Признаюсь, появление в перестроечные времена огромного количества различных университетов и академий раздражало. Чем наши высшие учебные заведения не устраивало достойное слово «институт», не знаю, но, по моему убеждению, не может быть университетов пищевой промышленности или технических академий. Ведь эти звания символизируют универсальность образования, широту охвата научных направлений и глубочайший уровень фундаментальной подготовки. Аналогичный скепсис может вызвать сегодня стремление коммерческих учебных центров именовать себя академиями. Однако, надо признать, «Академия АйТи» доказала свое право носить это гордое звание.

Вряд ли на российском рынке повышения профессиональной квалификации ИТ-специалистов найдется еще один центр с таким количеством учебных направлений, охватывающих не только авторизованные курсы ведущих производителей, но и авторские курсы и программы, разработанные совместно с московскими бизнес-школами. Учебный центр реализует многие из направлений, уже обсуждавшихся в нашей рубрике: авторизованные курсы Sun Microsystems и Oracle, обучение управлению проектами, комплексную программу по информационной безопасности и др. Рассмотрим, однако работу центра как пример нового подхода к постановке программ повышения профессиональной квалификации сотрудников и руководителей ИТ-подразделений.

Базис для стратегического партнерства

Большое количество разнообразных направлений — фундамент, на котором в «Академии АйТи» намерены формировать новый тип отношений с заказчиками. По словам ректора «Академии» Игоря Морозова, центр подошел к тому, чтобы перейти от розничной продажи отдельных курсов к стратегическому партнерству с корпоративными клиентами. Смысл этого партнерства видится в том, чтобы совместно с руководством и кадровыми службами заказчика определять потребности в обучении специалистов и менеджеров ИТ-служб, исходя из перспектив развития информационной инфраструктуры компании. В «Академии АйТи» появилась такая официально не декларируемая пока услуга, как консалтинг в области подготовки ИТ-персонала. Это означает, что на основе анализа информационной системы заказчика центр подбирает для специалистов определенного профиля индивидуальную программу курсов. Взрослеющий российский бизнес все больше внимания начинает уделять выработке корпоративной стратегии обучения своих специалистов вместо эпизодического заказа отдельных тренингов.

По словам Морозова, цель «Академии АйТи» — создать настолько широкую и всеобъемлющую линейку курсов, чтобы, используя модульный принцип, можно было выстроить комплексную программу подготовки любого специалиста, включая директоров информационных служб. Наряду с технологическими тренингами по продуктам ведущих поставщиков ИТ-продуктов среди предложений центра фигурируют курсы по общему и информационному менеджменту, управлению проектами, автоматизации управления, информационной безопасности, методологии создания и внедрения информационных систем, построению систем электронного бизнеса, экономической оценке информационных проектов. «Всеядность» этого учебного центра даже немного настораживает — не в ущерб ли качеству обучения такая многопрофильность?

Авторизации

Как и большинство представленных сегодня на рынке образовательных услуг коммерческих учебных центров, в 1995 году «Академия АйТи» начинала свою работу с авторизации у поставщиков тех систем и решений, которые в то время продвигала родительская компания. Прежде всего, это была Novell, которая сама, кстати, является создателем принципов авторизованного обучения. В середине 90-х технологии Novell пользовались в России огромной популярностью и приобрели массу сторонников. Novell остается в учебном плане «Академии АйТи», соседствуя сегодня с авторизованными курсами Microsoft, Oracle, Sun, SCO, Rational, Avaya, Cisco, Software AG. Естественно, в «Академии» ведутся занятия по продуктам самой «АйТи»: курсы по структурированной кабельной системе «АйТи-СКС» и по продуктам программного семейства БОСС. «АйТи» и сегодня остается одним из основных, хотя далеко не единственным поставщиком клиентов для «Академии».

Одно из основных отличий «Академии АйТи» от других учебных центров — обширная сеть региональных филиалов, позволяющих организовать обучение непосредственно на местах. Не секрет, что в России основные возможности по повышению профессиональной квалификации в области ИТ сосредоточены в столицах, а регионам часто приходится довольствоваться услугами «серого» рынка обучения, наносящего серьезный ущерб не только бизнесу, но и репутации поставщиков. «Академия АйТи» стремится разрушить эту традицию, удвоив за последний год число своих внешних представительств — 13 филиалов от Хабаровска до Петербурга и один в Алматы.

Все филиалы работают по единому прайс-листу «Академии» и имеют возможность воспользоваться услугами любого преподавателя из любого учебного центра филиальной сети. Выбор программ в том или ином филиале обуславливается потребностями местных корпоративных заказчиков компании «АйТи», однако не всегда экономически целесообразно иметь в региональном центре штатного инструктора по определенному направлению, если необходимость в этих курсах возникнет один-два раза в год. В этом случае разумнее пригласить преподавателей из Москвы или другого филиала, где данное направление пользуется постоянным спросом. Так, постоянные преподаватели по авторизованным курсам Sun Microsystems есть в московском и красноярском учебных центрах, инструкторы по «АйТи-СКС» — в Москве и Волгограде.

