выше. К тому же за дополнительную оплату дисковое пространство для продуктов LotusLive может быть увеличено до 100 Гбайт. Вполне возможно, что среди пользователей IBM появятся небольшие компании, которые ранее просто не видели доступного для них решения в облаках. Но преимущество IBM не только в доступной цене: Microsoft и до выхода IBM на облачный рынок предлагала электронную почту Deskless Worker всего за 2 долл. в месяц. Однако Microsoft формирует готовые пакеты сервисов, рассчитывая на разные ниши клиентов: Office Live Workspace, Office Live Small Business, Windows Live, Microsoft Business Productivity Online Standard Suite. Даже по названию не так легко отследить, на какую группу пользователей рассчитан тот или иной пакет. Согласно подходу IBM, пользователь сам строит свой «городок» из «кубиков», которыми являются элементы LotusLive.

Одним из примеров конкурентоспособности LotusLive может послужить интеграция с компанией Salesforce, которая уже обеспечивает из своих приложений доступ к сервисам Google Web, в том числе и к Google Apps. Среди них электронная почта, видео- и аудио-чат, что также предоставляет и LotusLive. Однако LotusLive предлагает интегрированный компонент социальной сети, который отсутствует у Google Apps и который теперь планирует предоставить своим пользователям Salesforce.

Таким образом, у LotusLive есть все шансы занять пустующие пока ниши облачных приложений и оттянуть часть потенциальных пользователей у Microsoft и Google. При этом рынок облачных вычислений продолжает расти – его объем в ближайшем будущем, по самым скромным прогнозам, составит 30-40 млрд долл., и реального снижения объема продаж никто из его игроков по своей воле не допустит.

Lotus завтра

Уже сегодня видно, что LotusLive не просто повторяет услуги традиционного Lotus Notes, а расширяет его возможности. В то время как большинство служащих в организации имеет дело с внутренним сервером Domino, сторонние партнеры могут работать с LotusLive iNotes, находясь вне корпоративной сети, но пользуясь всей необходимой им информацией, экспортированной в облако с учетом политик безопасности.

Прослеживается связь LotusLive и с традиционной средой Notes. В Engage и Connections предусматривается обмен данных с клиентом Notes: набор функций «один клик – и в облака» позволяют пользователю пересылать данные из клиента, проинсталлированного на десктопе, в облако. Однако главное преимущество традиционной среды Lotus Notes – в возможности быстрой разработке внутренних приложений и их интеграции с электронной почтой и календарем в единую бизнес-среду. LotusLive также движется в этом направлении – например, компонент Lotus Forms позволяет создавать уникальные опросы. Положительным примером программирования в облаках может служить компания Salesforce, предоставляющая услуги в сфере «платформа как сервис». Salesforce поддерживает Apps Exchange – библиотеку приложений, созданных ее клиентами. Notes Designer также начинает «подниматься» в вычислительные облака.

Облака стимулируют формирование нового подхода к вычислениям, при котором ни оборудование, ни программное обеспечение уже не принадлежат пользователю или предприятию. Вычисления в облаках – это «электричество» будущего, а необходимый ресурс предоставляется по принципу коммунальной услуги – подключаемся, используем, отключаемся и платим по факту. Сегодня провайдеры облачных вычислений активно переманивают пользователей из традиционной бизнес-модели, поэтому задачей LotusLive прежде всего будет удержать традиционных пользователей Lotus Notes. Приняв решение перейти на облачную модель, они предпочтут знакомый интерфейс и предсказуемую для них логику обмена данными. Поэтому впереди у IBM неминуема ниша PaaS, и скоро пользователи LotusLive смогут в полной мере насладиться «игрой в кубики» в облаках.

Ольга Топровер (olga.toprover@mail.ru) – независимый обозреватель (Лос-Анджелес, США).


Рисунок. Архитектура LotusLive

Таблица. Примерная стоимость1 сервисов LotusLive (за одного пользователя в месяц)


1 Приведенные цены являются рекомендованными, в частности для России и СНГ, и могут отличаться от цен, предоставленных в предложениях конкретным заказчикам.


До встречи в облаке LotusLive

Объявление в начале 2009 года о выходе LotusLive стало логичным расширением бизнес-модели продаж ПО компании IBM в сторону SaaS. Важнейшими критериями принятия решения о переходе на данную бизнес-модель являются снижение стоимости таких инфраструктур и уменьшение времени их внедрения. Лидерами по применению модели SaaS являются энергетические и строительные компании, но большой интерес к форме получения программ в виде услуг проявляют также финансовые и страховые компании, средства массовой информации, рынок развлечений и отдыха. Самими консервативными в этой сфере остаются государственные и производственные организации.
Российский рынок не остается безучастным к SaaS – почтовая инфраструктура LotusLive Notes/LotusLive iNotes интересует отечественных корпоративных пользователей и небольшие организации, например, компания Panasonic приняла решение во всех своих представительствах, в том числе и в России, перейти на LotusLive. Все чаще идут запросы от отечественных компаний на сравнение предложений по созданию инфраструктур традиционного типа (in-house) и поддерживаемых через сервисы LotusLive, предлагаемые в России, как и любое ПО от IBM в рамках программы Passport Advantage.

В рамках программы Passport Advantage заказчик получает привычное по форме предложение и больше ничего не делает – внедрение, поддержку и обновление берет на себя производитель. Кроме этого для заказчиков важной является возможность адаптации интерфейсов – находясь в среде LotusLive Notes/iNotes, сотрудники компании будут видеть привычные логотипы и цвета, присущие их компаниям, не догадываясь, что почтовый ящик хранится где-то за пределами офиса. То же самое относится и к работе в среде LotusLive Events. Сегодня в среде LotusLive можно без проблем работать с русским языком, однако полностью локализованной среды пока еще нет.

В ситуации сокращения расходов на командировки и обучение российские компании выбирают технологии дистанционного обучения или проведения телеконференций, и в этом смысле LotusLive интересует многие отечественные организации, в том числе и небольшие компании, которые до этого воспринимали IBM как «дорогого» поставщика.

Сегодня ведутся активные обсуждения по расширению функциональности LotusLive за счет приложений от бизнес-партнеров, разработанных на основе Lotus Notes/Domino, а также возможности интеграции новых сервисов от третьих провайдеров, следуя опыту с LinkedIn или Skype.

Схема лицензирования LotusLive в России не отличается от принятой во всем мире, достаточно прозрачна и не содержит скрытых расходов — пользователь платит за объем фактически предоставленных услуг.

– Галина Данилина (Galina.Danilina@ru.ibm.com), руководитель отдела продаж ПО IBM Lotus, IBM EE/A.