Опубликованные недавно двумя аналитическими группами отчеты оставляют вопросы относительно точного позиционирования IBM на рынке облачных вычислений.

Подразделение исследований рынка Deutsche Bank выпустило материал по заголовком «Почему IBM не догонит AWS», где утверждается, что ориентация IBM на гибридные облака оставляет компании сегмент меньший по размеру и отличающийся от того, в котором работает Amazon Web Services.

В отчете UBS Global Research рынок облачных вычислений рассматривается более широко, а IBM, по мнению его авторов, входит в «большую четверку» провайдеров облачных сервисов наряду с AWS, Microsoft Azure и Google Cloud Platform.

Противоречия, содержащиеся в двух этих отчетах, мешают дать определенный ответ о том, каковы сегодня позиции IBM на облачном рынке.

В то время как многие другие поставщики компьютерной инфраструктуры уже были готовы «выбросить полотенце», в IBM, получив от Deutsche Bank кредит в размере 2 млрд долл. в 2013 году, потратили его на приобретение платформы SoftLayer. После этого корпорация инвестировала еще более миллиарда долларов в расширение своего присутствия на облачном рынке. Но несмотря на значительные инвестиции в Deutsche Bank утверждают, что сервисы IBM не пользуются таким спросом, как сервисы конкурентов. В первом квартале текущего года рост оборота AWS составил 64%, а Azure – 120%, в то время как у IBM он едва перевалил через двузначную отметку. Годовой доход IBM от продажи сервисов превышает 5 млрд долл., но на SoftLayer из этой суммы приходится лишь 700 млн долл. Доходы IBM от публичных облачных сервисов превосходят доходы Google, но составляют менее половины от доходов Azure.

В UBS, напротив, считают, что IBM находится в числе лидеров облачного рынка: «Данные UBS Evidence Lab показывают, что ситуация, при которой победитель получает все, в облаке невозможна – многие клиенты сознательно отказываются от консолидации, предпочитая пользоваться услугами разных поставщиков». AWS, Azure, Google Cloud Platform и IBM борются за долю на рынке, совокупный оборот которого к 2020 году может достичь 100 млрд долл. При этом «большая четверка» контролирует 92% этого рынка.

В UBS полагают, что наибольший выигрыш от роста популярности публичных облачных сервисов получили AWS и Google Cloud Platform. В то же время рост числа облачных сервисов негативно отразился на деятельности Hewlett Packard Enterprise, EMC, Cisco, NetApp, Rackspace и Brocade. Результаты, продемонстрированные Oracle, IBM и Arista Networks, не позволяют делать какие-то однозначные заключения.

Deutsche Bank более критично относится к приверженности IBM облакам на базе «чистого железа», без предложений виртуальной инфраструктуры. В Deutsche Bank утверждают, что речь здесь идет о меньшем по объему рынке по сравнению с предложениями публичных сервисов IaaS трех других поставщиков. «Мы пришли к выводу, что IBM SoftLayer уступает позиции AWS и Microsoft Azure на рынке публичных облачных сервисов. В сравнении с конкурентами у IBM SoftLayer имеются пробелы как в техническом плане, так и в плане обслуживания, но при этом цены оказываются выше, чем у совместно используемых виртуальных серверов. Ориентируясь на гибридные и чисто аппаратные сценарии и уже имеющуюся клиентскую базу, IBM собирает иную аудиторию с иными требованиями. Что же касается публичных облаков, то, как настаивают в Deutche Bank, в этой гонке остаются всего три основных участника: Amazon, Microsoft и Google».

В UBS, между тем, утверждают, что AWS лидирует на рынке IaaS и PaaS с долей в 32%, следом идет Azure с 13%, а далее IBM с 7% и Google с 6%.

Разные оценки, появившиеся в отчетах, свидетельствуют о том, что рынок облачных вычислений по-прежнему развивается. В прошлом году в магическом квадранте Gartner для рынка IaaS корпорация IBM получила высокие оценки, но в категорию»лидеров" попали лишь две компании: AWS, опережающая на сегодняшний день на рынке всех остальных, и Microsoft Azure.

IBM в своих предложениях нацеливается не только на гибридные облака, но и на использование компонентов с открытым кодом. У корпорации имеется широкий спектр сервисов в сегментах IaaS, PaaS (IBM Bluemix) и SaaS.