Активная позиция «Академии АйТи» в регионах выгодна не только специалистам на местах, но и производителям, заинтересованным в продвижении своих решений на рынки России и СНГ. Oracle отметила региональную политику «Академии АйТи», а в декабре филиал в Алматы получил авторизацию Oracle, став вторым после учебно-консультационного центра «Форс» провайдером обучения Oracle в Казахстане (для этой страны необходима отдельная авторизация Oracle, хотя «Академия» уже читает курсы компании в России). Учебный центр предлагает достаточно широкий набор курсов по базовым технологиям Oracle, который включает в себя обучение администрированию сервера баз данных Oracle 9i, курсы по разработке приложений, моделированию и проектированию информационных систем, а также курс по Java.

Наличие разветвленной региональной сети учебных центров было одним из наиболее веских аргументов в пользу авторизации «Академии АйТи» компанией Sun Microsystems, которая прежде довольствовалась услугами одного авторизованного учебного центра, Redcenter. Получив авторизацию в прошлом году, «Академия» сейчас читает базовые курсы по системному и сетевому администрированию ОС Solaris, но планирует уже в ближайшее время расширить программу обучения технологиям Sun и, в частности, начать обучение техническому обслуживанию и анализу неисправностей оборудования корпорации.

Весной прошлого года «Академия АйТи», достигнув соответствующего соглашения с компанией SCO, начала преподавание новой программы по операционной системе Linux, включающей комплекс из пяти курсов для полномасштабной подготовки профессионалов. Программа охватывает все аспекты создания, управления и сопровождения информационных систем, реализованных на базе Linux, включая установку и системное администрирование ОС, управление сетевой инфраструктурой, управление программным обеспечением, защиту сетей от внутренних и внешних атак, а также специальные сетевые службы.

Последняя по времени авторизация была получена «Академией АйТи» от Software AG, сделавшая ее первым в России участником образовательной инициативы The XML Academy. Этот учебный трек включает курсы: «Введение в XML», «Отображение XML-документов с использованием таблиц стилей», «Создание XML-приложений с использованием DOM и SAX» и «Разработка схем XML-документов с использованием XML Schema». Для слушателей этой программы предусмотрена сертификация, которая позволяет получить статус Certified XML Engineer. Кроме того, знания XML-технологий в «Академии АйТи» можно получить в рамках авторизованного обучения Microsoft, а также на курсе «Перспективные технологии информационных систем» программы «Экономика информационных систем». Как отмечает Морозов, программа по XML реализована в центре во многом на будущее — пока отечественные разработчики не стремятся изучать Java или XML на платных курсах.

На стыке ИТ и бизнеса

Как отмечает Морозов, интересы заказчиков в сфере обучения своего персонала сегодня уже выходят за рамки тренингов по продуктам и технологиям. С изменением роли ИТ-подразделений все больше прослеживается связь между эффективностью функционирования информационной инфраструктуры и результативностью самого бизнеса компании. Это заставляет специалистов совершенствоваться не только в области технологий, но и в теории управления, методах организации бизнес-процессов, экономическом анализе и финансах, проблемах управления персоналом и т.д.

Большинство новых проектов «Академии АйТи» находятся на стыке ИТ и управленческих дисциплин; именно в развитии таких комплексных программ учебный центр видит свое будущее. Начало этому было положено в 1998 году открытием учебной программы по управлению проектами. Тогда впервые в «Академии АйТи» были предложены курсы, не связанные напрямую с проблематикой информационных технологий, хотя и рассчитанные на ИТ-менеджеров. Сегодня «Академия» проводит занятия по методологиям проектного менеджмента, основываясь на стандартах Project Management Institute. В «Академии АйТи» сознательно отказались от изучения конкретных программных пакетов управления проектами, полагая, что слушатели должны получить весь спектр фундаментальных и практических знаний по этой многогранной дисциплине, а дальше уже самостоятельно овладеть конкретным инструментарием. Кстати, на занятиях по управлению проектами компьютеры не используются. Курсы охватывают такие темы, как основы проектного менеджмента, техника составления расписания, стоимостной анализ проекта, управление рисками, управление качеством проекта, проблемы управления проектами по созданию информационных систем. Проводится также специальный курс для руководителей высшего звена, знакомящий их с современными методами организации управления проектами и позволяющий оценить достоинства принципов и технологий проектного менеджмента.

Следом была поднята тема автоматизации управления предприятием. В блоке разработанных в учебном центре курсов по автоматизации рассматриваются теоретические основы автоматизации предприятий, системы управления предприятием класса MRP II и ERP. Как отмечают в «Академии», на начальном этапе программа была своеобразным ликбезом для руководителей, перед которыми вставала задача выбора комплексной информационной системы для автоматизации ключевых процессов своего бизнеса. По мнению Морозова, на сегодня задача «ликвидации безграмотности» в этой области во многом уже решена. Компании либо остановились на определенном поставщике ЕRP-решения, либо имеют возможность привлечь консультантов, поэтому востребованность этих курсов как самостоятельной программы снизилась.

