В начале февраля компания PayPal и агентство Data Insight провели свое уже ставшее традиционным ежегодное исследование состояния рынка онлайн-коммерции и электронных платежей в России. В онлайн-исследовании, которое охватило все типы населенных пунктов России, приняли участие более 4 тыс. активных пользователей Интернета в возрасте от 18 до 64 лет.

За прошедший год количество платежей, проведенных посредством Интернета, заметно выросло. Так, по сравнению с прошлым годом в 1,2 раза увеличилась доля опрошенных, использующих онлайн-платежи в самых разных целях. Что касается способов, которые выбирают для их совершения, то здесь активнее всего растет сегмент электронных кошельков – число тех, кто использовал этот способ оплаты, за прошлый год увеличилось на 42%. На втором месте по динамике роста — мобильные банковские приложения (рост на 35%). Число тех, кто платил со счета мобильного телефона, увеличилось на 30%, подсчитали в Data Insight.

Особенно заметен рост в области переводов между частными лицами (20%), рассказал один из основателей и партнеров Data Insight Федор Вирин. О совершении таких переводов заявили 69% опрошенных. Чаще всего в Интернете оплачивали товары и услуги (75% респондентов, это на 12% больше по сравнению с исследованием 2015 года), 43% совершали покупки в заграничных онлайн-магазинах (рост на12%).

При этом, подчеркнул Вирин, на поведение покупателей мало повлияли кризисные явления в экономике. Доля интернет-пользователей, совершавших покупки в интернет-магазинах (отечественных и зарубежных), выросла на 6% и достигла 72%, при этом доля активных покупателей (то есть тех, кто совершил покупки за последние 30 дней) увеличилась на 4% и составила 54%. Онлайн-платежи для оплаты покупок хотя бы однажды за месяц использовали 84% респондентов. Исследование также показало, что чаще всего в онлайн-магазинах покупают электронику и различную технику, и доля таких покупок продолжает расти (46% общего количества покупок в 2016 году против 37% в 2015-м), на втором месте — книги и диски (там рост идет еще активнее — с 34% в 2015 году до 50% в текущем). Спрос на другие категории товаров, скорее всего, продолжает восстанавливаться после прошлогоднего падения.

Самые «сетевые» категории товаров — книги и электроника

  2014 2015 2016
Электроника и техника 36% 37% 46%
Книги и диски 34% 47% 50%
Автотовары и запчасти 30% 30% 30%
Товары для дома и дачи, стройматериалы 13% 19% 20%
Одежда и обувь 32% 28% 29%
Детские товары 36% 31% 35%

Источник: PayPal/Data Insight, 2016.

Исследователи также изучили, как часто владельцы смартфонов используют мобильные приложения при покупках и оплате услуг. Выяснилось, что за последние 30 дней совершали платежи с этих мобильных устройств 64% опрошенных и 79% установили хотя бы одно приложение для платежей или покупок.

66% всех владельцев смартфонов постоянно используют приложения для платежей и покупок, при этом особенно популярны банковские приложения (установлены у 52%, использовались за последние семь дней у 40%); приложения магазинов, в том числе онлайновых (установлены у 38% владельцев смартфонов, но активно используют их 25%), по приложениям для онлайн-платежей доли соответственно 26 и 15%, по сервисам объявлений — 27 и 15%. Почти треть (30%) владельцев смартфонов установили также приложения для сканирования штрихкодов, но только 9% пользовались ими в последние семь дней.

Не только тратить, но и зарабатывать в Интернете

Простота совершения онлайн-платежей, в том числе трансграничных, привела к увеличению числа тех, кто занимается в Сети личным бизнесом, сообщил партнер Data Insight Борис Овчинников. Так, 46% опрошенных согласились, что с онлайн-платежами проще продавать свои услуги или товары через Интернет, 27% заявили, что уже получают онлайн-переводы за оказанные ими услуги или за сделанные ими товары, при этом 4,5% продавали товары и услуги не только по России, но и в другие страны.

Чаще всего частные лица продают в Интернете услуги по консультации (это может быть юридическое посредничество, консультирование по ПО или «железу» и т. д.), их доля составляет 20%. Не намного отстают от них продавцы различных товаров, сделанных своими руками (19%). Дизайнерские услуги являются предметом продажи в 11% случаев, услуги по написанию и переводу текстов — в 7%. Еще 7% используют онлайн-платежи для получения вознаграждения за различные услуги, оказанные в офлайне, — ремонт, косметические процедуры и т. д.

О популярности такого способа заработка косвенно свидетельствуют и данные о целях онлайн-переводов между частными лицами. 26% таких переводов делались в качестве оплаты за товары или услуги, 6% опрошенных переводили деньги при участии в совместных покупках. Также популярны переводы родственникам (в 20% случаев делались разово и в 13% регулярно) и благотворительная помощь — в 16% помогали друзьям или знакомым и в 4% случаев — незнакомым людям.