В конце 2001-го — начале 2002 года открылись два новых направления по подготовке руководителей ИТ-подразделений. Программы задумывались как комплекс взаимосвязанных дисциплин, включающих все необходимые современному СIO компетенции в области общего менеджмента, финансов и экономики. Для реализации этих амбициозных планов учебному центру, специализирующемуся на информационных технологиях, не обойтись без привлечения внешних преподавательских сил с соответствующими знаниями и опытом. Поэтому новые программы для ИТ-менеджеров реализованы совместно с представителями вузовского бизнес-образования. Сотрудничество с государственными образовательными организациями позволило «Академии АйТи», которая сама не имеет государственной аккредитации, придать этим программам степенной статус (по окончании обучения слушатели получают государственные дипломы).

Двухгодичная программа МВА (Master of Business Administration) со специализацией «Информационный менеджмент» (Master of Business Information, MBI), реализованная совместно с Институтом информационных систем управления Государственного университета управления, рассчитана главным образом на недавних выпускников вузов, которые стремятся развить свою карьеру и стать полноценными ИТ-менеджерами. Фактически, слушатели этой программы получают второе высшее образование, соответствующее стандартам МВА, о чем свидетельствует диплом с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования». Программа MBA/MBI включает изучение научных основ бизнеса и информационного обеспечения основных функций управления, а также ряда специальных дисциплин, в которых рассматриваются такие темы, как стратегия развития бизнеса и информационных ресурсов компании, реструктуризация управления компанией и информационное обеспечение этого процесса, использование Internet как среды ведения бизнеса, инновационный менеджмент и управление проектами.

Программа CIO — следующая ступень образования, позволяющая ИТ-руководителям расширить свои профессиональные компетенции до уровня ИТ-директора. Эта программа профессиональной переподготовки вдвое короче MBA/MBI и организована совместно со Школой ИТ-менеджмента Академии народного хозяйства. По ее окончании слушатели получают государственный диплом АНХ с присвоением степени «Мастер информационного менеджмента». Программа включает концептуальные, базовые менеджерские и специальные ИТ-дисциплины. Программа разделена на две специализации: CIO — подготовка директоров информационной службы; MIS (Managemet Information Systems) — для первых лиц предприятий, которые будут принимать стратегические решения по применению новых технологий в бизнесе.

В обеих программах сегодня завершается первый полный цикл обучения; уже набраны следующие потоки слушателей. В целом, попытку интегрировать в единое целое направления бизнес-образования и ИТ в учебном центре считают успешной. Но выявился и очевидный минус — глобальность и длительность программ не устраивает всех ИТ-менеджеров. Программы CIO и MBA/MBI не позволяют выбирать актуальный для слушателя и компактный по времени блок курсов, как и в случае серьезной вузовской подготовки, их необходимо пройти целиком. В «Академии АйТи» пытаются восполнить этот недостаток, выпуская новый учебный трек, разработанный совместно с МГУ. Программа «Экономика информационных систем» является сокращенным вариантом одноименной программы магистратуры экономического факультета, о которой рассказывалось в предыдущем выпуске рубрики. Новая программа имеет модульную структуру, и слушатели учебного центра смогут выбирать наиболее интересные для себя цепочки курсов. Программа, рассчитанная на менеджеров высшего звена, призвана дать им знания, необходимые для принятия обоснованных решений по внедрению информационных систем исходя из анализа их эффективности с точки зрения бизнеса. Программа включает тематические блоки курсов по основам ИТ, системам поддержки принятия решений, управлению ИТ и управлению акционерной стоимостью. Надо отметить, правда, что со стороны научного руководства программы в МГУ существуют серьезные возражения по поводу ее модульной организации: в Университете считают, что, перестав быть цельной, она частично потеряет свою ценность для слушателей.

Надо упомянуть еще одно направление в «Академии АйТи», которое не относится к стандартным авторизованным курсам, — обучение информационной безопасности. Не первый год в центре ведется преподавание курса по защите информации и обеспечению безопасности на предприятиях, разработанного совместно с департаментом информационной безопасности «АйТи» и Гостехкомиссией, а также технического курса по защите компьютерных сетей. Учитывая большой интерес к этой теме, с осени прошлого года «Академия» включила в свое расписание несколько новых курсов по информационной безопасности, выстроив еще одну комплексную учебную программу. Она включает в себя базовый курс «Основы безопасности предприятия в современных условиях», который должен дать руководству предприятий и начальникам служб безопасности основополагающие знания по проблемам обеспечения безопасности компании в целом, включая экономическую, информационную и техническую безопасность. Затем эти представления детализируются в специальных курсах по экономической безопасности предприятия, информационной безопасности, промышленному шпионажу, организации защиты информации от технических разведок и утечки по техническим каналам, безопасности информации в компьютерных сетях.